Конспект урока математики в 4 классе по теме «Деление на двузначное число»
Конспект пробного урока
Ф.И: Ковалёва Валентина
Предмет: Математика.
Дата проведения:
Класс: 4 «А».
Тема: «Деление на двузначное число»
Тип урока: урок формирования умений.
Создать условия для реализации целей:
Предметные (Пр):
- Формировать умение делить многозначные числа на двузначные.
- Формировать умение решать составные задачи разными способами арифметическим методом.
- Формирование устных вычислительных умений.
Метапредметные:
Регулятивные (Р): контролировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать тему и цели урока, осуществлять контроль деятельности партнеров, планировать собственную деятельность, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.
Познавательные (П): развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление у обучающихся; поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы; оформлять мысли в устной форме; формирование двигательных умений, умение решать задачи разными способами.
Коммуникативные (К): умение слушать и слышать учителя; умение использовать речь для регуляции своих действий; умение формулировать собственное мнение; умение понимать задаваемые вопросы; умение выражать и обосновывать свою точку зрения; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные (Л): Осознание связи математики с другими науками (география); иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу); развивать математическую речь, память, логическое мышление; уметь слышать и слушать собеседника; обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека; формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; умение организовать себя и свое учебное место.
Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), объяснительно – иллюстративный, практические (упражнения, работа у доски).
Средства обучения: - для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник В.Н Рудницкая «Математика» 4 класс, 2 часть.
- для учащихся: учебник В.Н Рудницкая «Математика» 4 класс 2 часть, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, ручка.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р) |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
Мотивационный этап. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1мин. |
Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Эдуардовна Сегодня мы с вами проведем урок математики. Присаживайтесь. Проверка готовности к уроку –Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, рабочая тетрадь, ручка. –Откройте тетради запишите сегодняшнее число (17марта), классная работа. Эмоциональный настрой - Сегодня нас ждёт большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. |
Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Настраиваются на дальнейшую работы |
Умение организовать себя и свое учебное место. (Л.) Умение слушать и слышать учителя. (К.) Иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу) (Л.) |
2. Актуализация знаний. Цель этапа: готовность мышления и формирование устных вычислительных умений.6 мин. |
- Предлагаю начать наш урок с устного счета. - Я буду читать высказывания, а вы должны определить истина это или ложь, если истина пишите букву И, если ложь букву Л. 1. Километр- единица массы. (Л.) (Километр- единица длины) 2. 640 разделили на 8, получили 70. (Л) 3.Сумма 90 и 82 равна 172. (И) 4. 9 увеличили на 21, получили 30. (И) 5.Произведение 92 и 7 равно 581. (Л) 6.Частное чисел 48 и 6 равно 8. (И) 7.Уменьшаемое меньше вычитаемого. (Л) 8.7 увеличили в 6 раз, получили 42.(И) Молодцы ребята! |
Отвечают вопросы Определяют высказывания истинное оно или ложное. |
Формирование вычислительных умений (Пр.). Умение слушать и слышать учителя (К.). |
3. Постановка темы и целей занятия. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 3 мин |
-Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Деление многозначного числа на двузначное число). -Чему учились? (учились делить многозначные числа на двузначные). -Сегодня мы с вами продолжим работать по теме деление на двузначное число. - Какая основная цель сегодняшнего урока? Дети ведь цель следует из темы. Думайте. (учиться делить на двузначные числа). - А еще чему мы должны учиться? (учиться правильно объяснять при работе у доски) - Еще мы будем учиться решать задачи. - Молодцы ребята! |
Отвечают на вопросы учителя Высказывают разные варианты. Ставят цели на урок. Планируют свою деятельность. |
Оформлять мысли в устной форме. (П.) Умение понимать задаваемые вопросы. (К.)
Умение ставить цели и планировать свою деятельность (Р).
Умение слушать и слышать учителя (К). |
4.Формирование умений. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. 13 мин. |
- Предлагаю открыть учебник на восьмидесятой страницы и прочитать задание под номером 4 268 800 : 84 = 3200 121 000 : 11 = 11000 196 196 : 14 = 14014 144 144 : 12 = 12012 -Прочитайте задание. (один ученик читает вслух). -Решаем в столбик у доски с объяснением, все остальные в тетради. - Кто желает выйти и напомнить нам алгоритм рассуждения?(выходит один ученик и решает). (Каждое выражение новый ученик у доски с подробным комментированием, остальные в тетради). Образец рассуждения ученика: Пишу делимое 268 800, уголок, делитель 84; Первое неполное делимое 268 , в частном будет 4 цифры, образую первое неполное делимое: 26 не можем разделить на 84. Делим 268 на 84. Сколько раз 84 умещается в числе 268? Подбираю первую цифру в частном, пишу 4. Умножаю 84*4=252. Вычитаю и сравниваю. 16 меньше 84. Сносим вниз 8. Делим 168 на 84. Сколько раз 84 умещается в числе 168? Подбираю вторую цифру в частном, пишу . Умножаю 84*2=168. Из 168 вычитаю 168 и узнаю сколько единиц осталось. Получаю 0. В делимом больше цифр нет, сношу 2 нуля. Читаю ответ 3200.
