12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72126
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

История становления экологии человека

Со здоровьем люди издавна связывали свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться. Во многих странах мира на всех этапах развития человеческого общества формировались свои представления о здоровье.

Великий мыслитель и философ Аристотель писал: «Здоровье человека - счастье. Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразу­мии и добродетели. Наслаждение человека - в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью». Еще древ­ние греки наделили мифического бога врачева­ния Асклепия (в римской мифологии - Эскула­па) двумя дочерьми - Панакеей (Панацеей) и Гигиеей. Первой была отведена роль лечения больных-людей, второй - профилактика болез­ней у здоровых путем использования полезных и устранения вредных факторов среды обитания, а также формирования на этой основе здорового образа жизни. Результаты эмпирических наблю­дений выражались в виде обычаев, традиций, законов и религиозных правил. Позднее они суммировались в первых научных трудах, при­надлежащих знаменитому врачу древности Гип­пократу (460-377 гг. до н. э.). В работах «О во­де, воздухе и местностях», «О здоровом образе жизни» он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.

На Востоке выдающуюся роль в изучении влияния внешней среды на здоровье человека сыграл знаменитый ученый Абу Али Ибн Си­на, известный в Европе под именем Авицен­ны. Он разработал многие гигиенические пра­вила об устройстве и содержании жилищ, правильном питании, уходе за детьми и т. п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду. В ХУ-ХУ1 вв. внешняя среда и условия жизни людей признаются ведущими в возникнове­нии и развитии болезней. Врач и астроном Дж. Фракасторо обоб­щает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат «О заразных болезнях» (1546 г.), а врач Рамаццини - трак­тат о болезнях, обусловленных профессиями людей (1700 г.).

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культу­ры выдвинул необходимость точных исследований влияния фак­торов внешней среды на здоровье человека.

Первыми крупными сочинениями в этом направлении были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Па­риже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне.

В России, как и в других странах, зачатки эмпирических зна­ний о связи условий жизни и здоровья людей возникли еще в Ки­евской и Новгородской Руси. Они нашли свое отражение в тракта­те о быте зажиточной русской семьи - «Домострое». Позже изда­ется ряд указов об охране внешней среды и здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737 г.), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741 г.)

С развитием промышленности возникла потребность в науч­ных, экспериментально обоснованных гигиенических рекоменда­циях по защите здоровья людей от неблагоприятных факторов внешней среды. Эту задачу начал успешно решать в 1871 г. в Императорской медико-хирургической академии профессор А. П. Доброславин. Научный коллектив под его руководством провел многочисленные исследования воды, воздуха, почвы, про­дуктов питания, одежды, жилищ и т. п., с точки зрения оценки их влияния на жизнедеятельность людей.

Термин «экология человека» введен в науку американскими учеными Р. Парком и Э. Берджесом в 1921 году. Однако как на­учное направление экологии оно сформировалось только в 80-е годы. По определению ведущих отечественных ученых в этой об­ласти, В. П. Казначеева и А. Л. Яншина, экология человека - это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодей­ ствия человека и окружающей его космопланетарной среды.

Она изучает вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возмож­ностей человека, закономерности биосоциальной организации человеческих популяций, влияние различных факторов окру­жающей среды на человеческий организм

Влияние внешних факторов окружающей среды на здоровье человека изучают и другие науки, такие, как медицинская гео­графия, экогигиена, валеология и др. Таким образом, в настоящее время образовался комплекс наук, исследующих здоровье людей планеты, способы его сохранения и укрепления. Объектом иссле­дования этих наук является человек и человеческие популяции, предметом изучения - здоровье человека и человеческих популя­ций, целью - сохранение и укрепление здоровья, а методом дос­тижения поставленной цели - профилактика болезней и прежде­временного изнашивания организма путем оздоровления окру­жающей среды и организации здорового образа жизни людей.

Вопросы и задания

1.Как происходило становление нового направления эко­логии - экологии человека?

2.Что изучает экология человека?

3.Что является объектом, предметом и целью данного научного направления?

4. Ка­ким образом достигается эта цель?

Экология человека и экологические проблемы

 

 

 

Введение в социальную экологию. Лекция 2. Экология человека

 

 

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/

https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.