12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лилия Степанова18


Степанова Лилия Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

города Междуреченска


Судьба реформ и реформаторов в России. Урок истории в 10 классе.

Цели урока:

Образовательная: на основании изучения проектов реформ сформировать у учащихся представление о сложностях процесса модернизации в России и показать существование альтернативных ситуаций в истории.

Воспитательная: нравственное и патриотическое воспитание на примере исторических личностей российских реформаторов.

Развивающая: развитие умений извлекать сведения из различных видов источников, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

ДМК (документально-методический комплекс) – приложения 1-3;

портреты реформаторов;

видеофильм «Россия в начале ХХ века»;

сравнительно-обобщающие таблицы для учащихся (приложение 4).

План урока:

Вводное слово учителя, постановка цели и задач.

План государственного переустройства М.М. Сперанского (сравнительный анализ схем).

Программа реформ С.Ю. Витте (работа с источником).

Реформы П.А. Столыпина (работа с видеоматериалом).

Подведение итогов урока (работа с обобщающей таблицей, выводы).

Вопросы к уроку:

Охарактеризуйте сущность проекта М.М. Сперанского.

Что из этого проекта реально было воплощено в жизнь?

Как изменился бы политический строй России, если бы проект Сперанского был принят в полном объеме?

Какие реформы, по-вашему, необходимо было в первую очередь провести в России?

Выдвигались ли программы реформ в конце ХIХ начале ХХ века?

Раскройте понятие «модернизация». Что включает в себя модернизация экономики и политики?

В чем сущность экономической программы С.Ю. Витте?

Какова реакция на нее современников? Почему?

К чему привели эти реформы?

Каковы были взгляды С.Ю. Витте на пути решения аграрного вопроса в России в конце ХIХ в. Какие изменения должны были произойти в деревне в случае реализации всех его планов?

Удалось бы, по вашему мнению, С.Ю. Витте предотвратить надвигающуюся революцию в случае успеха его реформ?

Почему не только царь, но и дворянство не желало осуществления планов Витте до 1905 г.?

Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Так ли это?

Какие черты характера позволили Витте стать крупным политическим деятелем?

Какие мероприятия провел П.А. Столыпин для борьбы с революционным движением?

Какую программу предложил Столыпин, став председателем совета министров?

Столыпинские реформы подвергались критике и справа и слева. Большинство политических партий выступали против них. Почему?

Почему в своих негативных оценках деятельности Столыпина смыкались такие, стоящие на полярных политических позициях люди, как императрица Александра Федоровна, монархист князь Андронников и лидер большевиков Ленин?

В чьих интересах и как проводились Столыпинские реформы? На кого опирался Столыпин и почему остался в одиночестве?

В чем сущность Столыпинской аграрной реформы? Как при этом решался вопрос о помещичьем землевладении?

Как оценить общие итоги аграрной реформы?

Проанализировать данные таблицы, в которой представлены положительные и отрицательные последствия реформы и сделать выводы.

Прочитать мнение Витте о Столыпине. Считаете ли вы объективной эту оценку? Как вы думаете, какими чувствами руководствовался опальный экс-премьер-министр? В чем заключалась главная «обида» Витте? Можно ли по этому высказыванию составить суждение о некоторых чертах характера как Столыпина, так и Витте?

Бисмарк в Германии сумел осуществить перевод страны на капиталистический путь; это в значительной мере удалось, потому что в стране уже имелась крестьянская буржуазия. Почему Столыпин не сал российским Бисмарком?

Предположите, как сложилась бы судьба России, если бы у Столыпина были «Двадцать лет спокойствия и тишины». Почему планы Столыпина не удалось претворить в жизнь?

Почему в России за реформами всегда следовали контрреформы?

В чем, по вашему мнению, ошибки и просчеты реформаторов?

Раскройте проблему «судьба реформатора в России» на примере жизни и деятельности Сперанского, Витте, Столыпина.

Как вы думаете, какую модель развития России («западническую» или «славянофильскую») предлагали известные русские реформаторы М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин? Какое общество развивалось бы в России в результате этих реформ: закрытое или открытое?

Как сложилась бы судьба России в ХХ веке, если бы все предлагаемые проекты были воплощены в жизнь?
























