Тема: «Ключевые компетентности на этапе раннего детства»

1
0
Материал опубликован 7 April


Тема: «Ключевые компетентности на этапе раннего детства»


Ключевые компетентности в раннем детстве — это базовые навыки, которые определяют способность ребёнка к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности


С раннего детства ребёнок включён в социальные отношения. Одна из базовых или ключевых компетентностей – социальная. 

Она естественна, так как ребёнок вступает в мир человеческих отношений, учится существовать в нём.


Взаимодействие между людьми возможно, но не эффективно без речи. Ребёнку важно уметь строить коммуникацию: уметь донести до других свои мысли (идеи, суждения, цели, планы), а значит сделать свою речь понятной, чётко формулировать, правильно произносить слова и, вместе с тем, нужно уметь слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания.

Это ещё одна базовая компетентность – коммуникативная. 


С самого раннего детства ребёнок активен и деятелен. Манипуляции с предметами в раннем детстве достаточно быстро перерастают в целенаправленность, которая к трём годам уже чётко формулируется ребёнком в виде установки «Я сам» и протеста, если «самость» не учитывается и не обеспечивается взрослыми.

Деятельностная компетентность – это ещё одна базовая компетентность


Наша цель – развивать любознательность ребёнка, помогать искать информацию, осмысливать и использовать то, что видишь, слышишь и узнаёшь сам.

Целесообразнее помочь детям самим познавать окружающий мир, осмысливать и использовать свой опыт. Ребёнок учится всеми доступными ему средствами – через собственные действия в играх, через общение с разными людьми, через книги, просмотр телепередач, через походы и поездки и т. д.

Умение использовать различные источники получения знаний, умений, ещё одна важная базовая компетентность – информационная.


Уже в младшем дошкольном возрасте большинство детей владеет набором простейших норм и способов поведения, которые являются предпосылками к здоровьесбережению.

Ещё одна базовая компетентность – здоровьесберегающая.


Игровые упражнения по формированию социальной компетентности у детей раннего возраста - которые направленные на развитие общения между детьми:


Игры в парах – способствуют становлению субъективного эмоционального положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении (например, «По узенькой дорожке…»).

Совместные игры с несколькими партнерами – воспитывают желание и умение вступать в эмоционально- практическое взаимодействие с группой детей (например, «Паровозик»).

Пальчиковые игры способствуют сближению детей, развивают мелкую моторику, внимание, воображение, быстроту реакции (например «Жук»).

Хороводная игра «Каравай» (сочетание повторяющихся движений).

Совместные игры с предметами – видеть партнера в игре, а не соперника за право обладать игрушкой (например, «Катаем мячики»).

Игры с правилами – умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с ролью.



Картотека игр:


Игры в парах


«Делай, как я»

Воспитатель показывает разные движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу: «Внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте за мной, а потом то же самое покажите друг другу». Взрослый комментирует каждое новое движение, напоминая детям последовательность действий: «Сейчас я улыбаюсь. Теперь вы улыбнитесь мне. Молодцы, А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий черезвычайно широк: можно нахмурить брови, дотронуться до носа пальцем, посмотреть через подзорную трубу», сложить руки трубочкой и т.д.


«Дуем-дуем»

Взрослый предлагает детям изобразить ветерок. Он надувает щеки и сначала тихо, а потом сильнее дует то на одного то на другого ребенка. Затем педагог просит малышей подуть друг на друга.


«Коза рогатая»

Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Материал: эмблемы с мордочкой козы для детей.

Ход игры

Воспитатель говорит детям: А вы знаете козу? Дети: Да! Тогда мы сегодня будем играть в игру «Коза рогатая». Сегодня мы все будем козами. Покажите мне, как идет коза? А как она топает ножками? А как коза глазками хлопает? А как голос подает? У козы есть рожки. Покажите, мне, какие у нее рожки. Как вы будете бодаться? Ну что готовы, начинаем играть. Воспитатель надевает эмблемы с мордочкой козы детям.

Воспитатель читает текст. Дети, слушая, текст выполняют соответствующие действия.

Идет коза рогатая, (показывают рожки)

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ – топ - топ, (топают ногами)

Глазками хлоп – хлоп - хлоп. (моргают глазами)

Кто каши не ест, Молока не пьет?

Забодаю! Забодаю! (Воспитатель делает вид, что бодает детей) Дети разбегаются по площадке или, начинают «бодаться» и кричать: «Ме-е-е!»

По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.


