Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…»
Волова Надежда Николаевна
Проект урока литературы в 11 классе МБОУ «Строевская СОШ»
Учитель МБОУ «Строевская средняя общеобразовательная школа – Волова Н. Н.
УМК:
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в двух частях./С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.:«Русское слово», 2009.
Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.: «Русское слово», 2007.
Тип урока – урок применения знаний и умений.
Тема урока: Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».
Место данной темы в тематическом планировании – четвёртый урок в теме «Жизнь и творчество В.В. Маяковского».
Цель урока: раскрыть особенности любовной лирики В.В. Маяковского
Задачи:
Образовательная: выявить своеобразие его поэтики В.В. Маяковского;
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
Воспитательная: воспитывать любовь к слову.
Виды заданий направлены:
- на развитие умения анализировать поэтические тексты, сопоставлять факты жизни поэта с фактами жизни лирического героя произведения;
- на опыт учащихся;
- на знания учащихся.
На этом уроке я использовала такие приёмы:
приём организации работы с источником;
приём демонстрации подготовленного материала (домашнее задание и анализ текста по технологии «Списки»);
приём организации самостоятельной познавательной деятельности.
На серединных уроках литературы (уроки закрепления, применения и обобщения знаний) я использую в первую очередь частично-поисковый метод как основной. Анализ эпизода, творческое чтение, сопоставление тематики произведения с этапами жизни и творчества писателя, чьё творчество мы изучаем, а также с историческими событиями, соответствующими времени написания произведения.
На уроках литературы, направленных на изучение поэзии, возможен исследовательский метод. Приём интерпретации стихотворного текста с использованием аппарата литературных терминов и плана анализа стиха. Ещё на уроках литературы, заканчивающих тему, я активно использую творческий метод. На завершающих уроках имеют возможность показать себя учащиеся с разным уровнем обученности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
1) использование компьютера;
2) создание проблемной ситуации на уроке;
3) интерес в результате работы.
Технологии, использованные на уроке:
технология «Списки»;
технология французских мастерских;
поисковая;
критического мышления.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока (1 мин.). | Сообщение темы урока, задач учебной деятельности. | Готовятся к восприятию материала |
II. Проверка выполненной работы до урока (5 мин.). «Умная перемена» Поэтическая перекличка | Активирует работу учащихся, предлагает ответить на вопросы и сделать выводы о любовной лирике разных поэтов 19 и 20 века. | Комментируют слова, которые написали на доске во время перемены. Читают стихотворения и делают выводы. |
III. Проверка домашнего задания. (10 мин.) Чтение стихотворения «Лиличка!» Чтение списков слов, которые составили дома. 3. Слушание песни «Маяк» в исполнении группы «Сплин» на стихотворение В.В. Маяковского «Лиличка!» | Предлагает учащимся прочитать стихотворение, проанализировать, уточняет факты. Предлагает прослушать песню и высказать своё мнение. | Читают стихотворения, представляют списки слов, определяют темы и сопоставляют с фактами жизни поэта. Слушают песню, делают выводы. |
IV. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (работа в группах) мин. + 10 мин. + 10 мин.) 1. Работа с названием стихотворения. 2. Работа в группах. 3.Представление выполненных работ. 4. Вывод. | Предлагает организовать работу в группах. Выясняет понимание названия стихотворения. Контролирует работу в группах. Выслушивает представление выполненных работ. | Применяют полученные на предыдущих уроках знания. Составляют списки слов, анализируют и делают вывода в группе. Слушают ответы других групп, дополняют, поясняют. |
V. Подведение итогов (5 мин. + 2 мин.) | Оценивает успешность достижения цели. | Отвечают на вопросы учителя. Пишут творческую работу. |
VI. Домашнее задание (1 мин.) | Мотивирует к выполнению д/з. | |
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».
Цель: Показать истинные ценности в жизни поэта В. Маяковского через любовную лирику.
Задачи:
Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики В.В. Маяковского; выявить своеобразие его поэтики.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
Воспитательная: воспитывать любовь к слову.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, слова на доске, стихотворения поэтов 19 и 20 века, раздаточный материал, фломастеры, листы А4.
На перемене ученики пишут на доске слова на тему урока ("Умная перемена"):
Владимир Владимирович Маяковский
Л - это (что?)
Ю
Б (какая?)
О
В (что делает?)
Ь
(внизу пишу слова В. Маяковского)
Я ж навек любовью ранен – еле-еле волочусь.
Ход урока
I. Вступление (1 минута) Слайд 1.
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые гости. Тема нашего урока «Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?
(слушаю ответы)
- В 1912 году на литературном Олимпе появился этот блестящий молодой поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор языка, бунтарь и романтик. Он появился перед публикой в жёлтой кофте с деревянной ложкой в петлице и сразу привлёк внимание. Его стихи стали «пощёчиной общественному вкусу».
- Сегодня мы расширим знания о биографии и творчестве В.В. Маяковского через его произведения. Исследуем особенности поэтики, прослушаем выразительное чтение стихов и проанализируем поэтические тексты.
II. Проверка работы до урока.
1. «Умная перемена». (5 минут) Слайд 2.
Учитель:
- А начнём мы со слов, которые вы написали на перемене. Давайте объясним, что вы написали на доске (ученики комментируют слова, которые написали на доске во время перемены).
- Как вы можете их подтвердить?
2. Поэтическая перекличка.
- Стихотворения каких поэтов вы можете вспомнить?
- Какие выводы вы сделали, прочитав стихотворения разных известных поэтов о любви?
- Какая любовь? (вечная, страстная, странная, мучительная, светлая, жёстокая)
Вывод учителя: Любовь возвышенная, всепрощающая, требующая самоотречения, вызывающая восторг – так считали предшественники поэта. Маяковскому же любовь видится несколько другой.
