Тема: ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ В РОССИИ.
Технологическая карта урока
Тема | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: | Формирование представлений об общих чертах и различиях в экономическом развитии России и стран Европы, о необходимости преобразований в России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знать особенности промышленного переворота в России и какие причины ограничивали его масштабы, основные черты европейской индустриализации, социально-экономическое положение России в середине 19 века и предпосылки отмены крепостного права. | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы | Урок введения нового знания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы | Учебник, иллюстрации, карта, документы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Оргмомент. мотивирование | Включение в деловой ритм. Добрый день, сегодня урок у вас проеду я. Зовут меня ТОН Проверьте все ли вы приготовили, у вас лежат документы и раб. Листы. Эпиграф урока: «Дело об освобождении крестьян считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества». «Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому (освобождению крестьян) прийти». Александр 2 | Подготовка класса к работе | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. актуализация | Тест на 5 вопросов: Вы только что прошли Правление Николая 1. Давайте проверим как вы усвоили материал: 1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было: А) введение гражданских свобод Б) укрепление роли государственного аппарата В) усиление роли общественных организаций 2. Господствующим направлением в русской и европейском искусстве начала 19 века оставался: А) классицизм Б) романтизм В) реализм Г) сентиментализм 3. При Николае I в управлении страной более значимую роль стал(а) играть: а. Сенат б. Государственный Совет в. Собственная Его Величества канцелярия г. Комитет министров 4. Прозвище "жандарм Европы" Николай I получил за А) победы России в Европе Б) подавление революционных движений в Европе В) введение жесткого международного цензурного устава 5. Прочитайте текст об обороне Севастополя и заполните пропуски именами ее участников: Когда союзные войска двинулись к Севастополю, он был защищен только с моря. Войска (1) покинули его. Оборону города, где оставался гарнизон и моряки, возглавил начальник штаба флота адмирал (2) . После смертельного ранения начальника штаба флота руководство обороной взял на себя (3). Его помощниками, организовавшими оборону, были адмирал (4) и военный инженер генерал (5). Имена многих героев обороны, таких, как матрос (6), прославились на всю Россию. Сотни жизней раненых спасли хирург (7) и первая русская сестра милосердия Дарья Севастопольская. Имена: а) В.И. Истомин б) Н.И. Пирогов в) В.А. Корнилов г) П. Кошка д) П.С Нахимов е) Э.И. Тотлебен ж)А.С.Меншиков
1 ошибка -5 2-3 ошибки -4 4-5 ошибок -3 6 и более- 2 А теперь поднимите вверх руки у кого нет ошибок или 1 и т.д. Молодцы. А сейчас перейдем к новой теме, но вначале внимание на доску: Перед вами фрагменты из фильмов из произведений, написанных в 19 веке. Внимание на доску. ДЖ. ГОЛСУОРСИ АНГЛ.ПИСАТЕЛЬ XIX-XX ВЕКА «В 37-М ГОДУ, КОГДА КОРОЛЕВА (ВИКТОРИЯ) ВЗОШЛА НА ПРЕСТОЛ: ЕЩЕ ХОДИЛИ ПОЧТОВЫЕ КАРЕТЫ, ДЛЯ НИЩИХ СТРОИЛИ ЗАКУТЫ. БЕЗ МАЛОГО ДВА ПОКОЛЕНИЯ СМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ПОР, А ЗА ЭТО ВРЕМЯ – ПАРОХОДЫ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, ТЛЕГРАФ, ВЕЛОСИПЕДЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ТЕЛЕФОНЫ И ВОТ ТЕПЕРЬ ЭТИ АВТОМОБИЛИ – ТАКОЕ НАКОПЛЕНИЕ БОГАТСТВ. ИЗ РОМАНА ДЖ. Голсуорси «Сага о Форсайтах» А теперь посмотрите внимательно на слайды: Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос: «Что объединяет данные слайды?» Когда и при каких обстоятельствах возможно появление фабрик? Что такое промышленная революция? Была ли она в России? Промышленный переворот – это процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Когда начинается промышленный переворот в странах Европы и США? (2 пол. 18 в. – начало промышленной революции) Каков итог правления Николая 1? (Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); незавершенный промышленный переворот; наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.) «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». (Мозговой штурм) Как вы думаете кому принадлежит данная фраза? «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». 