Игры на группу детей


«Паровозик» (по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цели: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произнесении звуков.

Ход игры:

Воспитатель: «Всем надо встать друг за другом – мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд

Во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!». Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у!».

Воспитатель:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу.

Все вместе: «У-у-у-у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали».

«Ш-ш-ш-ш!» – повторяют за ним дети.

Воспитатель. Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привез?

Дети. Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики.

Воспитатель: «У-у-у-у! Всех зовет паровоз!»

Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Уууу! Чух-чу!

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чу! Чух-чу!»

Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизнесении, характерном для того или иного «подарка».

«Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.

 

Пальчиковые игры

«Рыбка»

Цель: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.

Описание: Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)

Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт

рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт Рыбка)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение

обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

«Апельсин»

Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Описание:

Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (
показывают 10 пальцев)
А он один (
показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (
загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (
сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! 
(«бегут» пальцами по столу).



«Ёжик»

Цель: Формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Описание:

Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки).


Хороводные игры


«Каравай»


 Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.


«Пузырь»

Задачи: формировать у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. Упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Описание игры: Вместе с детьми берём друг друга за руки и образуем небольшой круг. Затем говорю:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно мы постепенно расширяем круг и держимся за руки до тех пор, пока не скажу слова: "Лопнул пузырь!". Дети опускают руки и



приседают, говоря: "Хлоп". Можно после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга и произнести: "пш-ш-ш-ш-ш

2. Затем вновь надуваем пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

Воспитатель  произносит текст медленно, чётко, привлекая детей повторять слова за ним..


Игры с правилами

«Солнышко и дождик»

Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры.

1.  На слова «Дождик идет бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит выйти на середину площадки.

2.   Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку - это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

Солнышкосолнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять – 

Станут бегать и играть”

Повторяйте за мной слова и движения:

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!”

(Руки на поясе, кружатся)

 Ребята посмотрите, дождик начался.

(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи, 

Зря в окошко не стучи”

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.


Игры с предметами

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: 

Кач, кач, кач. (Дети берут мячи и встают в круг)

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. (Дети бросают мяч двумя руками)

Высоко подбросим мяч! (Вверх и ловят его)

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Бросают мяч двумя руками о пол)

Мы о пол ударим мяч!

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Дети кладут мячи в корзину)

Утомился бедный мяч.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила игры: выполнять движения согласно тексту.

«Колобок»

Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.

Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.

Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.

Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.

Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.

Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.


Коммуникативная компетентность - формируется у детей раннего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру.

Например - «Семья» «Кукла заболела» «Шофёр» «Поезд»


Примеры игр, которые помогают формировать деятельностную компетентность в раннем детстве:

Уголок ряжения. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки.  

Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек. Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых. 

Игры на развитие моторики рук. Прибаутки и игры с пальчиками, руками, рисование пальчиковыми красками, лепка и разминание пластилина, нанизывание крупных бус, шариков, застёгивание пуговиц, крючков, молний, липучек, конструирование. 

Дидактические игры и упражнения. Игры с материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки, мозаика, кубики. 

Бытовые и игровые ситуации. Сюжетно - отобразительные игры, ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофёр. 


Формирование информационной компетентности у детей раннего возраста:

Исследовательская деятельность. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

экспериментирование с материалами (песок)

наблюдение на прогулке – за птицами

рассматривание дерева.

​​​​​​​

Важную роль играет семья ребёнка - рекомендуем совместное чтение сказок, стихотворений, просмотр картинок и иллюстраций. Это помогает подготовить детей к комфортной жизни в современном информационном обществе.

Прививание семейных традиций. Родители могут показывать ребёнку фотографии, играть с ним в развивающие игры.




Формирование Здоровьесберегающей компетентности у детей раннего возраста:


Закаливающие мероприятия. Например, ходьба босиком по массажным коврикам, проветривание групповой комнаты и спальни.  

Динамические паузы. Комплексы мини-упражнений: «Зоркие глазки» «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и другие. 

Подвижные и спортивные игры. Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем их проведения. Примеры: на прогулке — «Мой весёлый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе — «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Вышла курочка гулять». 

Пальчиковая гимнастика. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Примеры: «Этот толстый поросёнок», «Паучки», «Домик на ёлке», «Крокодилы». 

Дыхательная гимнастика. Детям нравятся упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и другие. 

Гимнастика пробуждения. Проводится в постели: потягивание, поочерёдное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Примеры: «Мы проснулись», «Котята», «Весёлая зарядка». 




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.