- Как проверить правильность выполненного деления? ( умножением) В случае ошибки на доске: - Кто исправит ошибку допущенную одноклассником? |
Работают с учебником Отвечают на вопросы учителя. Находят значения выражений. Выражают свои мысли. Проводят взаимопроверку. Рассуждают, делают вывод. |
Формировать умение делить на двузначное число(Пр). Развивать математическую речь, память, логическое мышление; (Л.) Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. (П.) Развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление у обучающихся. (П.) Умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами(К). Умение понимать задаваемые вопросы (К). Построение логической цепи рассуждений. Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы(П). |
5. Физкультминутка. 1 мин |
- Дети, встанем, отдохнем. - Руки вверх, в стороны, руки вперед, присели 4 раза. - Встали, потянулись. Тянемся, тянемся. - Опустили руки, встряхнули руками.
|
Выполняют предложенные действия |
Формирование двигательных умений. (П.) |
6.Формирование умений (продолжение). 14 мин. |
- Продолжаем работу. - Запишите в тетради номер 8. 1. Восприятие и анализ содержания задачи. -Прочитайте задачу. Задача: ( В 16 одинаковых мешках 768 кг моркови. Сколько килограммов моркови в 32 таких мешках? Решите двумя способами.) - Прочитайте еще раз, выделяя голосом главные слова и данные (числа). - О чем говорится в задаче? ( В задаче говорится что в 16 одинаковых мешках 768 кг моркови. - Что известно в задаче? (известна общая масса кг моркови в 16 мешках) - Что требуется найти в задаче? (общую массу кг моркови в 32 таких мешках) -Как вы понимаете, что значит «в 32 таких мешках»? (одинаковые по массе). - Давайте составим к этой задаче таблицу. - Сколько будет столбцов? - Сколько будет строк? - Какие величины? (масса одного мешка) (количество мешков) (общая масса) Масса Кол-во Общая одного мешков масса мешка ? 16 шт. 768кг. одинак. ? 32 шт. ? 2 этап. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. - Какой вопрос задачи? ( сколько кг моркови в 32 мешках) - Какие два числа надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (количество мешков и массу одного мешка) - Что известно в задаче, какое это число? (известна общая масса кг моркови в 16 мешках) - Что в задаче неизвестно? (масса одного мешка) -Что означает число 768? (Общая масса моркови). - Что означает число 32? (количество таких же мешков). - Какое число нужно найти? (Общую массу моркови в 32 мешках).
Вопросы синтеза: - Зная, общую массу моркови в 16 мешках, что я могу узнать? (массу одного мешка) - Каким действием? (делением) -Почему делением? (Общую массу должны разделить на 16 равных частей, сколько в одной части, такова масса одного мешка, значит действие деление) - Зная, сколь кг моркови в одном мешке, что можем узнать? (сколько кг моркови в 32 мешках) -Каким действием? (умножением) -Почему умножение? (массу одного мешка взять 32 раза– это действие умножение.) 3 этап. Осуществление плана решения задачи и запись решения. - Во сколько действий задача? ( в два действия)
1) 768:16=48(кг)-в одном мешке Ответ: 1536 кг моркови в 32 таких мешках. –Молодцы! - А могли бы мы не решая сказать, что искомое число больше 768? (могли бы) Почему? - Как узнать во сколько раз больше? (нужно 32 разделить на 16) 1) 32 : 16 = 2 (в 2 раза больше) - А потом мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да) -Каким действием? (Надо 768 умножить на 2) 2) 768*2=1536 (кг) - Молодцы ребята! |
Работают с учебником, выполняют задания Читают задачу Работают около доски Отвечают на вопросы Составляют план решения задачи Записывают оформление задачи на доске и в тетрадь Составляют таблицу к задаче Решают задачу двумя способами Решают задачу первым способом Решают задачу вторым способом |
Уметь слышать и слушать собеседника. (Л.) Контролировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу. (Р.) Формирование вычислительных умений. (Пр.) Умение выражать и обосновывать свою точку зрения. (К.) Планировать собственную деятельность, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления. (Р.) Умение правильно оформлять запись решения арифметическим методом при \решение задач. (Пр.) Формирование вычислительных умений. (Пр.)
Умение проводить поиск решения от вопроса к данным (Пр).
Умение решать задачи разными способами (Пр.)
Формирование вычислительных умений. (Пр.) |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нов. знания 2 мин. |
- Давайте подведем итог урока. - Давайте вспомним, какие цели мы ставили на урок. - Можно ли сказать, что наш урок прошел продуктивно, с пользой? - Что нового вы сегодня узнали? - Было ли вам трудно? - Пожалуйста, оцените своих одноклассников, кому можно поставить оценку и за что. (Отметку ставит учитель). - За активность на уроке и правильные ответы на все вопросы получаю 5… - Те кто были менее активны и не совсем точно отвечали на вопросы получают 4. - Спасибо за урок. До свидания. |
Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя и своих одноклассников. |
Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию. (К.) Развитие умения анализировать свою деятельность, делать выводы (Р). |