Урок литературы в 7 классе «Помнить, чтобы жить». Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
Пояснительная записка к презентации
«Помнить, чтобы жить»
Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
(литература, 7 класс)
Цель: анализ рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», биографией писателя;
- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой,
- воспитывать у учащихся уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Презентация к уроку.
PPT / 5.02 Мб
Ход урока:
1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.
Добрый день, ребята! Сейчас мы вместе попробуем определить тему урока.
Слайд 1.
Посмотрите на слайд, прочитайте высказываниями известных людей и пословицу, подумайте, какое слово пропущено во всех этих высказываниях. Догадались? Конечно же, в этих высказываниях идёт речь о памяти.
1. … - это сокровищница всего в мире. (Цицерон)
2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.
(Т. Котарбиньский)
3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)
4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)
Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?
Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему Памяти и решает её на страницах своего произведения.
Слайд 2. Тема урока – «Помнить, чтобы жить». Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». Запишите в тетрадях число и тему урока.
Выберите и запишите в качестве эпиграфа к уроку понравившееся высказывание о памяти.
3. Знакомство с писателем (рассказ учителя или сообщение учащегося о Е. И. Носове). Слайд № 3.
Евгений Иванович Носов – это для вас новое имя. Давайте познакомимся с писателем.
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, попал в артиллерийские войска, был наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром, воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встретил в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы».
После войны Носов продолжил учёбу. Окончив среднюю школу, работал художником, литературным сотрудником. 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1961 году он учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, с этого времени Евгений Носов становится профессиональным писателем, он много пишет, публикует свои произведения.
Е. И. Носов был награждён Орденом Ленина и Орденом Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова.
Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.
4. Чтение рассказа «Живое пламя». Приём «Чтение с остановками».
Стадия вызова. Рассказ Евгения Ивановича Носова называется «Живое пламя». Как вы думаете, о чём этот рассказ?
Сейчас мы прочитаем рассказ и проверим, подтвердятся ли ваши предположения.
Стадия осмысления.
Читать рассказ мы будем с остановками, у вас на партах лежит текст произведения. Он уже разделён на части. Будьте, пожалуйста, внимательны.
Чтение 1 части.
Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.
Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
- Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?
- Ну, какой из маков цвет! - убеждённо ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.
- Что вы! - рассмеялся я. - Ещё в какой-то старинной песенке поётся:
А лоб у неё, точно мрамор, бел.
А щёки горят, будто маков цвет.
- Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.
Вопросы:
- Почему тётя Оля не любила сеять маки? (Она считала, что мак – это не цветок, а овощ. Цветёт всего два дня.)
- Предскажите дальнейшие события в рассказе. Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Возможно, герой посеет мак тайком от тёти Оли.)
Чтение 2 части.
Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.
- Ты маков посеял? - подступилась ко мне тётя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола.
Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.
- Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алёшка очень любил квас.
Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила:
- Не помешает?
- Что вы!
- Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
Вопросы:
- Кто такой Алексей? (Это сын тёти Оли.)
- Как о нём вспоминает тётя Оля? (Тётя Оля никогда не рассказывала о своём сыне, она вспоминала о нём всегда вскользь, «к случаю», в те моменты, когда что-то напоминало ей о сыне.)
- Как вы думаете, что случилось с сыном тёти Оли? (Он уехал, и тётя Оля ничего о нём не знает, скучает по нему, ждёт, что сын вернётся. Он умер или погиб.)
Чтение 3 части.
Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.
Вопросы:
- Как выглядела клумба тёти Оли? Какие цветы она предпочитала? (Маттиолы, иначе ночная фиалка, анютины глазки, бархатцы – садовые цветы, красивые и радующие глаз всё лето.)
- Давайте поставим себя на место автора и пофантазируем о дальнейших событиях в рассказе. Что произойдёт дальше? (Маки расцветут, постоят два дня и осыплются. Маки затмят своей красотой все другие цветы.)
Чтение 4 части.
Распустились они на другой день.
Тётя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.
- Ну, иди смотри, зацвели.
Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Вопросы:
- Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает маки.
- Какие приёмы использует писатель при описании маков?
Слайд 4. На слайде использован технологический приём «Сорбонка».
Давайте вспомним художественно-выразительные средства языка.
Эпитет (от греч. ерitheton - приложение) – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Метафора (от греч. metaphora - перенос) – употребление слова в переносном значении слова, основанном на уподоблении одного предмета или явления другому.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Сравнение – сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.
