12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крылова Светлана Григорьевна325
учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Саратов
9

Конспект урока литературы «Нравственная проблематика рассказа П.Романова «Хорошие люди»»



Нравственная проблематика

рассказа П.Романова «Хорошие люди»

Цели:

- научить анализировать текст в единстве формы и содержания;

- прочитывать текст в контексте эпохи, истории;

- анализировать эпизоды, характеризовать персонажей в соответствии с понятиями нравственности;

- развивать критическое мышление;

- побудить учащихся к творческой исследовательской работе над текстом;

- активизировать речь учащихся;

- соотносить данный текст с другими литературными текстами.

 

Оборудование:

подготовленные тексты рассказа,

медиапроектор;

презентация (Приложение 2)

Методические методы: метод творческого чтения

 

Методические приемы:

- анализ эпизода

-комментарий учителя

- беседа

Предварительная работа: учащиеся предварительно знакомятся с произведением П.Романова «Хорошие люди», отмечают черты характера, которые проявляются у героев рассказа, подбирают 2-3 афоризма к выявленным проблемам текста.


 

Оформление на доске:

То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека.

Артур Шопенгауэр
 

Слайд 1.

Оргмомент.

- Добрый день! На доске вы видите эпиграф. Каждый из нас решает для себя сам, принимать какие-либо утверждения, постулаты или оспаривать их… В задачу сегодняшнего урока не входит навязывание мыслей, вы имеете полное право на высказывание собственных. Я уверена, что у вас накоплен достаточный читательский опыт, и сегодня на уроке, анализируя текст, вы сможете поделиться личными наблюдениями, возникшими у вас при прочтении рассказа Пантелеймона Романова «Хорошие люди». У вас на столах лежат задания, которые вы будете заполнять в ходе урока, а в конце урока вы поделитесь своими мыслями друг с другом. Подпишите, пожалуйста, их и ознакомьтесь с заданиями.

- Понравилось ли вам произведение? Были ли вы знакомы с творчеством этого писателя ранее?

(Ответы учащихся)

Слайд 2.

- Имя советского писателя Пантелеймона Сергеевича Романова долгие годы было предано забвению. В 1999 году это имя для ценителей русской культуры, литературы открывает Александр Исаевич Солженицын в журнале «Новый мир». Современники ставили имя Пантелеймона Романова в один ряд с Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым. Сегодня настала наша очередь открыть для себя творчество этого писателя.

Стадия вызова:

Слайд 3.

- Год написания рассказа - 1927. Что вы знаете из истории об этой эпохе? (Переоценка ценностей, рождение новой идеологии, тоталитарное подавление личности.)


 


 

Слайд 4.

- Писатель считал, что человек приходит в мир с определенными задачами. Они у каждого свои. И главное - это познать себя, найти свое Я, свой путь, целое своей жизни. Выстраивая жизнь согласно этим задачам, мы выполняем волю нашей природы, которая является высшей инстанцией в оценке человеческих поступков, мыслей и устремлений. Повседневные события первых пореволюционных лет: неразбериха, разруха, неопределенность и неуверенность, утрата привычных ориентиров правового и морального, порядка, и в переплетении всего этого — человек. Открывая рассказ «Хорошие люди», мы сразу знакомимся с жильцами коммунальной квартиры. Кто же её населяет? (Ответы учащихся)

Слайд 5.

- Немногословно, штрихами создаёт Пантелеймон Романов своих героев. Попробуем увидеть за деталями то, что «недоговорил» автор. Попробуем представить обстоятельства, которые привели этих людей в одну коммунальную квартиру? Кем они были в «прошлой» жизни?

(Власть уравнивала всех, и доктор с семьёй не оказались исключением. Из рассказа следует, что он был «когда-то богатый» владелец большой лечебницы. Частная собственность при новой власти переходила государству.

О старой даме Марье Петровне говорится немного, уделяется внимание тому, что прежние времена для неё были счастливыми. Можно предположить, что она родом из разорённой дворянской семьи, автор указывает на её барские традиции и замашки, вполне безобидные. В её образе легко угадывается образ героини «Вишнёвого сада», которая, разорившись и промотав своё состояние, вполне могла оказаться в коммунальной квартире.

Не менее интересным является образ учительницы, некогда дававшей уроки музыки в богатых домах. О ней сказано немного, о внешности – ни слова. Лишь указывается на один предмет, который, несомненно, дорог ей – маленькие часы на длинной цепочке. Она до революции давала частные уроки музыки в богатых домах.)

Наконец, вдовый инженер Андрей Афанасьевич Обрезков. Только о нём говорится, что он был отзывчивым, мягким. Автор, указывая на черты характера Андрея Афанасьевича, будто противопоставляет его другим жильцам квартиры. В его образе практически отсутствуют детали «прошлой» жизни. И в настоящей, и в прошлой жизни он – инженер. Указывается лишь на то, что он был женат и овдовел. Он вполне «свой» человек для остальных жильцов квартиры. Андрей Афанасьевич занимает хорошее место и сохраняет старые традиции. Невольно хочется вспомнить ответ Луки из пьесы М.Горького «На дне» на вопрос, отчего тот так мягок: «Мяли много, оттого и мягок». Мы можем только догадываться, почему он в такое тяжёлое время смог остаться отзывчивым и мягким.)

- Всё это наши догадки. Почему же, на ваш взгляд, Пантелеймон Романов не рассказывает о «прошлой» жизни жильцов коммунальной квартиры? (Автор намеренно не желает оправдывать дальнейшее поведение героев, их поступки по отношению к Аринушке, он не осуждает героев, он просто констатирует факт).

