12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Оксана27 |
Тема: Написание глаголов на –тся и -ться
Тема: Написание глаголов на –тся и -ться
Цель: Учить правильно писать глаголы, которые оканчиваются на -тся,-ться
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи:, научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах, использую алгоритм действий; воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, любовь к родному языку, к труду.
Методы обучения: работа в парах, аналитический, поисковый
Форма организации познавательной деятельности: парная, фронтальная, самостоятельная
Оборудование: наглядный материал, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник, словарь
Ход урока
Организационный момент.
-Друзья мои! Я очень рада, Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям.
-Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Проверка домашнего задания.
Дифференцированные задания.
Постановка целей урока.
- Внимание, ребята, я рада вам сообщить об открытии в нашей школе детективного агентства, тем более, что это агентство открывается именно в нашем классе. И все ученики 4”К” класса автоматически становятся штатными сотрудника детективного агентства «Пинкертон» (Алан Пинкертон (американский сыщик и разведчик, основатель «Национального детективного агентства Пинкертона»)
- Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой.
Сегодня мы с вами будем настоящими детективами.
Ребята, а кто такой детектив? ( чтения понятия с толкового словаря)
Какими качествами он должен обладать? (наблюдательным, внимательным, решительным упорным)У нас урок русского языка.
-Как вы думаете, что мы будем расследовать? ( «новое дело», а точнее новую тему урока)
- В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Морфология». Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.
«Дорогие детективы, в нашей стране живёт самостоятельная часть речи ГЛАГОЛ, эта часть речи отличается большой активностью. Глагол никогда не сидит на месте, практически всегда находится в действии. Тесно дружит с именем существительным. Глагол отличается аккуратностью и порядком во всех своих действиях. Но злая волшебница Безграмотность решила навредить глаголу и похитила все его признаки и правила правописания. Помогите, пожалуйста, нашему глаголу»
- Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны «Морфология»!
- Как вы думаете, что мы должны с вами сделать на уроке? Выберите нужные правила.
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3. Бить баклуши.
4.Принимать решения.
5.Искать пути решения проблемы
6. Считать ворон.
- Каждый детектив должен иметь тетрадь для записи. Такие тетради есть у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.
(Дата, классная работа).
Дд, Ддд, Дддд.
- А своим девизом мы можем взять пословицу. Запишем ее в тетрадь.
- «Сделал дело, гуляй смело» (Объясните смысл пословицы.)
Работа со словарным словом.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
- Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их в тетрадь.
Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город на велосипеде.
- Итак, какие же слова мы записали? Прочитайте орфографически. Оцените себя на листе. За свою работу детективы получают деньги, но а вы оценки, у вас есть «Оценочный лист». Вы будете оценивать, а потом я.
- Скажите, пожалуйста, какое встретилась нам новое словарное слово?
( велосипед)
- Для того, чтобы не совершить в нашем деле ошибку, мы сейчас его разберем.
- Поделите словарное слово, на слоги. ( ве-ло-си-пед)
- Сколько звуков и сколько букв? ( 9 букв и 9 звуков)
Изучение нового материала.
- Запишем предложение. Мне выслали по электронной почте интересное предложение с новым словарным словом. Посмотрите, на экран.
Миша очень любит катацца на велосипеде.
- Правильно, ли написано наше предложение?
- Как вы думаете, как будет называться наше «Детективное дело»?
( Написание глаголов на –тся и –ться)
- Как же, мы напишем правильно это слово? ( нам необходимо поставить вопрос к данному глаголу. (Что делать?) – кататься. Если вопрос содержит мягкий знак, значит мы будем писать –ться)
Миша катае..ся на велосипеде.
-Как же, мы напишем наш глагол?
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
- Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. О я, кажется, вижу первые свидетельства преступления. Ребята, посмотрите на слайд , когда злая волшебница Безграмотность убегала с места преступления она оставила вещественные доказательства. Давайте посмотрим, что это за улики. (вспоминаем правила правописания глаголов).
-Эти все правила, мы можем вернуть глаголу, но не может быть всё так просто, наверняка есть новое правило, которое специально похитила Безграмотность.
-Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной детали.
-Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.
(Пальчиковая гимнастика. На каждый пальчик надеваем перчатки, поправляем)
- Для того, чтобы раскрыть наше дело, нам нужно собрать необходимые улики и ответить на вопрос как мы должны написать слово « КАТАЦЦА».
- Для того, чтобы наша работа пошла к успеху, вызываем свидетелей «Учебник» и «правило» на очную ставку, Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике, откройте с. 78 ( чтение правила).
- Какой мы можем сделать вывод по нашим «свидетелям»?
Физкультминутка.
Работа с учебником.
- Мы продолжаем расследование, у нас есть нераскрытые вопросы.
- Выполняем упр.120 ( самостоятельно списывают и объясняют).
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Так как мягкий знак в вопросе
И в глаголы его вносим.
- Мы как истинные детективы, должны выработать четкий алгоритм, чтобы спасти страну « Морфологию» от Безграмотности.
7.Закрепление материала.
- Молодцы, мы продолжаем наше расследования упр. 121 ( с комментированием возле доски)
Закрепление материала.
- Мы вот-вот почти завершили наше ответственное расследование, осталось еще одно небольшое препятствие. ( ГЕКСЫ)
- Нам необходимо собрать воедино все наши улики, чтобы раскрыть преступления. ( 1 человек у доски, возможно 2)
8.Самостоятельная работа
-Сейчас вам, как опытным детективам, нужно собраться с мыслями и собрать всё воедино. Эта работа самостоятельная. Она покажет, как вы усвоили правило написания, тся и ться.
Дифференцированные задания с правом на выбор.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку желтого цвета.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор - карточка синего цвета.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваша карточка красного цвета.
1 ур. – Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья(что делают?) познают…ся в беде.Трус своей тени(что делает?) боит…ся.Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 ур. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило.
Проявлять стремление – ………
Они испытывают волнение - ……….
Допускать ошибки - ………
Он испытывает радость - …
9. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
- Коллеги поздравляю, следственный эксперимент прошёл удачно.
Письмо 2
- Внимание, Пинкертоны, к нам пришла срочная телефонограмма.
«Большое спасибо детективному агентству «Пинкертон», благодаря вашим действиям к глаголу вернулись все правила, а у Безграмотности ДУША УШЛА В ПЯТКИ, она обещала больше НЕ СОВАТЬ СВОЙ НОС и НЕ распускать РУКИ, она вздохнула, ПОВЕСИЛА ГОЛОВУ и удалилась, ТОЛЬКО ПЯТКИ ЗАСВЕРКАЛИ» С уважением жители страны морфология.
Подберите к фразеологизмам глаголы в неопределённой форме. (Устно, если успеем)
- Чтобы дело сдать в архив нужно подвести черту и поставить точку в нашем расследовании.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Что повторили?
- Какое задание было самым интересным?
- Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
РЕФЛЕКСИЯ.
10.Домашняя работа.
Упр.124