1 .Николай 1 2. Александр 1 3. Александру 2 4. М. Сперанский 5. = Николаю 1 Почему вы так решили? Свою точку обоснуйте. Обобщая ответы: Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная н В, еравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику. О чем мы сегодня будем говорить? Скажите как называется тема нашего урока? ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ В РОССИИ. Индустриализация - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному. Каковы Цели урока? Цель: выявить особенности промышленного переворота в России; выяснить предпосылки отмены крепостного права, роль Александра 2 в подготовке реформ, сформировать представление об общих чертах и различиях в экономическом развитии России и стран Европы, о необходимости преобразований в России. Как вы думаете с чего мы можем начать изучать данную тему? Россия ведет активную внешнюю политику и является важным торговым партнером стран Европы. Намечается экономическое отставание от стран Европы. Отмена крепостного права план урока: Европейская индустриализация Промышленный переворот в России 3.Предпосылки реформ | Формулирование целей урока Планируемый ответ учащихся: ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ В РОССИИ. Цель: выявить особенности промышленного переворота в России; выяснить причины отмены крепостного права, роль Александра « в подготовке реформ проведения реформ. - Причины, основные события и последствия Понятия: классовая структура общества, буржуазия, пролетариат, урбанизация, индустриализация, светская культура, прагматизм, гражданские свободы | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и своих одноклассников; познавательные УУД: умение выделять главное; регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; личностные УУД: умение уважительно отношения к различным мнениям Основные даты: 1837- строительство первой железной дороги в России 1851- строительство Железной дороги Петербург- Москва. 1855 – 1881 – правление Александра 2 1825 – 1855 -правления Николая 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Постановка учебной задачи. | Обозначение проблемного вопроса: Что общего было в экономическом развитии России и передовых стран Западной Европы и северной Америки в первой половине 19 в.? В чем состояли главные различия? Фиксация новой учебной задачи - Обратите внимание, с чего начинается тема нашего урока? Как вы считаете почему, мы рассматриваем экономическое развитие России по сравнению с экономическим развитием стран Европы? - Предположите с чем это связано, и что необходимо сделать для ликвидации данного отставания? ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов. Опережающее задание (УЧЕНИКИ): В чем состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы? Вспомните и перечислите основные этапы закрепощения крестьян в России ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов. | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и своих одноклассников; познавательные УУД: умение выделять главное; регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; личностные УУД: умение уважительно отношения к различным мнениям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап. Открытие нового знания | Формирование новых знаний и умений Для того, чтобы более полно обхватить данную тему, мы с вами разобьёмся на группы и каждая группа получит своё задание. ПРИ ОТВЕТЕ ОТВЕЧАЕТ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ ГРУППЫ, ОСТАЛЬНЫЕ ЗАПОЛНЯЮТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТВЕТОВ, закончив отвечать группа составляет логическую цепочку ответа другой группы. 1.работа в группах 1 группа: изобретатели (учебник с 112-113, п.1; ДОП,МАТЕРИАЛ) 1.Изобретения.
2.Значение технических модернизаций
Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства. В чем особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы? К какому выводу вы пришли. Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов 2 группа: экономисты: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в параграф 17 с.112-116
К какому выводу вы пришли. Как вы считаете, что тормозит развитие России? Сформулируйте вывод сложились ли экономические предпосылки реформ. Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов 3 группа: историки (ДОП. МАТЕРИАЛ, стр.114-115) из указа об обязанных крестьянах 1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?
