Урок на тему «Любовь в творчестве М.Ю. Лермонтова» (9 класс)

10
2
Материал опубликован 9 April в группе

Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова 9 класс

Цель: рассмотреть, как Лермонтов раскрывает тему любви в своих произведениях, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь, воспитывать оптимистическое отношение к жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви, сформировать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения, сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, развивать эмоционально-образное мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус к классической литературе.

Учащиеся должны:

знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.

уметь: определять основную мысль произведения.

 

ХОД УРОКА

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (Клип романс из к\фильма «Пропавшая экспедиция» https://www.youtube.com/watch?v=MVhQchN3NGc&t=7s )

 

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Кто автор стихов? Определите тему этих стихов.

Тема стихов будет темой нашего урока. - Тема любви в лирике поэта

Определим цель (познакомиться с темой любви в лирике Лермонтова)

- А зачем нам знать сведения по данной теме? (экзамен, для общего развития, для дальнейшего обучения)

Задачи:

Познакомиться с истоками темы в лирике Лермонтова

Познакомиться с литературоведческими терминами.

Охарактеризовать лирического героя лирики Лермонтова.

(1. Историческая основа темы

2.Теоретическая основа темы

3. Анализ стиха)

 

3. Этап выявления места и причины затруднения.

-Постановка проблемного вопроса.

Любовь - единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела! (Иоганн Фридрих Шиллер). 

-Как вы понимаете эти слова? Эти слова очень подходят Лермонтову. В ходе урока будем размышлять над этими словами и вернемся к ним в конце урока.

 

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Деление на группы. Группы получают задания.

Биографы.

Литературоведы.

Исследователи.

 

5.Этап реализации построенного проекта

Биографы знакомятся с основными событиями жизни Лермонтова, ставшими основой темы любви и составляют «карту жизни».

Литературоведы работают с терминами и составляют таблицу.

Исследователи анализируют стих и рисуют образ, созданный Лермонтовым.

 

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Выступления групп, презентация своей работы

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Тест.

1.Кому посвящено стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…»?

А) Лопухина

Б)Сушкова

В) адресат неизвестен

2.Во сколько лет Лермонтов впервые влюбился?

А) 5

Б)10

В) 15

3. Какой прием использует автор в строках

Бессмысленный, ты обладал
Душою чистой, откровенной,
Всеобщим злом не зараженной.

А) эпитет

Б) олицетворение

В) умолчание

4. Какой прием использует автор в строках

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта
А) гипербола

Б) метафора

В ) сравнение

5.Какой прием использует автор в строках

Светили мне твои пленительные глазки,
И улыбалися лукавые уста.

А) эпитет

Б) оксюморон

В) метафора

 

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

-Помотрите видео, определите, какое выразительно-изобразительное средство использовал автор?

Клип «Я не люблю вас и люблю» https://www.youtube.com/watch?v=8GS4Zc5t3uE&t=4s .

(оксюморон – вы сладкий яд, вы горький мед)

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Любовь у Лермонтова – какая? Что лежит в ее основе?

Кто стал адресатом любовной лирики Лермонтова?

Какие средства использует автор для выражения своих чувств?

Как называется прием изображения отвлеченного понятия через конкретный образ (аллегория).

Аллегорией чего является сердечко?(любовь)

Возьмите по сердечку и напишите на нем , как вы понимаете слова «Любовь - единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела!»

 

10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Наизусть стихотворение по теме (на выбор), знать термины. По желанию – иллюстрация к 1 стихотворению (рисунок, стих, выделить те строки, которые иллюстрируете)

 

 

Задания группам:

 

 

Биографы

Задание: Проследить развитие чувства в лирике. Составить «карту жизни».

 

В словаре Ожегова дана такая трактовка любви: «Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности».

 

Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. Летом 1825г. М.Ю. Лермонтов пережил первую детскую влюбленность. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9… её образ и теперь ещё хранится в голове моей… Белокурые волосы, голубые глаза – с тех пор я ничего подобного не видал, я никогда так не любил, как в тот раз… И так рано! В 10 лет…» О своём первом детском увлечении Лермонтов говорит в стихотворении 1830г. «Кавказ».

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Екатерина Сушкова.

Сушкова входила в компанию молодёжи, окружающую Лермонтова в Москве.

Она была очень красива- с тонким, одухотворенным лицом и огромными глазами. Великолепная коса дважды обвивала её голову. Она была старше Лермонтова на 2 года и поэтому позволяла себе относиться к влюблённому «мальчику» немного свысока.

В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики. Правда, Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви.

« … Она хорошо была известна как женщина с большим природным умом, не лишенным хотя и светского, но довольно солидного образования, и искренно оказывавшая сочувствие к деятельности наших лучших писателей и музыкантов. В её гостиной в течение последних лет всегда можно было встретить некоторых из наиболее заметных деятелей в области как отечественной словесности, так в особенности музыки. Приветливость Екатерины Александровны, уменье говорить, заметная острота ума делали её беседу довольно интересной»

 

Варвара Александровна Лопухина

Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова.

Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

Родные выдали Вареньку за Бахметьева.

когда Лермонтов узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился

Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Лопухиной посвящены стихотворения Лермонтова « Оставь напрасные заботы..», «Мы случайно сведены судьбою…», «Она не гордой красотою…». «Я к вам пишу случайно право», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», «Посвящение». В «Герое нашего времени» Лопухина выведена под именем Вера.

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.

 

 

 

 

 

 

t1712642332aa.gift1712642332ab.gift1712642332ac.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Литературоведы

(Нужно напечатать таблицу крупно, разрезать на термины и определения)

Задание: соотнесите термины и определения, составьте таблицу, которая станет вашим помощником на уроках

Аллегория (иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Анафора 

(единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Гипербола

(преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета

Градация

Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания

Риторическое обращение

Синтаксическая конструкция для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Умолчание

Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя.

 

Исследователи

Задание: прочитать, проиллюстрировать стих. С кем сравнивает Лермонтов своего Лирического героя в этом стихотворении и почему?

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова: «…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».

Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви.

Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.

Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

История создания стихотворения «Нищий»

Е. А. Сушкова вспоминала, что в августе 1830 года большая компания молодёжи отправилась пешком в Троице-Сергиевскую лавру. На паперти лавры стоял слепой нищий, который, услыхав звон монет, стал благодарить за подаяние и рассказал о бессердечной шутке над ним «молодых господ» , «наложивших полную чашечку камушков» Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

 


ПрезентацияPPTX / 334.5 Кб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень грамотный современный урок.

9 April

Спасибо! Для девятиклассников этот урок всегда сложный, тема любви у Михаила Юрьевича звучит неожиданно для них! Ничего случайного не бывает... Познакомилась с уроком накануне поездки в Пятигорск.

5 July