Урок экологии на тему «История становления экологии человека» (10–11 классы)
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
История становления экологии человека
Со здоровьем люди издавна связывали свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться. Во многих странах мира на всех этапах развития человеческого общества формировались свои представления о здоровье.
Великий мыслитель и философ Аристотель писал: «Здоровье человека - счастье. Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека - в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью». Еще древние греки наделили мифического бога врачевания Асклепия (в римской мифологии - Эскулапа) двумя дочерьми - Панакеей (Панацеей) и Гигиеей. Первой была отведена роль лечения больных-людей, второй - профилактика болезней у здоровых путем использования полезных и устранения вредных факторов среды обитания, а также формирования на этой основе здорового образа жизни. Результаты эмпирических наблюдений выражались в виде обычаев, традиций, законов и религиозных правил. Позднее они суммировались в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). В работах «О воде, воздухе и местностях», «О здоровом образе жизни» он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.
На Востоке выдающуюся роль в изучении влияния внешней среды на здоровье человека сыграл знаменитый ученый Абу Али Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, правильном питании, уходе за детьми и т. п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду. В ХУ-ХУ1 вв. внешняя среда и условия жизни людей признаются ведущими в возникновении и развитии болезней. Врач и астроном Дж. Фракасторо обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат «О заразных болезнях» (1546 г.), а врач Рамаццини - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей (1700 г.).
Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул необходимость точных исследований влияния факторов внешней среды на здоровье человека.
Первыми крупными сочинениями в этом направлении были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне.
В России, как и в других странах, зачатки эмпирических знаний о связи условий жизни и здоровья людей возникли еще в Киевской и Новгородской Руси. Они нашли свое отражение в трактате о быте зажиточной русской семьи - «Домострое». Позже издается ряд указов об охране внешней среды и здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737 г.), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741 г.)
С развитием промышленности возникла потребность в научных, экспериментально обоснованных гигиенических рекомендациях по защите здоровья людей от неблагоприятных факторов внешней среды. Эту задачу начал успешно решать в 1871 г. в Императорской медико-хирургической академии профессор А. П. Доброславин. Научный коллектив под его руководством провел многочисленные исследования воды, воздуха, почвы, продуктов питания, одежды, жилищ и т. п., с точки зрения оценки их влияния на жизнедеятельность людей.
Термин «экология человека» введен в науку американскими учеными Р. Парком и Э. Берджесом в 1921 году. Однако как научное направление экологии оно сформировалось только в 80-е годы. По определению ведущих отечественных ученых в этой области, В. П. Казначеева и А. Л. Яншина, экология человека - это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодей ствия человека и окружающей его космопланетарной среды.
Она изучает вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека, закономерности биосоциальной организации человеческих популяций, влияние различных факторов окружающей среды на человеческий организм
Влияние внешних факторов окружающей среды на здоровье человека изучают и другие науки, такие, как медицинская география, экогигиена, валеология и др. Таким образом, в настоящее время образовался комплекс наук, исследующих здоровье людей планеты, способы его сохранения и укрепления. Объектом исследования этих наук является человек и человеческие популяции, предметом изучения - здоровье человека и человеческих популяций, целью - сохранение и укрепление здоровья, а методом достижения поставленной цели - профилактика болезней и преждевременного изнашивания организма путем оздоровления окружающей среды и организации здорового образа жизни людей.
Вопросы и задания
1.Как происходило становление нового направления экологии - экологии человека?
2.Что изучает экология человека?
3.Что является объектом, предметом и целью данного научного направления?
4. Каким образом достигается эта цель?
Экология человека и экологические проблемы
Введение в социальную экологию. Лекция 2. Экология человека
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/
https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций