Тема: ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ В РОССИИ.

0
0
Материал опубликован 29 October

Технологическая карта урока


Тема

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Цель:

Формирование представлений об общих чертах и различиях в экономическом развитии России и стран Европы, о необходимости преобразований в России.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать особенности промышленного переворота в России и какие причины ограничивали его масштабы, основные черты европейской индустриализации, социально-экономическое положение России в середине 19 века и предпосылки отмены крепостного права.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимо­действие со сверстника­ми во время выполнения совместной работы

Познавательные УУД: умение работать с раз­личными источниками информации, делать вы­воды на основе получен­ной информации.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходи­мые для ее достижения. Умение представлять ре­зультаты работы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценива­нии своей работы и рабо­ты одноклассников.


Формы работы

Урок введения нового знания

Ресурсы

Учебник, иллюстрации, карта, документы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Оргмомент.


мотивирование


Включение в деловой ритм. Добрый день, сегодня урок у вас проеду я. Зовут меня ТОН

Проверьте все ли вы приготовили, у вас лежат документы и раб. Листы.

Эпиграф урока:

«Дело об освобождении крестьян считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества».

«Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому (освобождению крестьян) прийти». Александр 2


Подготовка класса к работе

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2 этап. актуализация

Тест на 5 вопросов:

Вы только что прошли Правление Николая 1. Давайте проверим как вы усвоили материал:

1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было:

А) введение гражданских свобод          

Б) укрепление роли государственного аппарата    

В) усиление роли общественных организаций

2. Господствующим направлением в русской и европейском искусстве начала 19 века оставался:

А) классицизм     Б) романтизм     В) реализм     Г) сентиментализм

3. При Николае I в управлении страной более значимую роль стал(а) играть:

а. Сенат                                                                                  

б. Государственный Совет

в. Собственная Его Величества канцелярия               г. Комитет министров

4. Прозвище "жандарм Европы"  Николай I  получил за

А) победы России в Европе                  

Б) подавление революционных движений в Европе

В) введение жесткого международного цензурного устава

5. Прочитайте текст об обороне Севастополя и заполните пропуски именами ее участников:

Когда союзные войска двинулись к Севастополю, он был защищен только с моря. Войска (1) покинули его. Оборону города, где оставался гарнизон и моряки, возглавил начальник штаба флота адмирал (2) . После смертельного ранения начальника штаба флота руководство обороной взял на себя (3). Его помощниками, организовавшими оборону, были адмирал (4) и военный инженер генерал (5). 

Имена многих героев обороны, таких, как матрос  (6), прославились на всю Россию. Сотни жизней раненых спасли хирург (7) и первая русская сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Имена:

а) В.И. Истомин  

б) Н.И. Пирогов  

в) В.А. Корнилов

г) П. Кошка  

д) П.С Нахимов

е)  Э.И. Тотлебен    

ж)А.С.Меншиков



1

б

2

а

3

в

4

б

5

ЖВДАЕГБ


1 ошибка -5

2-3 ошибки -4

4-5 ошибок -3

6 и более- 2

А теперь поднимите вверх руки у кого нет ошибок или 1 и т.д.

Молодцы.


А сейчас перейдем к новой теме, но вначале внимание на доску:

Перед вами фрагменты из фильмов из произведений, написанных в 19 веке. Внимание на доску.



ДЖ. ГОЛСУОРСИ АНГЛ.ПИСАТЕЛЬ XIX-XX ВЕКА

«В 37-М ГОДУ, КОГДА КОРОЛЕВА (ВИКТОРИЯ) ВЗОШЛА НА ПРЕСТОЛ: ЕЩЕ ХОДИЛИ ПОЧТОВЫЕ КАРЕТЫ, ДЛЯ НИЩИХ СТРОИЛИ ЗАКУТЫ. БЕЗ МАЛОГО ДВА ПОКОЛЕНИЯ СМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ПОР, А ЗА ЭТО ВРЕМЯ – ПАРОХОДЫ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, ТЛЕГРАФ, ВЕЛОСИПЕДЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ТЕЛЕФОНЫ И ВОТ ТЕПЕРЬ ЭТИ АВТОМОБИЛИ – ТАКОЕ НАКОПЛЕНИЕ БОГАТСТВ.

ИЗ РОМАНА ДЖ. Голсуорси «Сага о Форсайтах»



А теперь посмотрите внимательно на слайды:




t1730194883aa.jpg


Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос:


«Что объединяет данные слайды?»

Когда и при каких обстоятельствах возможно появление фабрик?

Что такое промышленная революция? Была ли она в России?

Промышленный переворот – это процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Когда начинается промышленный переворот в странах Европы и США? (2 пол. 18 в. – начало промышленной революции)

Каков итог правления Николая 1? (Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); незавершенный промышленный переворот; наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)


«Сдаю тебе команду не в лучшем виде». (Мозговой штурм)

Как вы думаете кому принадлежит данная фраза?



t1730194883ab.gif

«Сдаю тебе команду не в лучшем виде».






1 .Николай 1

2. Александр 1

3. Александру 2

4. М. Сперанский

5.

= Николаю 1 Почему вы так решили? Свою точку обоснуйте.


Обобщая ответы: Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная н В, еравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.


О чем мы сегодня будем говорить?

Скажите как называется тема нашего урока?


ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ В РОССИИ.

Индустриализация - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному.

Каковы Цели урока?

Цель: выявить особенности промышленного переворота в России; выяснить предпосылки отмены крепостного права, роль Александра 2 в подготовке реформ,

сформировать представление об общих чертах и различиях в экономическом развитии России и стран Европы, о необходимости преобразований в России.


Как вы думаете с чего мы можем начать изучать данную тему? Россия ведет активную внешнюю политику и является важным торговым партнером стран Европы.

Намечается экономическое отставание от стран Европы.

Отмена крепостного права

план урока:

Европейская индустриализация

Промышленный переворот в России

3.Предпосылки реформ





















































































Формулирование целей урока

Планируемый ответ учащихся: ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ В РОССИИ.


Цель: выявить особенности промышленного переворота в России; выяснить причины отмены крепостного права, роль Александра « в подготовке реформ


проведения реформ.

- Причины, основные события и последствия


Понятия: классовая структура общества, буржуазия, пролетариат, урбанизация, индустриализация, светская культура, прагматизм, гражданские свободы





Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и своих одноклассников; познавательные УУД: умение выделять главное; регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; личностные УУД: умение уважительно отношения к различным мнениям

































































































Основные даты:


1837- строительство первой железной дороги в России

1851- строительство Железной дороги Петербург- Москва.

1855 – 1881 – правление Александра 2

1825 – 1855 -правления Николая 1







3 этап. Постановка учебной задачи.


Обозначение проблемного вопроса:

Что общего было в экономическом развитии России и передовых стран Западной Европы и северной Америки в первой половине 19 в.? В чем состояли главные различия?


Фиксация новой учебной задачи

- Обратите внимание, с чего начинается тема нашего урока?

Как вы считаете почему, мы рассматриваем экономическое развитие России по сравнению с экономическим развитием стран Европы?

- Предположите с чем это связано, и что необходимо сделать для ликвидации данного отставания?


ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов.


Опережающее задание (УЧЕНИКИ):

В чем состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?

Вспомните и перечислите основные этапы закрепощения крестьян в России

ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов.


Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и своих одноклассников; познавательные УУД: умение выделять главное; регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; личностные УУД: умение уважительно отношения к различным мнениям

4 этап. Открытие нового знания

Формирование новых знаний и умений

Для того, чтобы более полно обхватить данную тему, мы с вами разобьёмся на группы и каждая группа получит своё задание. ПРИ ОТВЕТЕ ОТВЕЧАЕТ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ ГРУППЫ, ОСТАЛЬНЫЕ ЗАПОЛНЯЮТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТВЕТОВ, закончив отвечать группа составляет логическую цепочку ответа другой группы.

1.работа в группах


1 группа: изобретатели (учебник с 112-113, п.1; ДОП,МАТЕРИАЛ)

1.Изобретения.

ГОД

ИЗОБРЕТЕНИЕ

КТО ИЗОБРЕЛ?

СТРАНА














2.Значение технических модернизаций


Для России

Для Западной Европы




Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства.

В чем особенности промышленного переворота в России?

Какие причины ограничивали его масштабы? К какому выводу вы пришли.

Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов


2 группа: экономисты: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в параграф 17 с.112-116

Россия

Страны Европы и США в 1 половине 19 в

Общая характеристика



Промышленность



Сельское хозяйство



Социальная структура





К какому выводу вы пришли.

Как вы считаете, что тормозит развитие России?

Сформулируйте вывод сложились ли экономические предпосылки реформ.


Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов




3 группа: историки (ДОП. МАТЕРИАЛ, стр.114-115)

из указа об обязанных крестьянах


1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?

Павел 1

Александр1

Николай 1





t1730194883ac.png


2.Предпосылки отмены крепостного права в России:

-отставание страны

- поражение в Крымской войне

- общественное мнение

-газеты и журналы поднимали проблему отмены крепостничества в 1850г.

-М.П. Погодин в 1854-1856 гг. составил «Письма» к царю, в которых указывал, что дальнейшее сохранение крепостного право опасно для России.

-кон. 1850-х гг. «банкетная кампания»


Причины отмены крепостного права:

Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.

Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.

Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.

В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

На рубеже 50-60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

В конце 1850-х гг. консерваторы и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие?


Работа с документами:

Консервативное направление:

М.Н. Погодин «Письма» к царю.

«Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола! Вот слово, которое соберет под знамя русского царя всю усталую и расстроенную Европу. (…) На Западе оно (это слово) износилось, обветшало, опошлело, осквернилось богохульными устами кровожадного разврата и остервенившегося голода. Как бы желал я растолковать нашим государственным людям, что эта свобода не уменьшит нисколько силы правительства, а увеличит, укрепит и утвердит ее; зато она не может причинить никакого вреда, а доставит многообразную пользу; не подвергнет нас никаким новым опасностям, а отвратит многие старые (...). Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет(…). 

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, определяя ежегодно известную суму из государственных доходов для выкупа их по жребию или в награду за хорошее поведение, по верным свидетельствам мира, которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность, даст силы для терпения, утешит поднятые без толку толки, а исполниться оно может в неопределенное время, без малейшего ущерба дворянству, по полюбовным оглашениям.»

Вопросы и задания.

1. К каким действиям призывает царя автор данного письма?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, какой смысл М.Н. Погодин вкладывает в слово «свобода»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Либеральное направление:

Из письма Б.Н. Чичерина к А.И. Герцену

«…Мы думаем о том, как бы освободить крестьян без потрясений всего общественного организма, мы мечтаем о введении свободы совести в государстве, об отменении или по крайней мере об ослаблении цензуры. А вы нам толкуете о мечтательных основах социальных обществ, которые едва ли через сотни лет найдут себе приложение, в настоящее же время не имеют для нас решительно никакого практического интереса. Мы готовы столпиться около всякого сколько-нибудь либерального правительства и поддерживать его всеми силами, ибо твердо убеждены, что только через правительство у нас можно действовать и достигнуть каких-нибудь результатов...».

Вопросы и задания.

1. О каких преобразованиях говорит Б.Н. Чичерин?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой единственный метод решения российских проблем они предлагают?


К какому выводу вы пришли. В чем отставание России?

Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов




Кто реформатор? Александр 2 Что такое реформа?

Кстати у нас в стране постоянно проводятся реформы, например, увеличение материнского капитала.


4 группа: биографы (учащимся даётся задание: познакомиться с личностью нового императора.) параграф 18 п.1., доп. материал в рабочем листе


Всесторонне По военному обладал широким кругозором

t1730194883ad.gift1730194883ae.gifобразован дисциплинирован

t1730194883af.gif

t1730194883ag.gift1730194883ah.gift1730194883ai.gifОпытен в гос.делах Александр II великодушный

t1730194883aj.gift1730194883ak.gift1730194883al.gift1730194883am.gif

благородный добродушный любящий свой народ


мягкий по натуре прямой


Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

Кто повлиял на будущего императора и его преобразовательную деятельность? К. Мердер, М. Сперанский, Е.Канкрин


Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум.

разностороннее образование.

Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость.

главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели, стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей.


Интересные факты раздам ученикам:

1. В народе император получил прозвище “Освободитель”. Но его крестьянская реформа не удовлетворила народ, так как она обязала крестьян выкупать самих себя из крепостной зависимости, что было трудно достижимо.

2. В 1875 году Александр II отдал Японии все Курильские острова, получив взамен в безраздельное владение Сахалин. Сейчас Курилы полностью принадлежат России, но Япония продолжает требовать их обратно.


К какому выводу вы пришли. В чем отставание России?

Мини вывод запишите на формате А4 – кратко используя 5-6 слов


Подведение итогов работы групп. Молодцы.

Давайте вспомним, как Российское общество относилось к отмене крепостного права?


Задание ОГЭ:

Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?

неудачное завершение русско-японской войны

покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II

неудачи России в Крымской войне

создание организации «Народная воля».

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.

Ответ:

правильный ответ – неудачи России в Крымской войне;

объяснение, например: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости других реформ.




Групповая работа Заполнение таблицы в рабочих листах.
















































Формулирование выводов посредством монолога и диалога.

-Экономическое развитие России неравномерное. Крепостное право тормозило промышленный переворот в России.



Индивидуальная письменная работа.





удельный вес России в промышленном производстве по сравнению с ведущими европейскими странами ниже в 10 раз, а по сравнению с Англией, в более чем в 20 раз.

- Крепостное право


Формулирование выводов посредством монолога и диалога.


- Намечается расслоение крестьянства.


Вывод: Намечается экономическое отставание России, особенно в сфере промышленного производства, от ведущих стран. Главным тормозом экономического развития в России стало существование крепостного права.

Первые тайные общества, декабристы, либеральное и радикальное движения высказывались в пользу отмену крепостного права.






Работа в группах, заполнение рабочих листов. Защита своей работы






Российское общество считает целесообразно отмену крепостного права.







































Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение; познавательные УУД: умение выделять главное; регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; личностные УУД: интерес к истории.

5 этап. Первичное закрепление во внешней речи.


Обозначение проблемного вопроса:

Что общего было в экономическом развитии России и передовых стран Западной Европы и северной Америки в первой половине 19 в.? В чем состояли главные различия?


Опережающее задание (УЧЕНИКИ):

1. В чем состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?

2. Выскажите свои соображения о необходимости отмены крепостного права в России в середине 19 века. Оформите их в виде тезисов.

3. ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов.


Кто сможет зачитать свою логическую цепочку по группе 1, 2, 3, 4

Итак, посмотрите на доску у нас получился наш параграф в уменьшенном виде в виде кластера. Кстати данные навыки вам пригодятся на экзамене.

Обобщите материал и сделайте выводы о предпосылках отмены крепостного права.

Молодцы!

У нас осталось немного времени, давайте попробуем составить:

Синквейн

1-я строка – название синквейна

2-я строка -2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка – фраза

5-я строка – существительное

«Предпосылки отмены крепостного права»

Необходимые, радикальные

Сохранять, менять, давать

Крепостное право необходимо заменить.

Реформы

МОЛОДЦЫ!!!

Прием Логическая цепочка

Давайте составим с вами логическую цепочку наших ключевых событий:

Промышленный переворот

Индустриализаця

Изменения в экономике, промышленности и с/х.

