Урок на тему «Корень слова» (3 класс) УМК «Школа России»

3
0
Материал опубликован 17 February 2021

План – конспект урока по русскому языку.

Тема «Корень слова» 3 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

ГБООУ АО АСШИ №2

Рыбина Елена Александровна


Тема урока

Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока

Изучение нового материала.

Постановка и решение учебных задач

Базовый учебник

Русский язык. 3 класс. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2013.

Цели урока:

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь однокоренных слов).

Метапредметные:

Регулятивные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные - понимание текста, извлечение необходимой информации, построение монологического высказывания, участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявление интереса к изучению русского языка.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник.

2. словарь однокоренных слов

4. Компьютер, интерактивная доска.

6. Презентация «Корень слова»

7. Электронное приложение к учебнику

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

Название используемых ЭОР

Организационный

Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем, что–то новое, обобщим то, что уже знаем.

Запись числа в тетради.

Запись на доске.

Словарная работа

Начнём урок со словарной работы.

Для чего мы проводим такую работу?

 

Будьте внимательны, эти слова нам помогут раскрыть тему урока.

Словарные слова нельзя проверить, поэтому надо запомнить, как их правильно писать.

Записывают слова.

 

Взаимопроверка(в парах)

Презентация

1слайд:

Кроссворд из словарных слов

(корень)

Актуализация знаний

Сказка о корне.

(см. приложение)

 

Презентация

2слайд:

Постановка проблемы

Кто догадался, как называется тема нашего урока?

О каком корне мы будем сегодня говорить?

Обобщение ответов детей: стихотворение.

 

Ребята, что мы должны узнать на этом уроке?

Чему научиться?

Выдвигают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

- что такое корень слова.

- подбирать однокоренные слова

- находить корень

- обозначать корень

 

Презентация

3слайд:

Так же, как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Выясни умело линию родства.

Однокоренные подбери слова

Объяснить слова толково

Нам поможет корень слова.

Он поможет нам понять,

Как же слово написать.

Физминутка

Игра с мячом « Звонкий – глухой»

 

см. приложение

Поиск решения

Выполните

Упр. 130 с 74. (устно)

Обсудите в группах предложенные вопросы и предоставите отчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах:

1.Озаглавьте текст. 2.Почему такое название придумали?

3.Почему их называют однокоренными? 4.Как мы назовем эту общую часть?

5.как найти корень в слове?

6.Как обозначаем корень в словах?

(Проверка – отчеты групп.)

Учебник

Презентация

4слайд: вопросы для обсуждения в группе.

 

Первичное закрепление

Найдите однокоренные слова и распределите их по группам.

 

Выполним по учебнику Упр.132, стр.75

зад. записать слова группами, выделить корень.

Выполняют задание, обосновывая своё решение.

 

Письмо с комментированием.

ЭП

задание «ЛОСИ»

 

 

учебник

Закрепление

Организует самостоятельную работу по карточкам.

Вывод:

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

 

карточки

см. приложение

 

Домашнее задание

Предлагаю познакомиться с текстом домашнего задания в учебнике упр133.

Как будете выполнять?

Какие вопросы возникают?

Задают интересующие вопросы по д/з

словарь однокоренных слов

Рефлексия

О каком понятии мы сегодня говорили?

Что усвоили? Над чем еще нужно поработать?

 

 


 


 


 


 


 

Приложение.

Сказка о корне

Встретились корень слова и корень растения.

Здравствуй, ты кто?

Я – корень растения. Живу в земле.

А я – корень слова. Живу в словах

Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?

Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр-. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился

Игра с мячом».

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч взрослому.

Комментарий для у педагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 уровень.

Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.

Каменщик - …, лётчик - …, связист - ….

2 уровень.

Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.

Сахар - …, гусь - …, утка - …, хлеб - …, тигр - … .

Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.

3 уровень.

Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. «Говор, зелень, говорить, зеленеет, зелёный, говорливый»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.