Тема: "Морфологический разбор прилагательного".

1
0
Материал опубликован 23 January

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока

Тема урока: Морфологический разбор имени прилагательного
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Класс: 6-й
Цели урока:

Познакомить учащихся с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.

Формировать умение определять морфологические признаки имени прилагательного.

Развивать интерес к русскому языку и его выразительным возможностям.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические признаки имени прилагательного, алгоритм разбора.

Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формулировать цели, использовать алгоритм для анализа языковых единиц.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность, контролировать выполнение заданий.

Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении, работать в паре и группе.

Личностные:

Формировать уважительное отношение к русскому языку.

Развивать самостоятельность и стремление к самосовершенствованию.

Оборудование:

Презентация

Раздаточные материалы (рабочий лист, тестовые задания).

Текст для работы в парах.





Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Цель: Настроить учащихся на работу, создать положительный эмоциональный настрой.

Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем продолжать изучать такую интересную часть речи, как имя прилагательное. На уроке вы научитесь разбирать его по алгоритму, узнаете много нового и полезного!»

Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, ручки.

2. Мотивация и актуализация знаний (5 минут)

Цель: Подвести учащихся к теме урока через повторение материала.

Учитель загадывает загадку:
"Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит он в яркий и радостный цвет.
Ответит он нам на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?"

Ответ: прилагательное (Слайд № 1, 2,3)

Учитель:
«Сегодня мы научимся разбирать имена прилагательные, определять их признаки и синтаксическую роль. А теперь вспомним, что мы уже знаем о прилагательных».

Фронтальная беседа: (Слайд № 4)

Что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?

Какие разряды бывают у прилагательных?

Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

3. Изучение нового материала (15 минут)

Цель: Ознакомить учащихся с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.

Объяснение нового материала:
Учитель показывает на доске или в презентации (Слайд 5):

Морфологический разбор имени прилагательного с пошаговым алгоритмом.

Алгоритм:

Определяем часть речи.

Находим начальную форму (И.п., ед.ч.).

Указываем постоянные признаки (разряд: качественное, относительное, притяжательное).

Указываем непостоянные признаки (род, число, падеж, форма).

Определяем синтаксическую роль (член предложения).

Пример разбора: (Слайд 6)
Словосочетание: «по зимней улице».

Часть речи: имя прилагательное.

Начальная форма: зимний.

Постоянные признаки: относительное.

Непостоянные признаки: женский род, единственное число, творительный падеж.

Синтаксическая роль: определение.

: Разряды прилагательных (визуальная схема):
Учитель объясняет разряды прилагательных на примере дерева с ветвями:

Качественные: быстрый, красивый.

Относительные: деревянный, январский.

Притяжательные: мамин, заячий.

: Постоянные и непостоянные признаки прилагательных:
Учитель объясняет, что к постоянным признакам относится разряд, а к непостоянным — родчислопадежформа.

4. Закрепление материала (20 минут)

Цель: Закрепить умения учащихся производить морфологический разбор имени прилагательного.

1. Индивидуальная работа (Рабочий лист):
Каждому ученику раздается рабочий лист с заданиями:

Задание 1: Найдите прилагательные в предложении.
По узкой тропинке шел мальчик с маленькой собачкой. Вокруг росли высокие деревья, стояла морозная погода.

Задание 2: Выполните морфологический разбор прилагательных:

Узкой

Морозная

Задание 3: Разряды прилагательных. Выпишите из текста:

Качественные: ______

Относительные: ______

Притяжательные: ______

Задание 4: Дополните предложения прилагательными.

В небе светило ______ солнце.

Мы шли по ______ дороге.

Я увидел ______ птицу на ветке.

Задание 5: Придумайте и запишите 2 предложения с прилагательными. Подчеркните прилагательные.

2. Работа в паре:
Учащиеся работают в парах с текстом:
Текст:

На лесной опушке стоял старый дом. Рядом шумел прохладный ручей, а высокие ели, словно часовые, охраняли тишину.

Задание:

Найдите прилагательные, определите их разряд.

Выполните морфологический разбор одного из прилагательных.

3. Тест:
Каждому ученику раздается тест с заданиями:

Часть 1: Теория. Выберите правильный ответ.

Какой вопрос отвечает имя прилагательное?
а) Кто? Что?
б) Какой? Какая? Какое? Какие?
в) Что делает?

Какие бывают разряды прилагательных?
а) Качественные, относительные, притяжательные.
б) Главные и второстепенные.
в) Простые и сложные.

Часть 2: Практика. Найдите правильный ответ.
3. Определите разряд прилагательного в словосочетании "стеклянная ваза":
а) Качественное.
б) Относительное.
в) Притяжательное.

Часть 3: Задание с открытым ответом.
Выполните морфологический разбор прилагательного в словосочетании "по зимней улице".

5. Итог урока. Рефлексия (5 минут)

Цель: Подвести итоги, оценить достижения учащихся.

Вопросы к учащимся:

Какую тему изучали?

Что нового узнали?

Чему научились?

Рефлексия:
Учащиеся заполняют карточки:

«Сегодня на уроке я узнал...»

«Было интересно, потому что...»

«Мне было сложно...»

6. Домашнее задание (2 минуты)

Выучить алгоритм морфологического разбора прилагательного (по записи в тетради).

Выполнить морфологический разбор прилагательных из упражнения 352 (учебник).

Дополнительно: придумать 3 предложения с прилагательными, выполнить их морфологический разбор.

Примечание

Все задания и раздаточные материалы соответствуют требованиям ФГОС, направлены на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов.
















​​​​​​​

Предварительный просмотр презентации

Учитель загадывает загадку: "Художника нашего знает весь свет. Раскрасит он в яркий и радостный цвет. Ответит он нам на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие?"

Морфологический разбор прилагательного

Цели урока: Цели урока: Познакомить учащихся с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного. Формировать умение определять морфологические признаки имени прилагательного. Развивать интерес к русскому языку и его выразительным возможностям.

Фронтальная беседа: Фронтальная беседа: Что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает? Какие разряды бывают у прилагательных? Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного с пошаговым алгоритмом. Морфологический разбор имени прилагательного с пошаговым алгоритмом. Алгоритм: Определяем часть речи. Находим начальную форму (И.п., ед.ч.). Указываем постоянные признаки (разряд: качественное, относительное, притяжательное). Указываем непостоянные признаки (род, число, падеж, форма). Определяем синтаксическую роль (член предложения).

Пример разбора Пример разбора Словосочетание: «по зимней улице». Часть речи: имя прилагательное. Начальная форма: зимний. Постоянные признаки: относительное. Непостоянные признаки: женский род, единственное число, творительный падеж. Синтаксическая роль: определение.

Взаимопроверка Текст: На лесной опушке стоял старый дом. Рядом шумел прохладный ручей, а высокие ели, словно часовые, охраняли тишину. Задание 1: Найдите прилагательные, определите их разряд. Прилагательные: лесной (относительное), старый (качественное), прохладный (качественное), высокие (качественное). Задание 2: Выполните морфологический разбор одного из прилагательных. Лесной Часть речи: имя прилагательное. Начальная форма: лесной. Постоянные признаки: относительное. Непостоянные признаки: мужской род, единственное число, именительный падеж. Синтаксическая роль: определение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.