Отсталость от Европы

Предпосылки отмены крепостного права

Александр 2

Прием Лови ошибку:

Процесс индустриализации затронул транспорт, с/х, экономику, соц. структуру общества только Европы. Большую роль в преобразованиях Европы сыграли Наполеоновские войны 1799-1815 гг. и Крымская война 1853-1856. Укреплению финансовой системы России способствовала денежная реформа Е.Ф. Канкрина (А.А. Аракчеева). На международном хлебном рынке главным конкурентом России была Франция (США), которая в середине 19 века вывозила уже в 7 раз больше хлеба чем Российская империя. В 1837 г. появилась первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, а в 1851 г. была построена железная дорога Петербург- Новосибирск(Москва), что дало стимул к развитию машиностроения и способствовало развитию товарно-денежных отношений.

Обсуждение проблемных вопросов

Формулирование вывода

Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение; познавательные УУД: умение составления рассказа; регулятивные УУД: умение составлять алгоритм своих действий; личностные УУД: интерес к истории.

6 этап. Рефлексия деятельности.

Цель: оценка (самооценка, взаимооценка, оценка учителя) результатов деятельности.

Организую рефлексию

Закончите высказывание британского историка Арнольд Джозеф Тойнби «Реформы в России начались как ответ на…»


На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….

Я похвалил бы себя…..

Особенно мне понравилось….

После урока мне захотелось….

Я сумел….

Было интересно….

Было трудно…

Я понял, что….

Теперь я могу…..

Я научился…..

Молодцы ребята, отметки за урок будут поставлены по вашим рабочим листам, не забудьте их подписать и сдать. За работу группа отметки следующие:

Спасибо, что вы так активно участвовали на уроке.

До свидание.


Продолжают фразу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение; познавательные УУД: умение давать оценку; личностные УУД: интерес к истории.

Домашнее задание

§ 17, вопросы устно, индивидуальное задание из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на выбор: в.4 или в.6





Рабочий лист по теме:__________________________________________________________________________________ФИ _________________________________________класс________________дата_________________

ТЕСТ

1


2


3


4


5



1 ошибок -5

2-3 ошибки -4

4-5 ошибок -3

6 и более- 2


Понятия урока:

Классовая структура общества- совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними. 

Буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью.

Пролетариат - социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию.

Урбанизация - процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества.

Индустриализация - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному.

Светская культура - это комплекс символов, вещей, представлений в обществе, которые не имеют отношения к религии.

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

Гражданские свободы - это гарантии и свободы, которые правительства обязуются не ограничивать ни конституцией, ни законодательством, ни судебным толкованием без надлежащей правовой процедуры.


Основные даты:

1837- строительство первой железной дороги в России

1851- строительство Железной дороги Петербург- Москва.

1855 – 1881 – правление Александра 2

1825 – 1855 -правления Николая 1

t1730194883an.gif

«Сдаю тебе команду не в лучшем виде».





Кому принадлежит данная фраза? Гипотезы?

1.

2.

3.



Что общего было в экономическом развитии России и передовых стран Западной Европы и северной Америки в первой половине 19 в.? В чем состояли главные различия?


Работа с документом ( читательская грамотность)

Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?

неудачное завершение русско-японской войны

покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II

неудачи России в Крымской войне

создание организации «Народная воля».

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.


Синквейн

1-я строка – название синквейна «Предпосылки отмены крепостного права»

2-я строка -2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка – фраза

5-я строка – существительное


Давайте составим с вами логическую цепочку ключевых событий нашего параграфа:



Лови ошибку:

Процесс индустриализации затронул транспорт, с/х, экономику, соц. структуру общества только Европы. Большую роль в преобразованиях Европы сыграли Наполеоновские войны 1799-1815 гг. и Крымская война 1853-1856. Укреплению финансовой системы России способствовала денежная реформа Е.Ф. Канкрина. На международном хлебном рынке главным конкурентом России была Франция, которая в середине 19 века вывозила уже в 7 раз больше хлеба чем Российская империя. В 1837 г. появилась первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, а в 1851 г. была построена железная дорога Петербург- Новосибирск, что дало стимул к развитию машиностроения и способствовало развитию товарно-денежных отношений.