3. Работа со строчками из стихотворения В.В. Маяковского.
- Как понимаете строчки из стихотворения В.В. Маяковского: «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен – еле-еле волочусь»?
(слова на доске)
- Какие ключевые слова вы можете выделить в этой строфе?
- Чьей любовью был ранен Маяковский?
- Действительно ли это так, вы могли убедиться, анализируя стихотворения В.В. Маяковского. Одно из них – стихотворение «Лиличка!»
III. Проверка домашнего задания. (10 минут)
Слайд 3.
1. Чтение стихотворения «Лиличка!»
- О чём рассказало вам название стихотворения?
- Что вы знаете о героине этого стихотворения?
- Как вы думаете, почему дан такой подзаголовок: «Вместо письма»?
Вывод: Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).
2. Чтение списков слов, которые составили дома.
- Какие выводы вы сделали?
- В чём нас убеждает Маяковский?
- Что он испытывает?
- Что легло в основу этого стихотворения?
- Отметим главную тему стихотворения (тема любви, тема прощания, расставания)
- Но разве герой прощается с любимой?
- Хочет ли он этого прощания? (Нет. Это “последний крик” отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому что она не взаимна).
- Строительный” материал стихотворения разнообразен.
- Какое слово активно используется и привлекает ваше внимание?
- Какие местоимения использует поэт?
- И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя.
- Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
- Какие определения герой относит к себе?
Вывод учителя: Здесь мы чувствуем, что испытывает Маяковский. Это самые подлинные признания в любви. Никогда ещё вся гамма чувств: ненависть, любовь, обида – не была так талантливо выражена в стихах.
Перед нами страстный монолог о любви, за строками которого обозначен силуэт лирического героя.
Слайд 4.
3. Слушание песни «Маяк» на стихотворение В.В. Маяковского «Лиличка!»
- Творчество Маяковского было популярно не только в первой четверти 20 века, но и 21 века. В 2008 году группа «Сплин» исполнила песню «Маяк» на стихи Маяковского «Лиличка!». Послушайте.
Слайд 5. Песня «Маяк» в исполнении группы «Сплин».
Слайд 6.
Учитель:
- Любовь у Маяковского - понятие ёмкое и многозначное. Это огнедышащая страсть и затаённое волнение, испепеляющая лава и чудодейственный бальзам, питающий человеческое «сердце-мотор».
Быть поэтом – это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
- Давайте убедимся в этом на примере ещё одного стихотворения.
IV. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (работа в группах) (1 минута + 10 минут + 10 минут)
Слайд 7.
1. Работа с названием стихотворения.
– Скажите, пожалуйста, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием?
- Какую тему задаёт поэт в самом названии?
Слово учителя: В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда» и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки о жизни и политической обстановке за рубежом. Вместо этого через два месяца поэт отправил своему другу стихотворение под названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви», в котором изложил свои взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. В это время он был влюблён в Татьяну Яковлеву.
Слайд 8.
2. Работа в группах.
Задание: 1) составить списки слов стихотворения;
2) определить темы;
3) сделать выводы.
3. Представление выполненных работ.
- В стихотворении “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” Маяковский излагает свои взгляды на любовь.
– Что значит любить, как считает Маяковский?
Вывод: В мировой лирике есть немало строк о любви, возвышающих поэта над действительностью. Маяковский демонстративно отказывается от возвышенно-романтических слов, пользуется разговорно-бытовой лексикой, полушутливым разговором. Любовь, по Маяковскому, – это игра жизненных сил, это труд.
4. Вывод.
– Вернёмся к названию темы нашего урока. Смогли ли мы подтвердить слова стихотворения?
– Что мы узнали?
Вывод учителя: Для Маяковского такое состояние души является бесценным даром, так как именно под воздействием сильных чувств он способен создавать стихи – пронзительные, откровенные и лишённые фальши. Но за любовь ему приходится расплачиваться не только вдохновением, но и болью, разочарованием и одиночеством. Ведь чувства поэта настолько сильны и необузданны, что многих женщин они попросту пугают. И по этой причине личная жизнь Маяковского складывается далеко не самым удачным образом. Он не может получить взамен даже сотую долю той любви, которую дарит женщинам, и осознание этого его угнетает. Поэтому, влюбившись в Татьяну Яковлеву, он честно предупреждает её о том, какой ураган бушует в его душе, вопрошая: «Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте…». Однако, как показало время, этой женщине укротить страсть Маяковского также оказалось не под силу.
Слайд 9.
V. Подведение итогов (5 минут + 2 минуты).
1. Запишите слова, которые чаще всего звучали на уроке.
2. Выберите одно наиболее близкое вам и подчеркните его.
3. Оно и станет названием вашей творческой работы.
4. Зачитайте, что у вас получилось.
5. Слово учителя (1 минута)
- Считаю, что наша литературная встреча была не только интересной, но и продуктивной. Мы познакомились с некоторыми фактами из биографий В. Маяковского, отметили своеобразие его лирики и особенности поэтики. Выразительно читали стихотворения и анализировали поэтические тексты.
VI. Домашнее задание (1 минута) Слайд 10.
- Выучить и проанализировать одно из стихотворений о любви В.В. Маяковского.
Список литературы:
1. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в двух частях./С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово», 2009.
3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово», 2007.
Стихотворения для поэтической переклички:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты …
А. Пушкин
Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
А. Толстой
То истиной дышит всё в ней,
То всё в ней притворно и ложно,
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.
М. Лермонтов
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Если проза в любви неизбежна,
То возьмём и с неё долю счастья…
Н. Некрасов
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо.
А. Блок
Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин
8
Надежда