Тема: "Морфологический разбор прилагательного".
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Тема урока: Морфологический разбор имени прилагательного
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Класс: 6-й
Цели урока:
Познакомить учащихся с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.
Формировать умение определять морфологические признаки имени прилагательного.
Развивать интерес к русскому языку и его выразительным возможностям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать морфологические признаки имени прилагательного, алгоритм разбора.
Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формулировать цели, использовать алгоритм для анализа языковых единиц.
Регулятивные УУД: планировать свою деятельность, контролировать выполнение заданий.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении, работать в паре и группе.
Личностные:
Формировать уважительное отношение к русскому языку.
Развивать самостоятельность и стремление к самосовершенствованию.
Оборудование:
Презентация
Раздаточные материалы (рабочий лист, тестовые задания).
Текст для работы в парах.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Цель: Настроить учащихся на работу, создать положительный эмоциональный настрой.
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем продолжать изучать такую интересную часть речи, как имя прилагательное. На уроке вы научитесь разбирать его по алгоритму, узнаете много нового и полезного!»
Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, ручки.
2. Мотивация и актуализация знаний (5 минут)
Цель: Подвести учащихся к теме урока через повторение материала.
Учитель загадывает загадку:
"Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит он в яркий и радостный цвет.
Ответит он нам на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?"
Ответ: прилагательное (Слайд № 1, 2,3)
Учитель:
«Сегодня мы научимся разбирать имена прилагательные, определять их признаки и синтаксическую роль. А теперь вспомним, что мы уже знаем о прилагательных».
Фронтальная беседа: (Слайд № 4)
Что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?
Какие разряды бывают у прилагательных?
Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
3. Изучение нового материала (15 минут)
Цель: Ознакомить учащихся с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.
Объяснение нового материала:
Учитель показывает на доске или в презентации (Слайд 5):
Морфологический разбор имени прилагательного с пошаговым алгоритмом.
Алгоритм:
Определяем часть речи.
Находим начальную форму (И.п., ед.ч.).
Указываем постоянные признаки (разряд: качественное, относительное, притяжательное).
Указываем непостоянные признаки (род, число, падеж, форма).
Определяем синтаксическую роль (член предложения).
Пример разбора: (Слайд 6)
Словосочетание: «по зимней улице».
Часть речи: имя прилагательное.
Начальная форма: зимний.
Постоянные признаки: относительное.
Непостоянные признаки: женский род, единственное число, творительный падеж.
Синтаксическая роль: определение.
: Разряды прилагательных (визуальная схема):
Учитель объясняет разряды прилагательных на примере дерева с ветвями:
Качественные: быстрый, красивый.
Относительные: деревянный, январский.
Притяжательные: мамин, заячий.
: Постоянные и непостоянные признаки прилагательных:
Учитель объясняет, что к постоянным признакам относится разряд, а к непостоянным — род, число, падеж, форма.
4. Закрепление материала (20 минут)
Цель: Закрепить умения учащихся производить морфологический разбор имени прилагательного.
1. Индивидуальная работа (Рабочий лист):
Каждому ученику раздается рабочий лист с заданиями:
Задание 1: Найдите прилагательные в предложении.
По узкой тропинке шел мальчик с маленькой собачкой. Вокруг росли высокие деревья, стояла морозная погода.
Задание 2: Выполните морфологический разбор прилагательных:
Узкой
Морозная
Задание 3: Разряды прилагательных. Выпишите из текста:
Качественные: ______
Относительные: ______
Притяжательные: ______
Задание 4: Дополните предложения прилагательными.
В небе светило ______ солнце.
Мы шли по ______ дороге.
Я увидел ______ птицу на ветке.
Задание 5: Придумайте и запишите 2 предложения с прилагательными. Подчеркните прилагательные.
2. Работа в паре:
Учащиеся работают в парах с текстом:
Текст:
На лесной опушке стоял старый дом. Рядом шумел прохладный ручей, а высокие ели, словно часовые, охраняли тишину.
Задание:
Найдите прилагательные, определите их разряд.
Выполните морфологический разбор одного из прилагательных.
3. Тест:
Каждому ученику раздается тест с заданиями:
Часть 1: Теория. Выберите правильный ответ.
Какой вопрос отвечает имя прилагательное?
а) Кто? Что?
б) Какой? Какая? Какое? Какие?
в) Что делает?
Какие бывают разряды прилагательных?
а) Качественные, относительные, притяжательные.
б) Главные и второстепенные.
в) Простые и сложные.
Часть 2: Практика. Найдите правильный ответ.
3. Определите разряд прилагательного в словосочетании "стеклянная ваза":
а) Качественное.
б) Относительное.
в) Притяжательное.
Часть 3: Задание с открытым ответом.
Выполните морфологический разбор прилагательного в словосочетании "по зимней улице".
5. Итог урока. Рефлексия (5 минут)
Цель: Подвести итоги, оценить достижения учащихся.
Вопросы к учащимся:
Какую тему изучали?
Что нового узнали?
Чему научились?
Рефлексия:
Учащиеся заполняют карточки:
«Сегодня на уроке я узнал...»
«Было интересно, потому что...»
«Мне было сложно...»
6. Домашнее задание (2 минуты)
Выучить алгоритм морфологического разбора прилагательного (по записи в тетради).
Выполнить морфологический разбор прилагательных из упражнения 352 (учебник).
Дополнительно: придумать 3 предложения с прилагательными, выполнить их морфологический разбор.
Примечание
Все задания и раздаточные материалы соответствуют требованиям ФГОС, направлены на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов.