Методическая разработка «Как научить детей играть»
Барсукова Валентина Григорьевна
1 ( первая квалификационная категория)
Казахстан
КГУ г. Усть – Каменогорск средняя школа №27
«Мини-центр Айналайн»
Игровые методы в педагогической практике
Как научить детей играть.
Существует несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально-предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно-подражательная, которая проявляется на втором году жизни, и сюжетно-ролевая.
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых. Такая игра помогает усвоить важнейшие социальные роли и выработать навыки формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения:
закладывает культуру взаимоотношений внутри коллектива;
прививает уважение к труду взрослых и различным профессиям;
формирует простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Важно!
Игра дает хорошие результаты, только если сочетать ее с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением художественной литературы, просмотром мультфильмов и др. Для этого педагогу необходимо сформировать картотеку сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастной группой.
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками – разностороннее развитие личности ребенка в условиях вымышленной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры различаются
по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);
организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
Перед каждым воспитателем детского сада стоят задачи:
создать дружный организованный коллектив;
научить детей играть;
наметить конкретные пути работы с каждым ребенком;
содействовать объединению детей в игре;
тактично руководить выбором игры;
приучать детей соблюдать во время игры правила;
воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи
Существует три направления в работе по развитию сюжетно-ролевых игр:
создание благоприятных условий для игр дошкольников;
привлечение внимания взрослых к игровой деятельности детей;
непосредственное руководство играми детей.
Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учетом места, времени в режиме дня, создать материально-игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители, бросовый материал, который дети используют во время игр.
К сведению! |
Важно, чтобы дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. Для этого можно широко использовать вопросы, подсказывающие новые действия. Очень важно показывать действия с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, начните играть с куклой и объедините при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети будут внимательно наблюдать за действиями. Продолжайте игру, а затем передайте куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.
Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам – ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обратите внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели, поиграли с ней. Дети быстро реагируют на эти слова.
Для того чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. Для этого можно провести дидактические игры «Оденем Айгерим на прогулку», «Приготовим Маше кашу» и т. д.
Однако для развития игры недостаточно только хорошо оснастить группу игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для этого нужно обогащать содержание детской игры, использовать различные методы и приемы: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя и родителей о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя и родителей в игре, предложения, советы, разъяснения. Задавайте детям вопросы-подсказки о возможной реализации замысла, стройте вместе с детьми, показывайте приемы конструирования – всё это тоже положительно сказывается на обогащении содержания игры.
В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Задача воспитателя – направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. Для этого проводите наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача. Организовывайте целевые прогулки, на которых обращайте внимание на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдения направляйте внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомьте детей с названиями блюд. Впоследствии, играя, дети станут не просто ставить кастрюли на плиту, а «варить» суп, компот и т. д.
Подбор игрушек
Существуют определенные требования к игрушкам. Игрушка должна
побуждать детей к творчеству;
быть динамичной;
отражать здоровый юмор;
формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость.
Помимо этого, игрушка должна быть окрашена стойкими, безопасными красками и легко подвергаться обработке.
Куклы и мишки могут быть разного размера: большие, средние, маленькие. Главное, чтобы удобно было их заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять с ними.
Кукольная мебель, машины должны быть прочными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров.
Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной жизни ребенка, и задача взрослых – создать условия для развития ребенка в игре.
Условия организации сюжетно-ролевой игры
организация игрового пространства;
наличие игрового оборудования;
выполнение санитарно-гигиенических требований;
расширение тематики игр, углубление их содержания;
грамотно организованная предметно-развивающая среда.
Внимание!
Наряду с другими зонами, в каждой возрастной группе должен быть организован уголок для сюжетно-ролевых игр, который является первой ступенью театрализованной деятельности в дошкольной организации.
В ходе игры у детей одновременно включается активная коммуникативно-речевая и познавательно-творческая деятельность.
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры дошкольников развивались, необходимо соблюдать следующие условия:
доступность оборудования (платки, шапочки, фартуки и т. д.);
безопасность материалов;
разнообразие предметов (куклы, строительный материал, гараж для машин и т. д.);
соответствие игр и игрушек возрасту детей;
учет полоролевой специфики в подборе игр и игрушек;
эстетичность материалов и оборудования.
Структурные компоненты сюжетно-ролевых игр:
содержание;
сюжет;
роль;
игровые действия.