2.Предпосылки отмены крепостного права в России: -отставание страны - поражение в Крымской войне - общественное мнение -газеты и журналы поднимали проблему отмены крепостничества в 1850г. -М.П. Погодин в 1854-1856 гг. составил «Письма» к царю, в которых указывал, что дальнейшее сохранение крепостного право опасно для России. -кон. 1850-х гг. «банкетная кампания» Причины отмены крепостного права: Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства. Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер. Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне. В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России. На рубеже 50-60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне. В конце 1850-х гг. консерваторы и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие? Работа с документами: Консервативное направление: М.Н. Погодин «Письма» к царю. «Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола! Вот слово, которое соберет под знамя русского царя всю усталую и расстроенную Европу. (…) На Западе оно (это слово) износилось, обветшало, опошлело, осквернилось богохульными устами кровожадного разврата и остервенившегося голода. Как бы желал я растолковать нашим государственным людям, что эта свобода не уменьшит нисколько силы правительства, а увеличит, укрепит и утвердит ее; зато она не может причинить никакого вреда, а доставит многообразную пользу; не подвергнет нас никаким новым опасностям, а отвратит многие старые (...). Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет(…). Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, определяя ежегодно известную суму из государственных доходов для выкупа их по жребию или в награду за хорошее поведение, по верным свидетельствам мира, которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность, даст силы для терпения, утешит поднятые без толку толки, а исполниться оно может в неопределенное время, без малейшего ущерба дворянству, по полюбовным оглашениям.» Вопросы и задания. 1. К каким действиям призывает царя автор данного письма? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как вы считаете, какой смысл М.Н. Погодин вкладывает в слово «свобода»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Либеральное направление: Из письма Б.Н. Чичерина к А.И. Герцену «…Мы думаем о том, как бы освободить крестьян без потрясений всего общественного организма, мы мечтаем о введении свободы совести в государстве, об отменении или по крайней мере об ослаблении цензуры. А вы нам толкуете о мечтательных основах социальных обществ, которые едва ли через сотни лет найдут себе приложение, в настоящее же время не имеют для нас решительно никакого практического интереса. Мы готовы столпиться около всякого сколько-нибудь либерального правительства и поддерживать его всеми силами, ибо твердо убеждены, что только через правительство у нас можно действовать и достигнуть каких-нибудь результатов...». Вопросы и задания. 1. О каких преобразованиях говорит Б.Н. Чичерин? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какой единственный метод решения российских проблем они предлагают? К какому выводу вы пришли. В чем отставание России? Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов Кто реформатор? Александр 2 Что такое реформа? Кстати у нас в стране постоянно проводятся реформы, например, увеличение материнского капитала. 4 группа: биографы (учащимся даётся задание: познакомиться с личностью нового императора.) параграф 18 п.1., доп. материал в рабочем листе Всесторонне По военному обладал широким кругозором образован дисциплинирован Опытен в гос.делах Александр II великодушный благородный добродушный любящий свой народ мягкий по натуре прямой Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Кто повлиял на будущего императора и его преобразовательную деятельность? К. Мердер, М. Сперанский, Е.Канкрин Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. разностороннее образование. Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели, стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. Интересные факты раздам ученикам: 1. В народе император получил прозвище “Освободитель”. Но его крестьянская реформа не удовлетворила народ, так как она обязала крестьян выкупать самих себя из крепостной зависимости, что было трудно достижимо. 2. В 1875 году Александр II отдал Японии все Курильские острова, получив взамен в безраздельное владение Сахалин. Сейчас Курилы полностью принадлежат России, но Япония продолжает требовать их обратно. К какому выводу вы пришли. В чем отставание России? Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов Подведение итогов работы групп. Молодцы. Давайте вспомним, как Российское общество относилось к отмене крепостного права? Задание ОГЭ: Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.? – неудачное завершение русско-японской войны – покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II – неудачи России в Крымской войне – создание организации «Народная воля». Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг. Ответ: правильный ответ – неудачи России в Крымской войне; объяснение, например: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости других реформ. | Групповая работа Заполнение таблицы в рабочих листах. Формулирование выводов посредством монолога и диалога. -Экономическое развитие России неравномерное. Крепостное право тормозило промышленный переворот в России. Индивидуальная письменная работа. удельный вес России в промышленном производстве по сравнению с ведущими европейскими странами ниже в 10 раз, а по сравнению с Англией, в более чем в 20 раз. - Крепостное право Формулирование выводов посредством монолога и диалога. - Намечается расслоение крестьянства. Вывод: Намечается экономическое отставание России, особенно в сфере промышленного производства, от ведущих стран. Главным тормозом экономического развития в России стало существование крепостного права. Первые тайные общества, декабристы, либеральное и радикальное движения высказывались в пользу отмену крепостного права. Работа в группах, заполнение рабочих листов. Защита своей работы Российское общество считает целесообразно отмену крепостного права. | Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение; познавательные УУД: умение выделять главное; регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; личностные УУД: интерес к истории. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи. | Обозначение проблемного вопроса: Что общего было в экономическом развитии России и передовых стран Западной Европы и северной Америки в первой половине 19 в.? В чем состояли главные различия? Опережающее задание (УЧЕНИКИ): 1. В чем состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы? 2. Выскажите свои соображения о необходимости отмены крепостного права в России в середине 19 века. Оформите их в виде тезисов. 3. ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов. Кто сможет зачитать свою логическую цепочку по группе 1, 2, 3, 4 Итак, посмотрите на доску у нас получился наш параграф в уменьшенном виде в виде кластера. Кстати данные навыки вам пригодятся на экзамене. Обобщите материал и сделайте выводы о предпосылках отмены крепостного права. Молодцы! У нас осталось немного времени, давайте попробуем составить: Синквейн 1-я строка – название синквейна 2-я строка -2 прилагательных 3-я строка-3 глагола 4-я строка – фраза 5-я строка – существительное «Предпосылки отмены крепостного права» Необходимые, радикальные Сохранять, менять, давать Крепостное право необходимо заменить. Реформы МОЛОДЦЫ!!! Прием Логическая цепочка Давайте составим с вами логическую цепочку наших ключевых событий: Промышленный переворот Индустриализаця Изменения в экономике, промышленности и с/х. Отсталость от Европы Предпосылки отмены крепостного права Александр 2 Прием Лови ошибку: Процесс индустриализации затронул транспорт, с/х, экономику, соц. структуру общества только Европы. Большую роль в преобразованиях Европы сыграли Наполеоновские войны 1799-1815 гг. и Крымская война 1853-1856. Укреплению финансовой системы России способствовала денежная реформа Е.Ф. Канкрина (А.А. Аракчеева). На международном хлебном рынке главным конкурентом России была Франция (США), которая в середине 19 века вывозила уже в 7 раз больше хлеба чем Российская империя. В 1837 г. появилась первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, а в 1851 г. была построена железная дорога Петербург- Новосибирск(Москва), что дало стимул к развитию машиностроения и способствовало развитию товарно-денежных отношений. | Обсуждение проблемных вопросов Формулирование вывода | Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение; познавательные УУД: умение составления рассказа; регулятивные УУД: умение составлять алгоритм своих действий; личностные УУД: интерес к истории. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап. Рефлексия деятельности. Цель: оценка (самооценка, взаимооценка, оценка учителя) результатов деятельности. | Организую рефлексию Закончите высказывание британского историка Арнольд Джозеф Тойнби «Реформы в России начались как ответ на…» На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…. Я похвалил бы себя….. Особенно мне понравилось…. После урока мне захотелось…. Я сумел…. Было интересно…. Было трудно… Я понял, что…. Теперь я могу….. Я научился….. Молодцы ребята, отметки за урок будут поставлены по вашим рабочим листам, не забудьте их подписать и сдать. За работу группа отметки следующие: Спасибо, что вы так активно участвовали на уроке. До свидание. | Продолжают фразу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение; познавательные УУД: умение давать оценку; личностные УУД: интерес к истории. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | § 17, вопросы устно, индивидуальное задание из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на выбор: в.4 или в.6 |
Рабочий лист по теме:__________________________________________________________________________________ФИ _________________________________________класс________________дата_________________
ТЕСТ
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 ошибок -5
2-3 ошибки -4
4-5 ошибок -3
6 и более- 2
Понятия урока:
Классовая структура общества- совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними.
Буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью.
Пролетариат - социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию.
Урбанизация - процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества.
Индустриализация - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному.
Светская культура - это комплекс символов, вещей, представлений в обществе, которые не имеют отношения к религии.
Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.
Гражданские свободы - это гарантии и свободы, которые правительства обязуются не ограничивать ни конституцией, ни законодательством, ни судебным толкованием без надлежащей правовой процедуры.
Основные даты:
1837- строительство первой железной дороги в России
1851- строительство Железной дороги Петербург- Москва.
1855 – 1881 – правление Александра 2
1825 – 1855 -правления Николая 1
«Сдаю тебе команду не в лучшем виде».
Кому принадлежит данная фраза? Гипотезы?
1.
2.
3.
Что общего было в экономическом развитии России и передовых стран Западной Европы и северной Америки в первой половине 19 в.? В чем состояли главные различия?
Работа с документом ( читательская грамотность)
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?
– неудачное завершение русско-японской войны
– покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II
– неудачи России в Крымской войне
– создание организации «Народная воля».
Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.
Синквейн
1-я строка – название синквейна «Предпосылки отмены крепостного права»
2-я строка -2 прилагательных
3-я строка-3 глагола
4-я строка – фраза
5-я строка – существительное
Давайте составим с вами логическую цепочку ключевых событий нашего параграфа:
Лови ошибку:
Процесс индустриализации затронул транспорт, с/х, экономику, соц. структуру общества только Европы. Большую роль в преобразованиях Европы сыграли Наполеоновские войны 1799-1815 гг. и Крымская война 1853-1856. Укреплению финансовой системы России способствовала денежная реформа Е.Ф. Канкрина. На международном хлебном рынке главным конкурентом России была Франция, которая в середине 19 века вывозила уже в 7 раз больше хлеба чем Российская империя. В 1837 г. появилась первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, а в 1851 г. была построена железная дорога Петербург- Новосибирск, что дало стимул к развитию машиностроения и способствовало развитию товарно-денежных отношений.
Закончите высказывание британского историка Арнольд Джозеф Тойнби «Реформы в России начались как ответ на…»
Рефлексия:
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….
Я похвалил бы себя…..
Особенно мне понравилось….
После урока мне захотелось….
Я сумел….
Было интересно….
Было трудно…
Я понял, что….
Теперь я могу…..
Я научился…..
Работа группы:
Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________
_________ФИ ___________________класс________________дата________________
1 ГРУППА: ИЗОБРЕТАТЕЛИ (учебник с 112-113, п.1; ДОП,МАТЕРИАЛ)
1.Изобретения.
ГОД | ИЗОБРЕТЕНИЕ | КТО ИЗОБРЕЛ? | СТРАНА |
2.Значение технических модернизаций
Для России | Для Западной Европы |
Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства.
В чем особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?
Работа с источниками: Хрестоматия «История России в 19 веке»
Хронологические рамки промышленного переворота в Российской империи —в 1830—1840-е гг. Развитие индустрии в нашей стране имело ряд особенностей. Во-первых, промышленная революция в Российской империи началась и закончилась значительно позднее, чем в странах Западной Европы. В России этот процесс протекал в условиях сохранения крепостничества, что, безусловно, его тормозило. И в-третьих, очень медленно формировались такие классы, как буржуазия и пролетариат.
Тем не менее к концу правления Николая 1 в России уже существовало свыше 14 тыс. промышленных предприятий, на которых было задействовано около 800 тыс. рабочих. В стране появились новейшие технические разработки в таких отраслях, как хлопчатобумажная промышленность, металлургия. В 1820-е разработаны первые аппараты российского производства: машины, сеялки и многое другое.
В 1837-м введена в эксплуатацию первая российская железная дорога, которая соединила Петербург и Царское Село. Вслед за ней были открыты Варшаво-Венская (1848 г.) и Николаевская (1851 г.) железные дороги. Не менее активно развивалось пароходство: как морское, на Чёрном и Балтийском морях, так и речное, на Волге и Днепре.
Поезд Царскосельской железной дороги, 1840-е. К. П. Беггров.
Важным этапом в развитии российской экономики первой половины 19-го в. стали преобразования, предпринятые министром финансов Егором Францевичем Канкриным. Благодаря его денежной реформе 1839−1843 гг. в России появилась твёрдая валюта — серебряный рубль. В стране удалось создать государственные запасы драгоценных металлов, серебра и золота, что, безусловно, стабилизировало экономику и привлекло в неё иностранные инвестиции.
