Разработка урока на тему: «Обзор поэзии 19 века. Тема любви в творчестве поэтов»
Конспект урока
в рамках курса «Литература» для студентов 1-го курса
по теме: «Обзор поэзии 19 века. Тема любви в творчестве поэтов».
ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ЛЮБОВЬ.
Разработала: преподаватель русского языка и литературы Фоменко И.В.
Цель: продолжить знакомство студентов с творчеством русских поэтов, приобщать студентов к русской поэзии, уметь размышлять над такими понятиями, как любовь и влюбленность, сопоставлять эти ценности с наследием великих поэтов.
Задачи:
- повысить мотивацию студентов к чтению и изучению творческого наследия русских поэтов;
- формировать нравственно-мировоззренческие позиции обучающихся через обращение к лучшим текстам классической поэзии;
- развивать артистические способности и литературный вкус;
- воспитывать: уважение к противоположному полу, чувство любви, понимание о высших нравственных ценностях человека и предназначении человека.
ХОД УРОКА
Урок можно провести в форме литературной гостиной, что поможет расположить студентов к раскрытию таких важных понятий, как любовь…Расставить нестандартно столы, включить фоновую музыку и т.д.
Вступление:
Учитель
Ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим на тему: «Творчество поэтов 19 века». Поразмышляем о таком понятии, чувстве как любовь. Эта тема очень важна в жизни каждого человека. И сегодняшний урок не просто про любовь, а про те отношения, участниками которых вы уже являетесь. Вы уже подошли к тому прекрасному возрасту, когда в состоянии понять, что стукнуть девочку портфелем по голове не лучший способ выразить свою симпатию. Возможно, вы уже продвинулись дальше и понимаете, что лучший способ добиться взаимности – доброжелательность, искренность и мужественность (для парней), женственность (для девушек). Мы изучаем с вами множество произведений поэтов, писателей, которые поднимают тему любви, тему взаимоотношений. Это неспроста, потому что это вечная тема, это одна из основных ценностей в жизни каждого из нас.
А начать я предлагаю с прослушивания притчи «О Любви и Влюбленности».
Притча о Любви и Влюблённости
Читают дети (3 человека выступают в роли Автора, Любви и Влюбленности)
А. Влюблённость встретилась с Любовью
и позавидовала ей:
В.- В народе славишься ты болью,
но всё-таки меня ценней.
Несправедливо это как-то.
Мне, если можешь, расскажи,
чем объяснить такие факты,
но откровенно безо лжи.
Ужели ты меня нужнее,
иль есть в тебе какой секрет,
ведь я тебя куда нежнее,
куда понятней... – что за бред?!
А. Любовь ответила, подумав:
Л.- Ты не умеешь так прощать –
прощать, что хочешь, без раздумий –
реально, а не обещать...
В.- Ужели ты простишь измену,
простишь нарушенный обет?!
Л.- Прощу легко, ведь ей на смену
придёт раскаянье вослед.
Да и любимый выбрать сможет,
что больше нравится ему... –
насильно милой быть негоже,
а выбор я его приму.
В.- Ну, а предательство простила б?
Л. - Конечно, хоть не без труда:
оно бывает от бессилья,
от страха или от стыда.
В.- И даже ложь простить сумела б?
Л.- Да, ложь ведь – меньшее из зол –
прощу ложь во спасенье смело,
ложь, чтобы сгладить правды боль...
В.- Но ложь рождает ложь обычно,
во лжи как можно вместе жить?!
Л.- Тем, для которых ложь привычна,
Любовь зачем? – во мне нет лжи!
В.- А что ещё простить ты можешь?
Л.- Могу простить, конечно, злость –
она кратка, да и ничтожна,
хотя не столь уж редкий гость.
Могу в словах простить я резкость,
что огорчению сестра,
а огорчением, не редкость,
владеет в наших чувствах страх...
Ещё могу простить обиду,
что огорчению как мать;
ещё – страданья разных видов,
должны что душу очищать...
В.- Да, ты воистину святая,
раз можешь все грехи простить!
Л.- Нет, есть такое, дорогая,
с чем и Любовь не в силах жить;
что ранит больше, чем измена,
предательство, обида, ложь –
тоска тогда Любви на смену
идёт, всё разрушая сплошь –
что разрушает наши чувства
и причиняет сердцу боль,
и мы становимся как чурки,
и гоним из души Любовь;
и злу становимся послушны
с набором всех его мытарств...
Нет бед страшнее равнодушья,
нет от которого лекарств...
Учитель.
Вот такая история, ребята. Есть над чем поразмышлять, не правда ли?
…Итак, сегодняшнюю встречу, мы посвящаем извечной теме – теме любви в поэзии. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце. О любви написано множество стихов. Поэты всех времён и народов писали о любви.
Посмотрим, как справились те, кому я давала задание найти определение поэзии…(студенты отвечают)
1-й:
Поэзия от греческого – означает творчество, сотворение.
Поэзия – это язык души.
Поэзия – это искусство, в котором каждое слово волнует.
Поэзия – это музыка из слов.
Поэзия – это речь, которую надо уметь слушать и видеть.
2-й:
Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
3-й:
Она открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт.
4-й:
Любовь делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества! Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. Гораций дал такое определение поэзии:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
5-й:
А, вот еще, определение поэзии:
«Живопись – это поэзия, которую слышат, а поэзия – это живопись, которую видят» Леонардо да Винчи
6-й:
Сколько прекрасных строк о любви создано поэтами, влюблёнными: чистых, добрых, нежных, тревожных. И никогда они не скажут о любви, потому что безгранична настоящая любовь. Не скажут, а говорить надо.
Настоящие, большие поэты всегда искренни. В отношении такой высокой темы, какой является тема любви, фальшь просто неуместна.
Учитель.
Трудно представить нашу жизнь без любви. Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу. Помните, в школе вы учили стихотворение А.С.Пушкина, послушайте: «Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем».
А кто еще знает стихотворение А.С.Пушкина о любви?
Студент: Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»
К ***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Учитель: Прокомментируй это стихотворение, кому оно посвящено, что ты знаешь о его создании?
Студент: Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.
Учитель:
Хорошо, ребята, а кто еще знает стихотворения о любви. Давай, все же, вспомним эпоху серебряного века, ведь она ближе к нашей теме урока…
Студент: Мне запомнился Александр Блок. Он представляет любовь к женщине, как любовь к чему-то неземному, тому, чью тайну разгадать дано далеко не каждому. Таким образом, своеобразие раскрытия любовной темы в лирике Александра Блока заключается в представлении любви к женщине, как к чему-то неземному, прекрасному и непостижимому. И именно такой становится любовь поэта — таинственной и божественной.
Чего только стоит сборник стихов о Прекрасной даме, созданный в силу сильных чувств к своей жене — Любови Менделеевой.
Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.
Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?
В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
Сердце лирического героя трепещет, оно живет лишь любовью к призрачной красавице. Так и в жизни — Блок буквально боготворил свою жену, считая красоту своей любви смыслом жизни. В своем сборнике поэт передал всю гамму и своеобразие собственных чувств, столь невероятно сумев выразить их на бумаге.
Учитель. Прекрасно, ребята. Я вижу стихи, действительно, вам запали в душу… А давайте вспомним еще одного поэта, он отличается своим, темпераментом от Блока, Пушкина. Это Владимир Маяковский. Кто запомнил его стихи?
Студент: Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика. Главной любовью его жизни была Лиля Брик, с которой у него складывались сложные отношения. Он часто мучился из-за обид, полученных своей возлюбленной, которая делала это специально, считая, что страдание повлияет на его поэзию только благоприятным образом. Она была музой поэта и большинство любовных стихов посвящены именно этой девушке. У Маяковского не так много любовной лирики. В стихах поэт заявляет о вере в вечность этого чувства, он убежден, что нужно во всем поддерживать и следовать за избранником своей любви. Он со смелостью кричит об этом на весь мир, заявляя о громадности своего чувства, считает любовь бескорыстной, которой не страшны расстояния и недопонимания. Но все же, сквозь строки доносится отчаяние, безысходность, которые поэт пронес на протяжении длительных отношений с Лилей. Именно поэтому в его стихах нет сладких томлений, обычно сопутствующих любовной лирике, ведь подобные произведения создавались в условиях трагично неразделенного чувства.
Герой его стихотворений всегда является страдающим, молящим о неразделенной любви («Лиличка!» читает отрывок)
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас…
Учитель:
Поэзия 19 века оставила свой след в истории. Много было рождено чудесных произведений, стихов в эти годы. Мы с вами еще будем рассматривать на уроках многих авторов, живших в это время, непростую пору, так как вы знаете, насколько порой жестоким бывает время. Судьбы многих поэтов складывались весьма печально, порой трагично, по разным причинам: социальное неравенство, несправедливость времени, преследования, цензура и т.д. Но не хочется сегодня об этом говорить. Ведь мы рассуждаем немного о другом, о более светлом, чистом. Что не подвластно времени…
Когда человек впервые сталкивается с сильным чувством, испытывает его, ему, порой, сложно бывает, разобраться – настоящее оно или нет? Он задает себе массу вопросов: любовь это или что-то другое? Может быть, это влюбленность? Вспомните, в начале урока звучала притча….
Мы постараемся ответить на некоторые вопросы, но с оговоркой: сколько бы не было накоплено человечеством опыта в области любви и отношений – каждая ситуация, уникальна и неповторима, как снежинка. Любые отношения, а уж тем более такие личные, как любовь и влюбленность, – это твое индивидуальное пространство, где все правильные выводы делаются, а настоящие решения принимаются только тобой самим.
Итак, в качестве опережающего задания я задавала вам домой вопросы, над которыми вы должны были подумать, проверим, справились ли вы? Нужно было написать кратко свое видение на тему: «Мифы и реальность о любви и влюбленности»
Студенты зачитывают свои работы и в конце устно отвечают на вопросы. (Привожу примеры сочинений студентов…)
Миф 1. Настоящая любовь в жизни человека может быть только одна.
Это миф. И как бы прекрасен и идеален он не был – это все равно миф. Жизнь – это длинная дорога, состоящая из цепочек событий, встреч и расставаний, успехов и трудностей. Она разнообразна и непредсказуема.
Так же и человеческие судьбы разнообразны и непредсказуемы. Кто-то встречает свою любовь в раннем возрасте и идет с ней по жизни до конца дней. Кто-то долго ищет, преодолевая трудности, и, наконец, находит. А кто-то встречает одну любовь, проходит с ней часть жизненного пути, а потом дорожки судьбы расходятся в разные стороны и человек ищет новую любовь. И это нормально. Это жизнь.
Вопросы для обсуждения:
Согласен ли ты с нашим утверждением? Возможно, у тебя есть свое мнение на этот счет?
Как ты понимаешь выражение «настоящая любовь»?
Что ты понимаешь под «ненастоящей любовью»?
Миф 2. Влюбленность – это болезнь, ее нужно лечить.
Болезненная привязанность к другому человеку, сопряженная с постоянными переживаниями и страданиями – это не то, чтобы болезнь, но некоторая психологическая проблема. А вот влюбленность – вовсе не болезнь. Это прекрасное чувство, которое пахнет весной и делает тебя «окрыленным», радостным и счастливым. Влюбленность – это маленькая любовь. Она не всегда перерастает в большую, но это не делает ее менее важной и значительной. Любовь – маленькая она или большая – прекрасна просто потому, что она есть.
Вопросы для обсуждения:
Встречались ли тебе ранее другие точки зрения на этот вопрос?
Каково твое собственное мнение?
Как ты считаешь, почему возникает «болезненная привязанность» к другому человеку?
Что для тебя более ценно: любить или быть любимым? Почему?
Миф 3. Любви с первого взгляда – не существует.
Миф. Любовь существует всякая. И с первого взгляда – тоже.
Любовь бывает мгновенной и яркой, словно молния в грозу, может быть легкой и радостной, как бабочка, порхающая с цветка на цветок летним днем или спокойной и плавной, как река, текущая между зеленых берегов. Любовь живет в сердце человека, а не отдельно от него, поэтому, как и люди, бывает совершенно разной.
Вопросы для обсуждения:
Какие сравнения ты еще можешь привести? Какой бывает любовь на твой взгляд?
Помнишь ли ты примеры из уроков литературы, где говорится о любви двух героев – какая она?
Наверняка, кое-кто из вас, особенно девушки, находили и проходили в сети Интернет разнообразные психологические тесты, задаваясь вопросом: мои чувства – это любовь, влюбленность или дружба?
Мы хотели бы сказать тебе следующее: единственный человек, который может тебе ответить на вопрос, любишь ты или нет – это ты сам. Мы позволим себе только предложить тебе один, но верный критерий любви: ты, безусловно, желаешь, блага человеку, которого любишь. Этого вполне достаточно для того, чтобы ответить на такой, казалось бы, сложный вопрос.
Притча
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места».
Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве».
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
– Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
– Это было Время.
– Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
– Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.
Вопросы для обсуждения:
Как вы поняли главную мысль притчи?
Почему ни один из проплывающих мимо кораблей не взял себе в спутницы Любовь?
Как вы понимаете слово «Познание»?
Как вы понимаете фразу «Любовь проверяется временем»?
Примерные варианты ответов:
(- Я думаю притча верна - ведь все, кто отвернулись от Любви, в жизни они не помогают ей, разве гордость человека не убивает Любовь, разве присутствует грусть, когда с тобой любимый человек, разве богатство рождает Любовь? Нет.... а время, как хорошее вино, укрепит настоящие чувства. Для нас важны Любовь, преданность, верность, важно время, важна человечность и главное, чтоб остров ценностей, который у каждого человека разный, не погрузился на дно его души.. я так считаю
- Самая главная фраза - в конце... Это и есть истина).
Итог занятия: Ребята, сегодня мы поговорили об очень важных вещах в жизни каждого человека. Конечно, на уроках литературы мы еще будем не раз об этом говорить, проводя параллели. Благодаря многим писателям и поэтам нам легче понимать такие вещи, потому что они уже это пережили и в своих произведениях выразили свои эмоции и чувства. В конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели один видеоролик, который и подведет сегодняшнюю черту всем нашим рассуждениям.
Рефлексия.
Просмотр ролика Патриарх Кирилл (любовь или влюбленность) https://www.youtube.com/watch?v=bQk4VziuIAY
Вывод учителя после просмотра ролика. Помните, что настоящие решения может принять только сам человек. Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров.
Домашнее задание: Мы продолжим учить творчество поэтов 19 века. Познакомиться с творчеством С.Есенина, составить хронологическую таблицу биографии поэта. Выучить стихотворение поэта наизусть (по выбору), анализ стихотворения.