Содержание сюжетно-ролевых игр по возрастам:
2–3 года | 3–4 года | 4–5 лет | 5–6 лет |
Игры-действия. Содержание отрывочное, нелогичное. Дети повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми | Игры более содержательные, так как расширяется представление о мире. Начинают комбинировать события, включают в игру эпизоды из собственного опыта, литературных произведений | Целостность сюжета, обогащение содержания. Обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают особого интереса | Обдуманный подход к выбору сюжета. Появляются новые сюжеты: по мотивам мультсериалов, книг, рассказов родителей. Используются речевые комментарии, обобщения ситуаций |
Содержание уголков и наличие в них оборудования
В младшей группе (от 2 до 3 лет) | |
Игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям | |
Задачи воспитателя | подражать бытовым и трудовым действиям; учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом; учить организовывать самостоятельные игровые действия с двумя-тремя сверстниками, формировать доброжелательные отношения; развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации; развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями; развивать умение выполнять в игре два-три последовательных эпизода |
Перечень сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту | «Дочки-матери», «Больница», «Автобус» |
В средней группе (от 3 до 4 лет) | |
Продолжается формирование и развитие игровых навыков | |
Задачи воспитателя | способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений; в совместных с детьми играх выбирать роль и выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками; в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с двумя -тремя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку; поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал |
Перечень сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту | «Дочки-матери», «Больница», «Автобус», «Я – шофер!», «Магазин», «Детский сад», «Кафе», «Строим дом», «Парикмахерская», «Пора кушать», «Мы идем гулять», «Кукла заболела», «Приходите в гости к нам», «Укладывание игрушек спать» и др. |
В старшей группе (от 4 до 5 лет) | |
Задачи воспитателя | в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место; развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов; развивать умение использовать предметы-заместители |
Перечень сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту | «Дочки-матери», «Больница», «Автобус», «Детский сад», «Кафе», «Цирк», «Строители», «Почта», «Автозаправка», «Пограничники» и др. |
В подготовительной группе (от 5 до 6 лет) | |
Задачи воспитателя | развивать умение самостоятельно придумывать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач; учить согласовывать тему для начала игры, бесконфликтно распределять роли, подготавливать необходимые условия; учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, развивать умение использовать предметы-заместители |
Перечень сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту | «Детский сад», «Дом, семья», «Поликлиника», «Магазин», «Фотоателье», «Салон красоты», «Библиотека», «Стройка ЭКСПО», «Ателье», «Зоопарк», «Аптека», «Поликлиника», «Школа», «Банк», «Туристическое агентство» и др. |
По своей форме сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер, и с возрастом ребенка она всё более усложняется.
Усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Вывод: развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, разным видам труда взрослых.
Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. В игре дети одновременно выступают как драматурги, режиссеры, декораторы, актеры.
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития. Начинается она в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом». В старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом.
Сюжетно-ролевая игра «Под шаныраком Казахстана»
Цели:
Продолжать учить организовывать игру на основе знаний, полученных из бесед, литературных произведений, просмотра мультфильмов, иллюстраций, комбинируя разнообразные события из жизни двух национальных культур: казахской и русской.
Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.
Воспитывать интерес и желание играть, доводить игру до логического завершения.
Ситуация | Дети принимают участие в подвижной игре. В зал вбегает Золотой человек и оповещает всех присутствующих, что в селенье Орыстар -Казактар проходит большой той |
Атрибуты | Юрта; изба; предметы быта: домбра, сундук, корпе, бесик, посуда, орнамент, самовар, рушник, скамья, горшок, шкатулка; казахская национальная одежда, мебель; русская национальная одежда, посуда, мебель; мебель и продукты питания для игры; «Магазин»; видеоролик «Презентация супермаркета «Казахский национальный мешок «дорба» с украшениями |
Действия воспитателя | Деятельность детей |
Отправляемся в селенье Орыстар-Казактар на той. По пути находим картинки-загадки, на которых изображены предметы быта двух национальных культур: русской и казахской. Приходим в группу. Игра « Орамал» (интерактивный метод) | Дети собираются в селенье на той. Дети находят картинки-загадки, рассматривают предметы и рассказывают, к какой национальной культуре они относятся и где применяются. Определяют, к какой национальной культуре относится их предмет на картинке, и заселяют жилище. Дорогого гостя радушно встречают, усаживают на самое почетное место, угощают лучшим, что находится в доме.
|
Проходит в избу: | Дети встречают бабушку. |
Кияйкина Наталья Федоровна
Барсукова Валентина Григорьевна
Галина Владимировна