За время промышленной революции её обороты увеличились с 60 млн руб. в год до 90 млн. Изменился список ввозимых в Россию товаров. Теперь акцент делался на машины и промышленное оборудование. Перемены коснулись и списка вывозимой из страны продукции. Во-первых, Россия увеличила экспорт зерна. Во-вторых, российская промышленная продукция стала пользоваться значительно большим спросом, главным образом на азиатских рынках. Развивалась и внутренняя торговля. Платёжеспособность населения выросла, что, как следствие, увеличило спрос на самые разнообразные товары внутри страны. При этом спрос на промышленные товары рос очень медленно.
В первой половине 19-го в. активно развивались российские города. Если в начале века их насчитывалось 600, то в конце столетия — уже тысяча. Появлялись новые поселения, в основном на границах империи: Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Нальчик, Анапа и многие другие. Складывался также новый тип фабричных городов.
Разница в развитии сельского хозяйства и промышленности тормозила общее развитие Российской империи и не позволяла ей догнать западные державы.
Промышленный переворот в России в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.
Промышленный переворот в России начался в 30-40-е годы XIX в., позднее чем в Западной Европе. Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Происходит техническое перевооружение промышленности, повсеместная замена ручного труда на машинный, внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий. Промышленный переворот сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей (буржуазии) и наемных рабочих (пролетариата).
Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено: 1) научно-техническим прогрессом (создание новых паровых двигателей и различных механизмов); 2) зарождением элементов капиталистического уклада в хозяйстве (накопление капиталов и формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы). Сохранение в России крепостного права замедляло эти процессы. Его отмена в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота в конце 70-х - начале 80-х годов XIX в.
Особенности промышленного переворота в России: 1) совершен в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), так как Россия заимствовала у Запада технику, оборудование, идеи; 2) осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда. Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.
Новые формы организации производства быстро внедрялись в легкой промышленности. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Однако начала зарождаться и отечественная машиностроительная промышленность (Петербург, Нижний Новгород).
С началом промышленного переворота связано формирование вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки. К 1860 г. 4/5 рабочих - вольнонаемные. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 - 14-часовой рабочий день. Отличие в положение российских рабочих от западноевропейских состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины.
Формирование российской буржуазии также имело свою особенность. Во-первых, капиталы, необходимые для создания производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями (казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения). Во-вторых, длительное время "молодая" российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы и др.
В целом российская буржуазия была еще экономически слабой и не играла активной роли в политической и социальной жизни страны.
Работа группы:
Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ФИ ___________________________класс________________дата_______________________________
2 ГРУППА: ЭКОНОМИСТЫ: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в параграф 17 с.112-116
Россия | Страны Европы и США в 1 половине 19 в |
Общая характеристика | |
Промышленность | |
Сельское хозяйство | |
Социальная структура | |
Выберите 3 правильных суждений из 5 предложенных, используя карту как источник.
Перед выполнением, вспомните алгоритм работы с картой.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенных на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запиши в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1.Торговое мясное скотоводство преобладало над молочным скотоводством.
2.Торговое молочное скотоводство преобладало над мясным скотоводством.
3.К середине 19 века в России окончательно оформились районы хозяйственной специализации
4.К середине 19 века в России еще не оформились районы хозяйственной специализации
5.Районы капиталистического уклада преобладали на Западе Российской империи (Польша, Прибалтика)
6.Районы капиталистического уклада преобладали на Востоке Российской империи (Польша, Прибалтика)
- Какой вывод мы можем сделать?
-Давайте сравним, удельный вес стран в промышленном производстве и дадим с вами оценку: какое место занимает Россия к 1860 году?
-Как вы считаете, что тормозит развитие России?
Работа группы:
Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ФИ ___________________________класс________________дата_______________________________
3 ГРУППА: ИСТОРИКИ (ДОП. МАТЕРИАЛ, стр.114-115)
1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?
Павел 1 | Александр1 | Николай 1 |
2.Предпосылки отмены крепостного права в России:
-отставание страны
- поражение в Крымской войне
- общественное мнение
-газеты и журналы поднимали проблему отмены крепостничества в 1850г.
-М.П. Погодин в 1854-1856 гг. составил «Письма» к царю, в которых указывал, что дальнейшее сохранение крепостного право опасно для России.
-кон. 1850-х гг. «банкетная кампания»
Причины отмены крепостного права:
Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.
Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.
Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.
В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.
На рубеже 50-60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.
В конце 1850-х гг. консерваторы и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие?
Работа с документами:
Консервативное направление:
М.Н. Погодин «Письма» к царю.
«Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола! Вот слово, которое соберет под знамя русского царя всю усталую и расстроенную Европу. (…) На Западе оно (это слово) износилось, обветшало, опошлело, осквернилось богохульными устами кровожадного разврата и остервенившегося голода. Как бы желал я растолковать нашим государственным людям, что эта свобода не уменьшит нисколько силы правительства, а увеличит, укрепит и утвердит ее; зато она не может причинить никакого вреда, а доставит многообразную пользу; не подвергнет нас никаким новым опасностям, а отвратит многие старые (...). Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет(…).
Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, определяя ежегодно известную суму из государственных доходов для выкупа их по жребию или в награду за хорошее поведение, по верным свидетельствам мира, которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность, даст силы для терпения, утешит поднятые без толку толки, а исполниться оно может в неопределенное время, без малейшего ущерба дворянству, по полюбовным оглашениям.»
Вопросы и задания.
1. К каким действиям призывает царя автор данного письма?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, какой смысл М.Н. Погодин вкладывает в слово «свобода»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Либеральное направление:
Из письма Б.Н. Чичерина к А.И. Герцену
«…Мы думаем о том, как бы освободить крестьян без потрясений всего общественного организма, мы мечтаем о введении свободы совести в государстве, об отменении или по крайней мере об ослаблении цензуры. А вы нам толкуете о мечтательных основах социальных обществ, которые едва ли через сотни лет найдут себе приложение, в настоящее же время не имеют для нас решительно никакого практического интереса. Мы готовы столпиться около всякого сколько-нибудь либерального правительства и поддерживать его всеми силами, ибо твердо убеждены, что только через правительство у нас можно действовать и достигнуть каких-нибудь результатов...».
Вопросы и задания.
1. О каких преобразованиях говорит Б.Н. Чичерин?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой единственный метод решения российских проблем они предлагают?
Какой вывод вы можете сделать?
Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ФИ ___________________________класс________________дата_______________________________
4 ГРУППА: БИОГРАФЫ параграф 18 п.1., доп. материал в рабочем листе
Александр II
Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?
Кто повлиял на будущего императора и его преобразовательную деятельность? К. Мердер, М. Сперанский, Е.Канкрин
Дополнительный материал
Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.
С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.
ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?
Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум.
разностороннее образование.
Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость.
главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели, стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей.
Интересные факты:
1. В народе император получил прозвище “Освободитель”. Но его крестьянская реформа не удовлетворила народ, так как она обязала крестьян выкупать самих себя из крепостной зависимости, что было трудно достижимо.
2. В 1875 году Александр II отдал Японии все Курильские острова, получив взамен в безраздельное владение Сахалин. Сейчас Курилы полностью принадлежат России, но Япония продолжает требовать их обратно.
3. Александр II продал Алеутские острова и Аляску Соединённым Штатам потому, что ресурсов для освоения столь отдалённых земель у России тогда не было.
5. Любопытно, что Александр II стал первым с 1725 года российским правителем, рождённым в Москве. Уже при рождении ему прочили императорский престол, так как у старших братьев его отца не было детей.
6. Когда будущему Александру II исполнилось всего 16 лет, его отец, Николай I, сделал его членом сената и Священного Синода.
7. Он объехал всю нашу страну, посетив Сибирь, и даже Дальний Восток, хотя это путешествие отняло у него много месяцев. Именно Александр II стал первым русским правителем, посетившим Сибирь.
8. Одним из наставников будущего императора был знаменитый поэт Василий Жуковский, ярый противник крепостного права. Именно его влияние в итоге и привело к тому, что Александр II, став самодержцем, это самое крепостное право в итоге и отменил.
9. В браке со своей супругой он прожил почти 40 лет. В биографии Александра II отмечается, что брак этот был счастливым, и у императорской четы родилось 8 детей. Личный капитал правителя оценивался в 12 миллионов рублей. После смерти первой жены Александр II пожертвовал миллион рублей (огромные деньги по меркам тех лет!) на строительство больницы имени его покойной супруги.
В чем состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?
Вспомните и перечислите основные этапы закрепощения крестьян в России
3. ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов.