12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волова Надежда Николаевна2468
Россия, Архангельская обл., с. Строевское
6

Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».

Волова Надежда Николаевна

Проект урока литературы в 11 классе МБОУ «Строевская СОШ»

Учитель МБОУ «Строевская средняя общеобразовательная школа – Волова Н. Н.

УМК:

Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в двух частях./С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.:«Русское слово», 2009.

Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.: «Русское слово», 2007.

Тип урока – урок применения знаний и умений.


Тема урока: Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».

Место данной темы в тематическом планировании – четвёртый урок в теме «Жизнь и творчество В.В. Маяковского».

Цель урока: раскрыть особенности любовной лирики В.В. Маяковского

Задачи:

Образовательная: выявить своеобразие его поэтики В.В. Маяковского;

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Воспитательная: воспитывать любовь к слову.


Виды заданий направлены:

- на развитие умения анализировать поэтические тексты, сопоставлять факты жизни поэта с фактами жизни лирического героя произведения;

- на опыт учащихся;

- на знания учащихся.


На этом уроке я использовала такие приёмы:

приём организации работы с источником;

приём демонстрации подготовленного материала (домашнее задание и анализ текста по технологии «Списки»);

приём организации самостоятельной познавательной деятельности.

На серединных уроках литературы (уроки закрепления, применения и обобщения знаний) я использую в первую очередь частично-поисковый метод как основной. Анализ эпизода, творческое чтение, сопоставление тематики произведения с этапами жизни и творчества писателя, чьё творчество мы изучаем, а также с историческими событиями, соответствующими времени написания произведения. 

На уроках литературы, направленных на изучение поэзии, возможен исследовательский метод. Приём интерпретации стихотворного текста с использованием аппарата литературных терминов и плана анализа стиха. Ещё на уроках литературы, заканчивающих тему, я активно использую творческий метод. На завершающих уроках имеют возможность показать себя учащиеся с разным уровнем обученности.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические.


Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

1) использование компьютера;

2) создание проблемной ситуации на уроке;

3) интерес в результате работы.

Технологии, использованные на уроке:

технология «Списки»;

технология французских мастерских;

поисковая;

критического мышления.


Ход урока:

Этапы урока


Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока

(1 мин.).

Сообщение темы урока, задач учебной деятельности.

Готовятся к восприятию материала

II. Проверка выполненной работы до урока (5 мин.).

«Умная перемена»

Поэтическая перекличка

Активирует работу учащихся, предлагает ответить на вопросы и сделать выводы о любовной лирике разных поэтов 19 и 20 века.

Комментируют слова, которые написали на доске во время перемены.

Читают стихотворения и делают выводы.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Чтение стихотворения «Лиличка!»

Чтение списков слов, которые составили дома.

3. Слушание песни «Маяк» в исполнении группы «Сплин» на стихотворение В.В. Маяковского «Лиличка!»

Предлагает учащимся прочитать стихотворение, проанализировать, уточняет факты.

Предлагает прослушать песню и высказать своё мнение.

Читают стихотворения, представляют списки слов, определяют темы и сопоставляют с фактами жизни поэта.

Слушают песню, делают выводы.


IV. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (работа в группах)

мин. + 10 мин. + 10 мин.)

1. Работа с названием стихотворения.

2. Работа в группах.

3.Представление выполненных работ.

4. Вывод.

Предлагает организовать работу в группах. Выясняет понимание названия стихотворения. Контролирует работу в группах.

Выслушивает представление выполненных работ.

Применяют полученные на предыдущих уроках знания. Составляют списки слов, анализируют и делают вывода в группе.

Слушают ответы других групп, дополняют, поясняют.

V. Подведение итогов

(5 мин. + 2 мин.)


Оценивает успешность достижения цели.

Отвечают на вопросы учителя.

Пишут творческую работу.

VI. Домашнее задание

(1 мин.)

Мотивирует к выполнению д/з.




                                                       КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».

Цель: Показать истинные ценности в жизни поэта В. Маяковского через любовную лирику.

