12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Надежда Сергеевна3209
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
8

Выступление на родительском собрании "Как научить детей читать?"

Как научить ребенка читать?

Всем известно, что читаем мы с помощью букв. Буквы – это графический символ фонетической письменности. Совокупность всех букв образует алфавит. Буквы в целом соответствуют фонемам (звукам) в устной речи.

Итак, чтобы научить ребенка читать, надо помочь ему запомнить буквы и научить малыша сливать буквы в слоги, потому что на начальном этапе мы читаем по слогам.

Существует множество методов обучения ребенка чтению. Все они имеют свои особенности. Использовать их можно. Обязательно следует придерживаться заданного в методике порядка изучения звуков и букв. При этом  следует помнить, что лучше выбирать методику обучения чтению, основанную на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения, разработанным К.Д.Ушинским, данный метод помогает ребенку научится чтению и письму, а также развивает мыслительную деятельность.

Знакомство с буквами происходит в определенном порядке.

Ребенку предлагают познакомиться со звуком, потренироваться в выделении звука среди других звуков, слогов, слов, определить место звука в слове: начало, середина, конец слова. После этого можно предложить малышу рассмотреть картинки, и выбрать те, в названии которых заданный звук присутствует. Затем следует научить детей последовательно называть каждый звук в слоге или слове, обозначая звук определенным символом (квадратик или кружок и др.). Общепринятыми считаются следующие обозначения: согласный твердый звук – синий цвет, согласный мягкий звук – зеленый цвет, звонкость твердых и мягких согласных обозначается сверху желтым кружком (или другим знаком); гласные звуки обозначаются красным цветом.

Только после этого происходит знакомство ребенка с буквой. Следует самим знать и рассказать ребенку об особенностях каждой конкретной буквы (например, буквы Ш и Ж обозначают только твердые согласные звуки, поэтому существует правило: ШИ и ЖИ пиши с буквой И).

Букву нужно показать, назвать, предложить малышу придумать, на какой предмет похожа конкретная буква, рассказать, буква симметричная или «смотрит» в правую (левую сторону). После этого нужно предложить ребенку «волшебным пальчиком» написать эту букву в воздухе, раскрасить ее, прописать по клеточкам. Чтобы ребенок лучше запоминал буквы, используют разнообразные приемы:

  • буквы-шнуровки;
  • наждачные буквы (изготовленные из наждачной бумаги);
  • магнитная (фетровая) азбука;
  • использование геометрика для выкладывания букв;
  • лепка букв;
  • выкладывание букв из круп, гороха, фасоли на пластилиновой основе;
  • поиск букв среди предметов или других букв;
  • дорисовка букв;
  • назови слово, определи первый звук, покажи нужную букву;
  • выкладывание букв из счетных палочек;image-20200309141217-1.png
  • поиск правильных букв среди неправильно (зеркально) написанных;
  • игра «Путаница», когда буквы на картинке как бы слеплены, перепутаны, и ребенок должен назвать и написать все буквы, которые «слепились» или «перепутались».

  Обучая ребенка чтению, важно называть букву также коротко, как звук. А уже в школе ребенок, изучая алфавит, познакомится с общепринятыми названиями букв.

Также можно использовать и другие приемы.

Сразу, при прохождении букв (гласных и согласных) нужно учить ребенка сливать буквы в слоги. Здесь можно использовать приемы:

«Буква побежала по дорожкам  в гости к другой букве» (начинаем с обратного слога: А.......М), смело рисуем дорожки между буквами и тянем-поем, называя сначала одну букву, затем – другую. После того, как ребенок научился сливать обратный слог, переходим к слиянию прямого слога: М.....А).

«Буквы дружно поют песенки» (принцип игры тот же).

Если Ваш ребенок научился сливать буквы в слоги, можно учить сливать слоги в слова: МА – МА, ПА-ПА и т.д.  Читать слоги и слова нужно на том материале букв, который изучен ребенком. Параллельно следует проводить работу по звуко-буквенному анализу слов: чтение, письмо слов, деление их на слоги, постановка ударения, зарисовка звуковой схемы слова. Это поможет детям лучше усвоить изучаемый материал.

Кроме того, изучая буквы, сливая их в слова, ребенок становится способным разгадывать ребусы, шарады, головоломки с буквами. Эти игры дети обожают. Сначала следует научить разгадывать простые ребусы и шарады с буквами. Постепенно такую работу следует усложнять.

После усвоения ребенком понятия «слово» и достаточного количества прочитанных слов, важно познакомить ребенка с понятием «предложение». Тут нужно рассказать малышу о том, что слоги мы сливаем в слова, а слова – в предложения. И разговариваем мы с помощью речи – фразами (предложениями). Предложения состоят из слов, которые «дружат» между собой. Если слова в предложении не дружат, то невозможно понять, о чем сказано или написано. Есть правила написания предложения: первое слово всегда пишется с заглавной буквы, все слова и предлоги (слова-помощники) пишутся отдельно друг от друга, а в конце предложения обязательно ставится точка. Точка иногда заменяется вопросительным или восклицательным знаками.

Придерживаясь данных рекомендаций и правил при изучении букв и сливая буквы в слоги и слова, а слова – в предложения, Вы поможете Вашему ребенку научиться читать.

Успехов Вам и Вашим детям!

С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна

l1583761709.JPGo1583761764.JPG


Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.