12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белых Виктория Александровна242
Учитель начальных классов
Россия, Хабаровский край, с. Князе - Волконское-1

Урок окружающего мира 3 класс

Тема: «Человек»

Программа «Школа России»

Дидактическая цель: создание условий для освоения и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека, показать отличие человека от других объектов живой природы.

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений о человеке, как о едином целом.

Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать вале логические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

Воспитательная цель: прививать любовь заботу о собственном здоровье.

Оборудование:

- Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. ч. 1/А.А. Плешанков-9-е изд., М.: Просвещение, 2015.

-компьютер;

-карточки с заданиями;

- памятки;

-тетрадь на печатной основе.

Задачи:

- познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами;

- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

- содействовать воспитанию интереса к изучению предмета;

- содействовать воспитанию культуры общения;

- формировать навыки первичной исследовательской деятельность (наблюдение, анализ, вывод)

- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно – следственные связи.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, эвристическая беседа, работа с книгой.

Планируемые результаты: учащиеся научаться отличать человека от других существ, различать внешность человека и его внутренний мир; узнают о ступенях познания; научаться аргументировать и доказывать свое мнение.

Ход урока:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке «Окружающего мира».

Проверьте, пожалуйста, Вашу готовность к уроку!

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (СЛАЙД -1)

- Мы закончили изучать тему «ПРИРОДА»

- На какие две большие группы делится природа? (живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, бактерии, человек)

- Каковы особенности объектов живой природы?

Индивидуальные задания: (карточки)

Подчеркни объекты живой природы:

Человек, автомобиль, игрушка, воды, заяц, дом, береза, мухомор, облако, трясогузка, ветер.

Продолжи предложение:

К живой природе относиться объекты, которые: _______, _______, _______, _______, _______, _______.

Подчеркни объекты неживой природы:

Человек, автомобиль, игрушка, воды, заяц, дом, береза, мухомор, облако, трясогузка, ветер.

Продолжи предложение:

К неживой природе относиться объекты, которые: _______, _______, _______, _______, _______, _______.

Прочитайте текст. Над выделенными словами напиши, к объектам живой или неживой природы они относятся:

В лесу у болота колония цапель. Каких только цапель нет! Большие и маленькие: белые, серые, рыжие. И дневные, и ночные.

Разные цапли по росту и цвету, но все очень важные и серьёзные. И больше всех важна, и серьёзна цапля-кваква.

Цапля-кваква — ночная. Днём она отдыхает на гнезде, а ночью ловит на болоте лягушат и рыбьих мальков.

Ночью на болоте ей хорошо — прохладно. А вот днём на гнезде — беда.

В лесу духота, солнце печёт. Кваква сидит на краю гнезда, на самом припёке. Клюв от жары разинула, крылья широкие свесила — совсем разомлела. И дышит тяжело, с хрипом.

Фронтальный опрос:

- Что для Вас значит природы?

- Расскажите, что Вы узнали о лишайниках?

Самоопределение у деятельности: (слайд 2)

- Прочитайте, записанные на доске, названия объектов природы: можжевельник, подберёзовик, осина, цапля, сосна, человек, бактерии, сыроежка.

- Разделите эти объекты на царства. (слайд 3)

- Какое слово лишнее? (человек)

- Человек – это часть природы? (Докажите)

- Почему человека нельзя отнести к какому-либо царству?

- Итак, человек часть природы, ее живого мира, и относится он к царству людей. Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке.

- Знаете ли Вы сколько человек живет сегодня на планете?

Сегодня на Земле живет 7 млрд. человек

Человек – разумное существо.

- Чем человек отличается от объектов живой природы?

Только человек может думать, сравнивать, доказывать, убеждать.

Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает настоящим разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги, автомобили и самолеты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают все новые и новые тайны.

- Где же помещается у человека разум, где он «живет»? (слайд 4)

- Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Состоит мозг из серого и белого вещества. Своими склад­ками и извилинами он похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. Эти извилины и глубокие морщинки нужны для того, чтобы в небольшом черепе уместить как можно больше серого вещества. Если расправить все складки, морщинки и извили­ны коры, то она займет весь наш стол. Мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток. Мы не можем по своему желанию уменьшить или увеличить свой рост, изменить цвет глаз и стать красивее, но можем стать умнее.

Сколько бы мы ни тренировались, нельзя одной рукой поднять трактор или прыгнуть вверх на пять метров. У человеческих сил есть предел. Но у мозга таких пределов нет. Поэтому и от вас зависит, будет ли он думать только о еде и спокойной жизни или обнаружит в бескрайней Вселенной новую, никому не известную звезду.

Внутренний мир человека

Откройте учебник на с. 12. Прочитайте первый абзац тек­ста. Расскажите, что представляет собой внутренний мир человека.

(Учитель делает на доске следующую запись.)

Внутренний мир человека: чувства, характер, человеческие качества, переживания.

Прочитайте на с. 12 слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского.

Как вы понимаете это выражение?

Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «ло­гос» - наука).

Ступени познания (слайд 5)

Знания не даются человеку с рождения. Он познает мир в те­чение всей жизни.

Как человек получает знания?

Познание начинается с органов чувств. Какие органы чувств вы знаете?

Отгадайте загадки.

Книга-раздвига, по краям волосы, а в середине чудеса. (Глаза.)

Какая доска не сохнет, не мокнет, не плесневеет? (Язык.)

Между двух светил посредине один. (Нос.)

Ими все мы слушать можем,

Слух у нас отличный!

Но подслушивать негоже:

Это неприлично. (Уши.)

Органы чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так происходит восприятие человеком окружаю­щего мира.

Что такое восприятие? (Восприятие — способность обнару­живать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ.)

(Учитель делает на доске следующую запись.)

Ступеньки познания: восприятие, ...

Прочитайте два последних абзаца текста в учебнике на с. 12-13. о каких ступеньках познания в нем говорится?

Что такое память? (Память — способность сохранять и вос­производить в сознании прежние впечатления, опыт, знания.)

Что такое мышление? (Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы.)

Что такое воображение? (Воображение — способность пред­ставить себе что-то мысленно.)

(Учитель дополняет запись на доске.)

Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению человек познает мир во всем его многообразии, во всей его слож­ности.

Физкультминутка (слайд 6)

Потрудились -отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправе, поворот.

Три наклона, прямо вставь.

Руки вверх и вниз поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подварили.

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 6).

Подчеркните слова, относящиеся к внутреннему миру че­ловека.

Какие слова вы подчеркнули? (Знания, характер, мечты, переживания, настроения, мысли.)

2 (с. 6).

Вспомните ступеньки познания, впишите их в клеточки.

2. Практические задания

(Ученики под руководством учителя выясняют, какой тип па­мяти у них лучше развит.)

Ученые определили, что память бывает разная. Идет урок. Учитель объяснил правило, и некоторые ученики сразу запомнили его. У таких ребят хорошая слуховая память.

Потом учитель записал правило на доске. Другие ученики прочитали его и тоже запомнили. У них хорошо развита память зрительная.

Третьи переписали правило в свою тетрадь. Им так легче за­помнить материал. Этот вид памяти, связанный с двигательной активностью, называют моторной, или двигательной, памятью.

А бывает и смешанный вид памяти, при этом ученик запоми­нает лучше, когда прослушает текст, потом еще прочитает про­слушанное и вспомнит рисунки в учебнике.

Подумайте, что вы лучше запоминаете: образы предметов, рисунки, прочитанный текст или устный рассказ.

Сделайте вывод, какая память у вас развита лучше.

Задание на развитие зрительной памяти (слайд 7)

- Очень внимательно три раза прочитайте ряд из 8 слов, попытайтесь запомнить эти слова.

Сало, дом, стол, март, лапа, щека, дело, паром.

- Назовите второе слово сначала

- Правда ли что вторым с конца было слово ДЕЛО?

- Назовите слова, в которых повторяется одна и та же буква?

- Правда ли, что все восемь слов начинались с согласной?

- Какое слово было самым коротким?

- Сколько слов заканчивалось на букву О?

Задание на развитие слуховой памяти

Прослушайте следующие пары слов только один раз. Затем я буду называть первое слово пары, ваша же задача - вспо­мнить второе.

холод — тепло санки — горка

тепло - мороз зима - весна

лыжи - санки весна - ручьи

мороз — красный нос горка - дети

погода — прогулка прогулка — горка

Задание на развитие моторной памяти

Выбираем от каждого ряда по одному человеку. Он будет показывать пять любых движений, остальные ребята должны повторить все движения, а другие ребята оценивают их двигательную память.

Какое задание вам было легче выполнить?

Рефлексия

«Светофор» поможет ученикам оценить свою деятельность на уроке.

розовый цвет – всё понятно,

жёлтый – есть затруднения,

зеленый – много непонятного.

Подведение итогов урока: (слайд 8)

- Что нового вы узнали о человеке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 10—14, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 15.

2. Работая тетрадь: № 4 (с. 7).








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.