- Подтвердилось ли наше предположение, что маки затмят своей красотой другие цветы на клумбе? Подтвердите своё мнение строчками из текста.
Аристократия - привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей. В рассказе это слово употребляется в переносном значении. Цветочная аристократия - дорогие, элитные сорта садовых цветов.
Чтение 5 части.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Вопросы:
- Сколько дней цвели маки? (Маки цвели два дня, как и говорила тётя Оля.)
- Как вы понимаете слова тёти Оли: «Да, сгорел... Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...» (Есть люди, которые прожили короткую, но красивую жизнь. Эти слова о людях, сделавших что-то хорошее в жизни.)
- Как вы думаете, о ком в эту минуту думала тётя Оля? (Возможно, она думала о своём сыне.)
Чтение 6 части.
Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика...
Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.
А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые, туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
Вопросы:
- Почему тётя Оля всё-таки изменила своё отношение к макам? (Они напоминали ей о короткой, но яркой жизни сына).
- Как погиб Алексей? (Он пошёл на таран, сгорел вместе со своим самолётом.)
- Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея? (Это мужественный и сильный человек, любящий свою Родину.)
- Война закончилась, но утихла ли боль в душе Ольги Петровны? Какие детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце? Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини. (Речь тёти Оли немного грубоватая. В комнате висел портрет сына в лётной форме. Жасминовый куст под окном имеет запах горечи. Маттиолы имеют горьковатый запах. Когда маки осыпались, тётя Оля сказала, что «и у людей так бывает», она сгорбилась и вдруг заторопилась в дом.)
- Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?
Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах звучит бесконечно тяжелый грохот бомбёжек…
В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и своих боевых товарищей они остались вечно молодыми.
Давайте послушаем «Песню лётчика-истребителя» В. Высоцкого (видеоролик).
- А сейчас давайте ещё раз выразительно прочитаем заключительные строки рассказа. Как вы понимаете их смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?
- Объясните смысл названия рассказа «Живое пламя». Слайды 5-6.
5. Выводы по рассказу. О погибшем на войне Алексее, сыне тёти Оли, мы узнаём из последних строк рассказа. Проходят годы, десятилетия, но память о погибших в годы Великой Отечественной войны живёт в сердцах родных. Разросшийся под окном жасминовый куст, ярко вспыхнувший цветок на клумбе напоминают о погибших. Огонь в рассказе Е. И. Носова ассоциируется с человеком, отдавшим свою жизнь во имя жизни других людей. Маки – это тоже символ. В начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже «большой костер» огненных цветов, который (что?) напоминает Вечный огонь - знак Памяти и молчания.
- Почему именно макам автор уделяет особое внимание?
Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
Оказывается, в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. И во многих других странах красный мак является символом Памяти. Слайд 7.
Учащийся читает наизусть стихотворение Е. Акимовой «Маки»:
Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.
Слайд № 8. На фоне сменяющих друг друга изображений звучит песня «Маки» (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна).
6. Рассказы учащихся о родственниках, участниках ВОв.
- Я уверена, что нет ни одной семьи, которую не затронула бы война. Наши прадеды воевали на фронте, трудились в тылу. Ребята подготовили небольшие сообщения о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Давайте послушаем их рассказы.
7. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».
Ребята! Давайте подведём итоги урока. На слайде вы видите начало предложений. Выберите 1 фразу и продолжите её (по очереди). Слайд 9.
8. Заключительное слово учителя. Слайд 10.
Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.
На память о нашем уроке я хочу вам, ребята, подарить символ Победы - Георгиевские ленточки. Георгиевская лента — биколор (двуцвет) оранжевого и чёрного цветов. Чёрный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя.
Спасибо за работу на уроке!
Слайд 11. Использованные источники:
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.
В. С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал «Литература в школе», № 3, 1995 г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Носов - Википедия
http://www.tuladnt.ru/htmlpage/konkurs/Akimova.html
http://www.just-so-site.com/stories/rememb/mccrae.htm
http://dreamworlds.ru/intersnosti/page,1,1,13469-cvetok-grez-mak.html
http://www.audiopoisk.com/track/urii-antonov/mp3/maki/ - Г. Поженян, Ю. Антонов «Маки», аудиозапись
http://www.youtube.com/watch?v=Vck8nOE9LWQ – В. Высоцкий «Песня лётчика-истребителя», видео
Петренко Наталья Борисовна
Савельева Лариса Евгеньевна