Закончите высказывание британского историка Арнольд Джозеф Тойнби «Реформы в России начались как ответ на…»


Рефлексия:

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….

Я похвалил бы себя…..

Особенно мне понравилось….

После урока мне захотелось….

Я сумел….

Было интересно….

Было трудно…

Я понял, что….

Теперь я могу…..

Я научился…..


Работа группы:

Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________

_________ФИ ___________________класс________________дата________________


1 ГРУППА: ИЗОБРЕТАТЕЛИ (учебник с 112-113, п.1; ДОП,МАТЕРИАЛ)

1.Изобретения.

ГОД

ИЗОБРЕТЕНИЕ

КТО ИЗОБРЕЛ?

СТРАНА






















2.Значение технических модернизаций


Для России

Для Западной Европы






Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства.

В чем особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?

Работа с источниками: Хрестоматия «История России в 19 веке»

Хронологические рамки промышленного переворота в Российской империи —в 1830—1840-е гг. Развитие индустрии в нашей стране имело ряд особенностей. Во-первых, промышленная революция в Российской империи началась и закончилась значительно позднее, чем в странах Западной Европы. В России этот процесс протекал в условиях сохранения крепостничества, что, безусловно, его тормозило. И в-третьих, очень медленно формировались такие классы, как буржуазия и пролетариат.

Тем не менее к концу правления Николая 1 в России уже существовало свыше 14 тыс. промышленных предприятий, на которых было задействовано около 800 тыс. рабочих. В стране появились новейшие технические разработки в таких отраслях, как хлопчатобумажная промышленность, металлургия. В 1820-е разработаны первые аппараты российского производства: машины, сеялки и многое другое.

В 1837-м введена в эксплуатацию первая российская железная дорога, которая соединила Петербург и Царское Село. Вслед за ней были открыты Варшаво-Венская (1848 г.) и Николаевская (1851 г.) железные дороги. Не менее активно развивалось пароходство: как морское, на Чёрном и Балтийском морях, так и речное, на Волге и Днепре.

t1730194883ao.jpg

Поезд Царскосельской железной дороги, 1840-е. К. П. Беггров. 
Важным этапом в развитии российской экономики первой половины 19-го в. стали преобразования, предпринятые министром финансов Егором Францевичем Канкриным. Благодаря его денежной реформе 1839−1843 гг. в России появилась твёрдая валюта — серебряный рубль. В стране удалось создать государственные запасы драгоценных металлов, серебра и золота, что, безусловно, стабилизировало экономику и привлекло в неё иностранные инвестиции.

За время промышленной революции её обороты увеличились с 60 млн руб. в год до 90 млн. Изменился список ввозимых в Россию товаров. Теперь акцент делался на машины и промышленное оборудование. Перемены коснулись и списка вывозимой из страны продукции. Во-первых, Россия увеличила экспорт зерна. Во-вторых, российская промышленная продукция стала пользоваться значительно большим спросом, главным образом на азиатских рынках. Развивалась и внутренняя торговля. Платёжеспособность населения выросла, что, как следствие, увеличило спрос на самые разнообразные товары внутри страны. При этом спрос на промышленные товары рос очень медленно.

В первой половине 19-го в. активно развивались российские города. Если в начале века их насчитывалось 600, то в конце столетия — уже тысяча. Появлялись новые поселения, в основном на границах империи: Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Нальчик, Анапа и многие другие. Складывался также новый тип фабричных городов.

Разница в развитии сельского хозяйства и промышленности тормозила общее развитие Российской империи и не позволяла ей догнать западные державы.


Промышленный переворот в России в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.