Приложение 1 О М.М. СПЕРАНСКОМ

1. «Со времен Ордина-Нащекина у русского престола не становился другой такой сильный ум»

(А.С. Пушкин)

2. «Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию ХVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать (48 часов в сутки) и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера». (В.О. Ключевский)

3. «Это – единственная светлая голова в России». (Наполеон I)

4. «Все публичные акты тех годов (1807-1812 г.г.), все манифесты, важнейшие именные указы, даже такие положения, которые принадлежат непосредственно к разным частям управления, долженствовали, казалось, истекать прямо от их ведомств; все это было не только написано Сперанским, но большею частию им же и задумано». (М.А. Корф)

5. «… вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и прочее, я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов». (М.М. Сперанский)

6. План государственного переустройства М.М. Сперанского

Дt1626484065aa.gif ержавная власть государя императора


Государственный совет


Управление Законодательство Суд

t1626484065ab.gift1626484065ac.gif

Министерства и Гос. Дума Судебный сенат

пt1626484065ab.gift1626484065aa.gif равительствующий Сенат

t1626484065ab.gift1626484065ab.gift1626484065aa.gif

Уt1626484065ab.gift1626484065ab.gif правление губернское Дума губернская Суд губернский

t1626484065ac.gif

Управление окружное Дума окружная Суд окружной

t1626484065ab.gift1626484065ab.gift1626484065ab.gif

Управление волостное Дума волостная Суд волостной




Приложение 2

Р Е Ф О Р М А Т О Р

Сергей Юльевич Витте (1845-1915) родился в типичной семье среднего чиновника. Будущий граф начинал свою карьеру с кассира, затем прошел стажировку на должность начальника станции, за семь лет продвинулся до начальника эксплуатации всей частной Одесской железной дороги. Практический опыт позволил Витте заняться предпринимательством. Витте помог основать Общество Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте стал членом правления и начальником эксплуатации нового частного супергиганта. Чистая прибыль возглавлявшейся им дороги увеличилась с 470 тыс. рублей в 1880 г. до 13 млн. руб. в 1889 г.

В немалой степени успеху Общества содействовала и кадровая политика Витте: на службу он брал людей не по чину, а по уму. Железные дороги и Транссибирская магистраль – тоже его рук дело, как и развитие крупной промышленности, и первая промышленная ярмарка в Нижнем Новгороде. Он способствовал зарождению промышленности и сталелитейного дела в Кривом Роге, Донецке и открытию нефтяных источников в Баку.

Первого января 1893 года, став министром финансов, Витте изложил Александру III обширную программу индустриализации страны:

жестка налоговая политика, особенно по отношению к крестьянству, увеличивающиеся косвенные налоги на товары широкого потребления (сахар, табак, спички, керосин и особенно водка);

строгий протекционизм, защищающий отечественную промышленность;

финансовая реформа (обеспечение рубля золотом);

обращение к иностранному капиталу.

В 1893 году Витте разработал программу реорганизации сельского хозяйства, заключавшуюся в переходе от общинного к фермерскому хозяйствованию на селе, которую затем в 1907-1911 г.г. с размахом начал осуществлять П.А. Столыпин. В 1898-1899 г.г. Витте представляет Николаю II два важных доклада по крестьянскому вопросу. Царь положил доклады под сукно. Общинный уклад крестьянской жизни был, по мнению Николая II, залогом социальной стабильности в России.

Витте не был радикалом и не мыслил своей реформы вне традиционных управленческих структур. Он надеялся модернизировать Россию путем обновления корпусов чиновников, то есть «внедрения» в него компетентных людей. По существу, он остался на позиции «просвещенного абсолютизма».

Осенью 1905 года, когда обстановка в стране была чрезвычайно накалена, Николай II обратился за помощью к Витте, в котором видел наиболее подходящую фигуру для осуществления реформ. 9 октября Витте представил царю меморандум с программой реформ. Он советовал царю: необходимо даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим. Поколебавшись неделю, Николай II решился поставить свою подпись под текстом, подготовленным Витте, который вошел в историю как Манифест 17 октября. Дважды отправленный Николаем II в отставку (во второй раз осыпанный милостями: титул графа за Портсмутский мир, орден Святого Александра Невского с бриллиантами и надписью «За труды и Отечество», казенная вилла на Лазурном берегу во Франции), Витте вплоть до своей кончины не оставлял надежды вновь вернуться к власти. Тем более, что он справедливо считал, что именно заключенный им 17 апреля 1906 года крупнейший за всю историю иностранный заем в 2250 млн. франков сроком на 50 лет спас самодержавие Николая II от краха. Горьким эпилогом является высказывание графа Витте: «Я никому не угодил – ни правым, ни левым, ни друзьям, ни врагам и менее всего тем, кем был выдвинут к власти».

В.Г. Сироткин. Великие реформаторы России. М., 1991


Приложение 3

1. Задание: прочитать документ; вместо цифр заключенных в круглый скобки, вставить подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме:

привоз из-за границы;

протекционная система;

приток иностранных капиталов;

собственная промышленность;

хлеб.

Из доклада С.Ю. Витте Николаю II за 1899 г.

Россия и по настоящее время остается еще страной существенной земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, главным образом сельскохозяйственными произведениями, преимущественно (1). Потребности свои в фабричных изделиях она в значительной степени покрывает (2). Экономические отношения России к Западной Европе вполне сходны с отношениями колониальных стран к своим метрополиям… Но есть одно коренное отличие от положения колоний: Россия – политически независимая могущественная держава…

Создание своей (3) есть коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей (4).

Но для развития промышленности нужны капиталы. Создавать их не в силах самое могущественное правительство.

(5) является, по глубокому убеждению министра финансов, единственным способом ускоренного развития нашей промышленности.



2. «У нас народ так же трудится, как и пьет. Он мало пьет, но больше, чем другие народы напивается. Он мало работает, но иногда надрывается работой. Для того, чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделался производительным, нужно ему дать возможность трудиться, нужно его освободить от попечительных пут, нужно ему дать общие гражданские права… Человек не разовьет свой труд, если он не имеет сознания, что плоды его труда есть его собственность и собственность его наследников».

«Я не либерал и не консерватор, я просто культурный человек. Я не могу сослать человека в Сибирь только за то, что он мыслит не так, как мыслю я, и не могу лишать его гражданских прав только потому, что он молится Богу не в том храме, в котором молюсь я…» (С.Ю. Витте)

3. «Граф Витте не был ни царедворцем, льстящим трону, ни демагогом, льстящим толпе… Принадлежа к дворянству он не защищал, однако, дворянских привилегий; ставя главной государственной задачей справедливое устроение крестьянского быта, он, однако, оставался государственным деятелем… Он не был консерватором, ибо презирал грубые приемы и отсталость политической мысли, характеризующие правящую бюрократию России»

(Графиня М.И. Витте)

4. «… Его деятельность изобиловала ошибками, от которых Россия слишком страдала… В известные периоды его службы, благодаря смелости взглядов и решительности, с которой он проводил реформы, его можно поставить в один ряд с величайшими государственными деятелями всех времен и всех наций…» (Из воспоминаний А.П. Извольского)


Приложение 4

О П.А. СТОЛЫПИНЕ

1. «Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбою с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину… Там, где правительство побеждало революцию, оно успевало не исключительно физическою силою, а тем что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ…

Вам нужны великие потрясения, нам – великая Россия». (П.А. Столыпин)

2. «Он сделал все для подавления революции минувшей, но очень мало для предотвращения революции будущей». (Газета «Речь», весна 1911 г.)

3. «… не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог». (П.Б. Струве, «Русская мысль», 1911 г.)


«Отсрочка» старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один, и притом последний, клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения». (В.И. Ленин. «Последний клапан»)

4. «Что он был человек малообразованный, без всякого государственного опыта и человек средних умственных качеств и среднего таланта, я это знал и ничего другого не ожидал, но я никак не ожидал, чтобы он был человек настолько неискренний, лживый, беспринципный, вследствие чего он свои личные удобства и свое личное благополучие. И в особенности благополучия своего семейства и своих многочисленных родственников, поставил целью своего премьерства».

(С.Ю. Витте. Воспоминания)

«Столыпин нанес монархии, или ,по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые». (Из письма В.В. Вернадского)

5.


Итоги столыпинской аграрной реформы


положительное

отрицательное

Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба.

От 70 % до 90 %, вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней

Из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств.

Вернулось обратно в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев.

4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот.

На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины при норме 7-8 десятин пашни.

Стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор.

Основное с/х орудие – соха (8 млн. шт.), 52 % хозяйств не имели плугов.

Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов.

Минеральные удобрения применялись на 2 % посевных площадей.

За 1890-1913 г.г. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей в год.

В 1911-1912 г.г. страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.

Реформаторы

Программа реформ

Что осуществлено?

Михаил Михайлович Сперанский

(1772-1839)

с 1808 г. – советник Александра I

1812-1816 г.г. – ссылка

1819-1821 г.г. – генерал-губернатор Сибири

с 1826 г. – глава II отделения ЕИВСК



Сергей Юльевич Витте

(1849-1915 г.г.)

с 1892 г. – министр путей сообщения

1892-1903 г.г. - министр финансов

с 1903 г. – председатель кабинета министров

1905-1906 г.г – председатель совета министров



Столыпин Петр Аркадьевич

(1862-1911 г.г.)

сt1626484065ad.gif 1906-1911 г.г. – МВД, председатель совета министров











Какой человек может быть При каких условиях могут Значение и причины

реформатором? осуществляться реформы? незавершенности реформ.


8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Аладышева Татьяна Петровна, 17.07.21 в 11:17 0Ответить Пожаловаться
Почему указан десятый класс?
Аладышева Татьяна Петровна, 17.07.21 в 11:21 0Ответить Пожаловаться
Ссылка на требования к результатам освоения программы основного
общего образования http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/154f202810067c03e529dbb9f2e5f76d5174cd48/
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.