- Центральным героем рассказа является Аринушка, о ней даётся информации больше всего. Охарактеризуйте её. (Ответы учащихся)

- Как вы можете расценить отношение жильцов дома к Аринушке до ночи на первое февраля? (Все общались с ней, умилялись её манере говорить по-взрослому, она всем была приятна.)

Слайд 6.

- Обратимся к разговору жильцов, который состоялся между ними после того, как ночью куда-то увели Андрея Афанасьевича.

(Учащиеся читают)

(Обитатели квартиры, собравшись в комнате доктора, кто в чем, так как все уже легли было спать,- с бледными испуганными лицами обсуждали происшествие.

- В чем дело? За что могли взять Андрея Афанасьевича?- слышались тревожные вопросы.

- Может быть, донос... Господа, нет ли у кого-нибудь каких-нибудь записок Андрея Афанасьевича? Непременно уничтожьте, а то придут с обыском и скажут, что мы вмели близкое отношение к нему.

- Да, да, это необходимо. Тщательно все проверьте у себя. Даже, если записана его фамилия, уничтожьте.

- Аринушку-то мы возьмем к себе. Придется ей сказать, что отец неожиданно уехал в командировку.

- Надо по возможности не оставлять ее одну,- сказал доктор,- я думаю, Марья Петровна возьмет на себя это в те часы, когда нас нет в квартире. Мы уж попросим и все будем благодарны ей за это.)

- Автор не указывает в тексте, кому принадлежат реплики, исключением является доктор. Как вы думаете, почему? (Возможно, тем самым автор указывает на общее состояние страха, которому подверглись жильцы коммунальной квартиры). Моделируя ситуацию в своих произведениях, убирая все лишнее, автор оставляет нас наедине с человеком и его поступком.

- Как развиваются дальнейшие события? Обратимся к тексту.

- Каково отношение Марии Петровны к девочке?

(Старушка, испуганная и растроганная до слез, только махнула рукой, как бы говоря, какой тут может быть еще разговор о благодарности, когда это ее святой долг позаботиться о ребенке, тем более что она не чужая же Андрею Афанасьевичу, а сестра его».

«Вечером пришел комендант и сказал, что, по-видимому, дела Андрея Афанасьевича плохи: комнату велели запечатать, а девочку передать какому-нибудь лицу, имеющему близкое отношение к Обрезкову.

- Это уже сделано,- сказали жильцы, оглянувшись на Марью Петровну.

- А вы какое имеете к нему отношение? - спросил комендант.

Марья Петровна по-старушечьи покраснела шеей и растерянно сказала, что никакого отношения к гражданину Обрезкову не имеет, а просто заботится о ребенке, которого любит.

- А ведь вы, кажется, его сестра,- сказал комендант.

- Какая же я сестра? Никогда не думала быть его сестрой,- сказала растерянно Марья Петровна.

Комендант молча и, как показалось Марье Петровне, испытующе посмотрел на нее и, ничего не сказав, ушел.)

- Знакомо ли истории человечества, классической литературе подобное поведение? (Поведение Марьи Петровны идентично поведению Апостола Петра, который трижды отрёкся от Христа. Марья Петровна проявляет малодушие, трусость).

- Предлагаю вашему вниманию фрагмент из фильма «Страсти Христовы».

Слайд 7. Видеофрагмент «Отречение Петра»

- Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся. Можно ли утверждать, что Марья Петровна трижды отреклась от Аринушки? Найдите в тексте подтверждение этому.

- Марья Петровна отрекается от девочки и от родства с её отцом. Как ведут себя другие жильцы по отношению к Аринушке? (Отворачиваются от девочки, оставляют её в коридоре без еды, стараются не встречаться с ней глазами)

- Как вы расцениваете поведение остальных жильцов коммунальной квартиры?

- Какая проблема поднимается здесь автором?

- Предлагаю к вашему размышлению ещё один видеофрагмент из фильма «Мастер и Маргарита».

Видеофрагмент «Разговор о трусости Понтия Пилата и Иешуа)

(Сцена разговора во сне Понтия Пилата с Иешуа о трусости. М.А.Булгаков показывает, то каждый несёт ответственность за трусость, которую невозможно оправдать.)

Слайд 9.

- Какой момент в рассказе вы считаете кульминационным?

- У Пантелеймона Романова, как вы уже поняли, в тексте нет случайных слов. Как вы думаете, что здесь означает глагол «опомнилась»? Какие чувства заставили опомниться Надежду Петровну и других жильцов коммунальной квартиры? (Чувство стыда, возможно, раскаяния)

- Как бы вы поступили на месте жильцов коммунальной квартиры?

- Хочу обратить ваше внимание на начало произведения «Жильцы квартиры №6 были на редкость приятные и дружные люди». Как вы думаете, почему у квартиры номер 6? Есть ли у вас какие-либо мысли на этот счёт?

- Вспомните примеры из литературы, кино, когда в подобных ситуациях люди находили мужество, силу воли и оставались верными самими себе? («Тихий Дон» М.Шолохова, «Наука ненависти» М.Шолохова, исторический оскароносный фильм «Пианист» и др.)

- Прочитайте ещё раз эпиграф к нашему уроку. Соотнесите их с текстом проанализированного рассказа.

- Каково значение заглавия «Хорошие люди»? (ответы учащихся)

- В ходе урока вы заполняли предложенную вам таблицу. Какова же проблематика рассказа П.Романова «Хорошие люди»?


 


 


 


 


 


 


 


 

- А теперь прошу вас поделиться афоризмами, высказываниями великих людей, которые, по вашему мнению, подходят к поднимаемым в тексте проблемам. (Учащиеся зачитывают подготовленные дома заготовки).

- В качестве домашней работы предлагаю вам написать небольшую творческую работу – размышление над эпиграфов к нашему уроку.

Оценки.

Спасибо за урок!
Презентация к уроку
PPTX / 1.96 Мб

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.