Промышленный переворот в России начался в 30-40-е годы XIX в., позднее чем в Западной Европе. Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Происходит техническое перевооружение промышленности, повсеместная замена ручного труда на машинный, внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий. Промышленный переворот сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей (буржуазии) и наемных рабочих (пролетариата).

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено: 1) научно-техническим прогрессом (создание новых паровых двигателей и различных механизмов); 2) зарождением элементов капиталистического уклада в хозяйстве (накопление капиталов и формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы). Сохранение в России крепостного права замедляло эти процессы. Его отмена в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота в конце 70-х - начале 80-х годов XIX в.

Особенности промышленного переворота в России: 1) совершен в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), так как Россия заимствовала у Запада технику, оборудование, идеи; 2) осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда. Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.

Новые формы организации производства быстро внедрялись в легкой промышленности. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Однако начала зарождаться и отечественная машиностроительная промышленность (Петербург, Нижний Новгород).

С началом промышленного переворота связано формирование вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки. К 1860 г. 4/5 рабочих - вольнонаемные. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 - 14-часовой рабочий день. Отличие в положение российских рабочих от западноевропейских состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины.

Формирование российской буржуазии также имело свою особенность. Во-первых, капиталы, необходимые для создания производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями (казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения). Во-вторых, длительное время "молодая" российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы и др.

В целом российская буржуазия была еще экономически слабой и не играла активной роли в политической и социальной жизни страны.





Работа группы:

Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ФИ ___________________________класс________________дата_______________________________

2 ГРУППА: ЭКОНОМИСТЫ: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в параграф 17 с.112-116

Россия

Страны Европы и США в 1 половине 19 в

Общая характеристика



Промышленность



Сельское хозяйство



Социальная структура




Выберите 3 правильных суждений из 5 предложенных, используя карту как источник.

Перед выполнением, вспомните алгоритм работы с картой.


Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенных на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запиши в таблицу цифры, под которыми они указаны.

t1730194883ap.jpg



1.Торговое мясное скотоводство преобладало над молочным скотоводством.

2.Торговое молочное скотоводство преобладало над мясным скотоводством.

3.К середине 19 века в России окончательно оформились районы хозяйственной специализации

4.К середине 19 века в России еще не оформились районы хозяйственной специализации

5.Районы капиталистического уклада преобладали на Западе Российской империи (Польша, Прибалтика)

6.Районы капиталистического уклада преобладали на Востоке Российской империи (Польша, Прибалтика)


- Какой вывод мы можем сделать?

-Давайте сравним, удельный вес стран в промышленном производстве и дадим с вами оценку: какое место занимает Россия к 1860 году?

-Как вы считаете, что тормозит развитие России?










































Работа группы:

Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ФИ ___________________________класс________________дата_______________________________

3 ГРУППА: ИСТОРИКИ (ДОП. МАТЕРИАЛ, стр.114-115)

1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?

Павел 1

Александр1

Николай 1











2.Предпосылки отмены крепостного права в России:

-отставание страны

- поражение в Крымской войне

- общественное мнение

-газеты и журналы поднимали проблему отмены крепостничества в 1850г.

-М.П. Погодин в 1854-1856 гг. составил «Письма» к царю, в которых указывал, что дальнейшее сохранение крепостного право опасно для России.

-кон. 1850-х гг. «банкетная кампания»


Причины отмены крепостного права:

Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.

Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.

Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.

В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

На рубеже 50-60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

В конце 1850-х гг. консерваторы и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие?

Работа с документами:

Консервативное направление:

М.Н. Погодин «Письма» к царю.

«Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола! Вот слово, которое соберет под знамя русского царя всю усталую и расстроенную Европу. (…) На Западе оно (это слово) износилось, обветшало, опошлело, осквернилось богохульными устами кровожадного разврата и остервенившегося голода. Как бы желал я растолковать нашим государственным людям, что эта свобода не уменьшит нисколько силы правительства, а увеличит, укрепит и утвердит ее; зато она не может причинить никакого вреда, а доставит многообразную пользу; не подвергнет нас никаким новым опасностям, а отвратит многие старые (...). Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет(…). 

