Урок на тему «Корень слова» (3 класс) УМК «Школа России»
План – конспект урока по русскому языку.
Тема «Корень слова» 3 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
ГБООУ АО АСШИ №2
Рыбина Елена Александровна
Тема урока
Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока
Изучение нового материала.
Постановка и решение учебных задач
Базовый учебник
Русский язык. 3 класс. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2013.
Цели урока:
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных
Планируемые результаты:
Предметные:
Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь однокоренных слов).
Метапредметные:
Регулятивные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные - понимание текста, извлечение необходимой информации, построение монологического высказывания, участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявление интереса к изучению русского языка.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник.
2. словарь однокоренных слов
4. Компьютер, интерактивная доска.
6. Презентация «Корень слова»
7. Электронное приложение к учебнику
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Название используемых ЭОР |
Организационный |
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем, что–то новое, обобщим то, что уже знаем. |
Запись числа в тетради. |
Запись на доске. |
Словарная работа |
Начнём урок со словарной работы. Для чего мы проводим такую работу?
Будьте внимательны, эти слова нам помогут раскрыть тему урока. |
Словарные слова нельзя проверить, поэтому надо запомнить, как их правильно писать. Записывают слова.
Взаимопроверка(в парах) |
Презентация 1слайд: Кроссворд из словарных слов (корень) |
Актуализация знаний |
Сказка о корне. (см. приложение) |
|
Презентация 2слайд: |
Постановка проблемы |
Кто догадался, как называется тема нашего урока? О каком корне мы будем сегодня говорить? Обобщение ответов детей: стихотворение.
Ребята, что мы должны узнать на этом уроке? Чему научиться? |
Выдвигают предположения.
- что такое корень слова. - подбирать однокоренные слова - находить корень - обозначать корень
|
Презентация 3слайд: Так же, как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. Выясни умело линию родства. Однокоренные подбери слова Объяснить слова толково Нам поможет корень слова. Он поможет нам понять, Как же слово написать. |
Физминутка |
Игра с мячом « Звонкий – глухой» |
|
см. приложение |
Поиск решения |
Выполните Упр. 130 с 74. (устно) Обсудите в группах предложенные вопросы и предоставите отчет.
|
Работа в группах: 1.Озаглавьте текст. 2.Почему такое название придумали? 3.Почему их называют однокоренными? 4.Как мы назовем эту общую часть? 5.как найти корень в слове? 6.Как обозначаем корень в словах? (Проверка – отчеты групп.) |
Учебник Презентация 4слайд: вопросы для обсуждения в группе.
|
Первичное закрепление |
Найдите однокоренные слова и распределите их по группам.
Выполним по учебнику Упр.132, стр.75 зад. записать слова группами, выделить корень. |
Выполняют задание, обосновывая своё решение.
Письмо с комментированием. |
ЭП задание «ЛОСИ»
учебник |
Закрепление |
Организует самостоятельную работу по карточкам. Вывод: |
Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
|
карточки см. приложение
|
Домашнее задание |
Предлагаю познакомиться с текстом домашнего задания в учебнике упр133. Как будете выполнять? Какие вопросы возникают? |
Задают интересующие вопросы по д/з |
словарь однокоренных слов |
Рефлексия |
О каком понятии мы сегодня говорили? Что усвоили? Над чем еще нужно поработать? |
|
|
Приложение.
Сказка о корне
Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр-. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился
Игра с мячом».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч взрослому.
Комментарий для у педагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.
Карточки с разноуровневыми заданиями.
1 уровень.
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Каменщик - …, лётчик - …, связист - ….
2 уровень.
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар - …, гусь - …, утка - …, хлеб - …, тигр - … .
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.
3 уровень.
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. «Говор, зелень, говорить, зеленеет, зелёный, говорливый»