Тема и основная мысль сочинения.
Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как
написать и для чего написать.
М.Горький
В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.
Тема сочинения - это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.
Основная мысль сочинения - это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.
Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.
Сочинение может быть снабжено эпиграфом.
Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.
Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.
Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:
Береги честь смолоду.
Пословица
Задания для учащихся.
1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая - сочинение-рассуждение, а какая - сочинение-описание?
Портрет Пугачева.
Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.
2.Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:"Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?"
Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.
Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:
1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.
Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения - "Золотая осень",то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать "золотой",но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов , отвечающих теме высказывания.
2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.
Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема "Унылая пора, очей очарованье" требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.
3.Умение собрать материал для сочинения.
Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.
4.Умение систематизировать материал.
Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.
5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.
Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.
6.Умение правильно и "хорошо" выражать свои мысли.
Правильно - значит в соответствии с нормами литературного языка,"хорошо"(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.
7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.
О работе над совершенствованием рукописи.
Памятка.
1.Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:
1)соответствует ли сочинение теме;
2)высказана ли основная мысль;
3)соответствует ли сочинение составленному плану;
4)соразмерны ли его части;
5)не нарушена ли связь между частями сочинения;
6)удачно ли подобраны цитаты.
2.При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
3.В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.
4.Перепишите рукопись, выправив все недочеты.
5.Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.
Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.
Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.
Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.
Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы."Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни",- писала М.А.Рыбникова.
В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.
Использованная литература.
1.Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.
Зепалова). – М., 1990 .
2.Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/
Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990
3.Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. – М., 1990
4.Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.
Зепалова. – М., 2011
Легоцкая Вера Сергеевна
Нилова Ольга Александровна