Задачи:

Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики В.В. Маяковского; выявить своеобразие его поэтики.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Воспитательная: воспитывать любовь к слову.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, слова на доске, стихотворения поэтов 19 и 20 века, раздаточный материал, фломастеры, листы А4.


На перемене ученики пишут на доске слова на тему урока ("Умная перемена"):

Владимир Владимирович Маяковский

Л - это (что?)

Ю

Б (какая?)

О

В (что делает?)

Ь

(внизу пишу слова В. Маяковского)

Я ж навек любовью ранен – еле-еле волочусь.


Ход урока

I. Вступление (1 минута) Слайд 1.

Учитель:

- Здравствуйте, уважаемые гости. Тема нашего урока «Тема любви в творчестве В.В. Маяковского «Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…».

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

           (слушаю ответы)

- В 1912 году на литературном Олимпе появился этот блестящий молодой поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор языка, бунтарь и романтик. Он появился перед публикой в жёлтой кофте с деревянной ложкой в петлице и сразу привлёк внимание. Его стихи стали «пощёчиной общественному вкусу».

- Сегодня мы расширим знания о биографии и творчестве В.В. Маяковского через его произведения. Исследуем особенности поэтики, прослушаем выразительное чтение стихов и проанализируем поэтические тексты.

II. Проверка работы до урока.

1. «Умная перемена». (5 минут) Слайд 2.

Учитель:

- А начнём мы со слов, которые вы написали на перемене. Давайте объясним, что вы написали на доске (ученики комментируют слова, которые написали на доске во время перемены).

- Как вы можете их подтвердить?

2. Поэтическая перекличка.

- Стихотворения каких поэтов вы можете вспомнить?

- Какие выводы вы сделали, прочитав стихотворения разных известных поэтов о любви?

- Какая любовь? (вечная, страстная, странная, мучительная, светлая, жёстокая)

Вывод учителя: Любовь возвышенная, всепрощающая, требующая самоотречения, вызывающая восторг – так считали предшественники поэта. Маяковскому же любовь видится несколько другой.


3. Работа со строчками из стихотворения В.В. Маяковского.

- Как понимаете строчки из стихотворения В.В. Маяковского: «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен – еле-еле волочусь»?

(слова на доске)

- Какие ключевые слова вы можете выделить в этой строфе?

- Чьей любовью был ранен Маяковский?

- Действительно ли это так, вы могли убедиться, анализируя стихотворения В.В. Маяковского. Одно из них – стихотворение «Лиличка!»


III. Проверка домашнего задания. (10 минут)

Слайд 3.

1. Чтение стихотворения «Лиличка!»

- О чём рассказало вам название стихотворения?

- Что вы знаете о героине этого стихотворения?

- Как вы думаете, почему дан такой подзаголовок: «Вместо письма»?

Вывод: Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).


2. Чтение списков слов, которые составили дома.

- Какие выводы вы сделали?

- В чём нас убеждает Маяковский?

- Что он испытывает?

- Что легло в основу этого стихотворения?

- Отметим главную тему стихотворения (тема любви, тема прощания, расставания)

- Но разве герой прощается с любимой?

- Хочет ли он этого прощания? (Нет. Это “последний крик” отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому что она не взаимна).

- Строительный” материал стихотворения разнообразен.

- Какое слово активно используется и привлекает ваше внимание?

- Какие местоимения использует поэт?

- И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя.

- Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?

- Какие определения герой относит к себе?


Вывод учителя: Здесь мы чувствуем, что испытывает Маяковский. Это самые подлинные признания в любви. Никогда ещё вся гамма чувств: ненависть, любовь, обида – не была так талантливо выражена в стихах.

Перед нами страстный монолог о любви, за строками которого обозначен силуэт лирического героя.

Слайд 4.

3. Слушание песни «Маяк» на стихотворение В.В. Маяковского «Лиличка!»

- Творчество Маяковского было популярно не только в первой четверти 20 века, но и 21 века. В 2008 году группа «Сплин» исполнила песню «Маяк» на стихи Маяковского «Лиличка!». Послушайте.


Слайд 5. Песня «Маяк» в исполнении группы «Сплин».

Слайд 6.

Учитель:

- Любовь у Маяковского - понятие ёмкое и многозначное. Это огнедышащая страсть и затаённое волнение, испепеляющая лава и чудодейственный бальзам, питающий человеческое «сердце-мотор».

Быть поэтом – это значит тоже,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

- Давайте убедимся в этом на примере ещё одного стихотворения.


IV. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (работа в группах) (1 минута + 10 минут + 10 минут)

Слайд 7.

1. Работа с названием стихотворения.

Скажите, пожалуйста, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием?

- Какую тему задаёт поэт в самом названии?

Слово учителя: В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда» и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки о жизни и политической обстановке за рубежом. Вместо этого через два месяца поэт отправил своему другу стихотворение под названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви», в котором изложил свои взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. В это время он был влюблён в Татьяну Яковлеву.

Слайд 8.

2. Работа в группах.

Задание: 1) составить списки слов стихотворения;

2) определить темы;

3) сделать выводы.

3. Представление выполненных работ.

- В стихотворении “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” Маяковский излагает свои взгляды на любовь.

Что значит любить, как считает Маяковский?

Вывод: В мировой лирике есть немало строк о любви, возвышающих поэта над действительностью. Маяковский демонстративно отказывается от возвышенно-романтических слов, пользуется разговорно-бытовой лексикой, полушутливым разговором. Любовь, по Маяковскому, – это игра жизненных сил, это труд.

4. Вывод.

Вернёмся к названию темы нашего урока. Смогли ли мы подтвердить слова стихотворения?

Что мы узнали?

Вывод учителя: Для Маяковского такое состояние души является бесценным даром, так как именно под воздействием сильных чувств он способен создавать стихи – пронзительные, откровенные и лишённые фальши. Но за любовь ему приходится расплачиваться не только вдохновением, но и болью, разочарованием и одиночеством. Ведь чувства поэта настолько сильны и необузданны, что многих женщин они попросту пугают. И по этой причине личная жизнь Маяковского складывается далеко не самым удачным образом. Он не может получить взамен даже сотую долю той любви, которую дарит женщинам, и осознание этого его угнетает. Поэтому, влюбившись в Татьяну Яковлеву, он честно предупреждает её о том, какой ураган бушует в его душе, вопрошая: «Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте…». Однако, как показало время, этой женщине укротить страсть Маяковского также оказалось не под силу.


Слайд 9.

V. Подведение итогов (5 минут + 2 минуты).

1. Запишите слова, которые чаще всего звучали на уроке.

2. Выберите одно наиболее близкое вам и подчеркните его.

3. Оно и станет названием вашей творческой работы.

4. Зачитайте, что у вас получилось.

5. Слово учителя (1 минута)

- Считаю, что наша литературная встреча была не только интересной, но и продуктивной. Мы познакомились с некоторыми фактами из биографий В. Маяковского, отметили своеобразие его лирики и особенности поэтики. Выразительно читали стихотворения и анализировали поэтические тексты.

VI. Домашнее задание (1 минута) Слайд 10.

- Выучить и проанализировать одно из стихотворений о любви В.В. Маяковского.


Список литературы:

1. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в двух частях./С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово», 2009.

3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово», 2007.


Стихотворения для поэтической переклички:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты …

А. Пушкин


Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

А. Толстой


То истиной дышит всё в ней,

То всё в ней притворно и ложно,

Понять невозможно её,

Зато не любить невозможно.

М. Лермонтов


Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!
Если проза в любви неизбежна,

То возьмём и с неё долю счастья…

Н. Некрасов


Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо.

А. Блок


Живите так,

Как вас ведёт звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин

8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Надежда, 01.10.21 в 16:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Урок интересный, насыщенный, актуальный для данного возраста.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.