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, определяя ежегодно известную суму из государственных доходов для выкупа их по жребию или в награду за хорошее поведение, по верным свидетельствам мира, которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность, даст силы для терпения, утешит поднятые без толку толки, а исполниться оно может в неопределенное время, без малейшего ущерба дворянству, по полюбовным оглашениям.»

Вопросы и задания.

1. К каким действиям призывает царя автор данного письма?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, какой смысл М.Н. Погодин вкладывает в слово «свобода»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Либеральное направление:

Из письма Б.Н. Чичерина к А.И. Герцену

«…Мы думаем о том, как бы освободить крестьян без потрясений всего общественного организма, мы мечтаем о введении свободы совести в государстве, об отменении или по крайней мере об ослаблении цензуры. А вы нам толкуете о мечтательных основах социальных обществ, которые едва ли через сотни лет найдут себе приложение, в настоящее же время не имеют для нас решительно никакого практического интереса. Мы готовы столпиться около всякого сколько-нибудь либерального правительства и поддерживать его всеми силами, ибо твердо убеждены, что только через правительство у нас можно действовать и достигнуть каких-нибудь результатов...».

Вопросы и задания.

1. О каких преобразованиях говорит Б.Н. Чичерин?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой единственный метод решения российских проблем они предлагают?


Какой вывод вы можете сделать?





Работа группы:

Рабочий лист по теме:_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ФИ ___________________________класс________________дата_______________________________


4 ГРУППА: БИОГРАФЫ параграф 18 п.1., доп. материал в рабочем листе

t1730194883af.gif

t1730194883ag.gif

t1730194883aj.gift1730194883am.gifАлександр II

t1730194883ah.gift1730194883ai.gift1730194883ak.gif




Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

Кто повлиял на будущего императора и его преобразовательную деятельность? К. Мердер, М. Сперанский, Е.Канкрин

Дополнительный материал

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.

ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум.

разностороннее образование.

Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость.

главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели, стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей.


Интересные факты:

1. В народе император получил прозвище “Освободитель”. Но его крестьянская реформа не удовлетворила народ, так как она обязала крестьян выкупать самих себя из крепостной зависимости, что было трудно достижимо.

2. В 1875 году Александр II отдал Японии все Курильские острова, получив взамен в безраздельное владение Сахалин. Сейчас Курилы полностью принадлежат России, но Япония продолжает требовать их обратно.

3. Александр II продал Алеутские острова и Аляску Соединённым Штатам потому, что ресурсов для освоения столь отдалённых земель у России тогда не было.

5. Любопытно, что Александр II стал первым с 1725 года российским правителем, рождённым в Москве. Уже при рождении ему прочили императорский престол, так как у старших братьев его отца не было детей.

6. Когда будущему Александру II исполнилось всего 16 лет, его отец, Николай I, сделал его членом сената и Священного Синода.

7. Он объехал всю нашу страну, посетив Сибирь, и даже Дальний Восток, хотя это путешествие отняло у него много месяцев. Именно Александр II стал первым русским правителем, посетившим Сибирь.

8. Одним из наставников будущего императора был знаменитый поэт Василий Жуковский, ярый противник крепостного права. Именно его влияние в итоге и привело к тому, что Александр II, став самодержцем, это самое крепостное право в итоге и отменил.

9. В браке со своей супругой он прожил почти 40 лет. В биографии Александра II отмечается, что брак этот был счастливым, и у императорской четы родилось 8 детей. Личный капитал правителя оценивался в 12 миллионов рублей. После смерти первой жены Александр II пожертвовал миллион рублей (огромные деньги по меркам тех лет!) на строительство больницы имени его покойной супруги.










































В чем состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?



Вспомните и перечислите основные этапы закрепощения крестьян в России




3. ВЫСКАЖИТЕ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 19 века. Оформите их в виде тезисов.



t1730194883ac.png


Комментарии
Комментариев пока нет.