Панова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ РД «РЦО» г. Каспийск
Окружающий мир
4 класс
Тема: «Отечественная война 1812 года»
Цель: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.
Задачи:
познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;
развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитание чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.
формировать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация, минусовая фонограмма русской народной строевой песни «Солдатушки – бравы ребятушки», минусовая фонограмма увертюры Петра Ильича Чайковского, «1812 год», портреты М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, И.П. Багратиона, иллюстрации событий 1812 года, элементы костюмов. макет планеты Земля.
Ход урока:
① Организационный момент.
-Доброе утро, ребята !Сегодня Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Улыбнитесь друг другу ,возьмитесь за руки и произнесите такие строчки:
Одному или одной
Трудно справиться с бедой,
Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы друзья!
② Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Для начала давайте повторим основные моменты по пройденному материалу.
Графический диктант.
- Если высказывание верное, то вы ставите «+», если неверное, то «-».
1. Юрий Долгорукий построил Москву. (+)
2. Куликовская битва состоялась в 1480г. (-)
3. По приказу Ивана Грозного построили Храм Василия Блаженного. (+)
4. Книги стали печатать при Петре Первом. (-)
5. При Иване Третьем Русь освободилась от татаро-монгольского ига. (+)
6. В 1703г. Дмитрий Донской основал Санкт-Петербург. (-)
Давайте проверим, как вы изучили предыдущие темы:
+ - + - + - «0» - 5, «1» - 4, «2» - 3, «3» - не справился.
-Просигнальте те, кто справился с заданием.
Просигнальте те, кому еще нужно повторить пройденный материал.
③ Самопроверка к деятельности.
- А теперь внимание: черный ящик.
-Отгадайте загадку и вы узнаете , что находиться в черном ящике.
1.Если обед в семье, то он всегда на столе.( Бородинский хлеб)
2. Меня испекут
На твой День рожденья,
С орехами, кремом
И даже вареньем. (Торт Наполеон)
3. По шершавой, по щеке
Пробежит сестричка
И уже горит в руке
Невеличка …(спичка)
Рассмотрите предметы. Как они связаны между собой и эта связь подведет нас к теме нашего урока.
-Сформулируйте цели нашего урока.( Отечественная война 1812г)
-Спасибо за помощь!
-Что мы хотим узнать сегодня на уроке?
Узнаем, почему война 1812 года называется Отечественной?
(«Отечественная» ключевое слово крепить на доску).
- Кто такой Кутузов? (« Кутузов» ключевое слово на доску).
- Планы Наполеона ( «Наполеон» ключевое слово на доску).
- Давайте на «ленте времени» обозначим год , в котором произошло это событие.(1812г)
④ Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А так же в конце урока ответим на наш главный вопрос – почему война 1812 года называется Отечественной?
Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание , которое уже лежит перед вами , и подготовит выступающих.
1 группа – Начало войны.
2 группа – Главное сражение.
3 группа – Москва непокоренная.
4 группа – Партизанское движение. Конец войны.
Время на выполнение задания – 6 минут.
1 группа « Начало войны»
Во Франции к власти пришел полководец …………………………….
Наполеон мечтал покорить ……………..
В июне ………… года французская армия вторглась в Россию. Русские армии начали …………………. В этот трудный для России час главнокомандующим войсками был назначен талантливый полководец ………………………………….
(Указать на карте движение войск.)
–Я буду указывать на своей карте, а выработайте парами на своих картах .
2 группа « Главное сражение»
……………….. начал подготовку к решительному сражению. Оно прошло на широком поле у села ……………… 26 августа …….
Одним из самых тяжелых моментов боя была защита …………
высоты. Во главе ее защитников стоял генерал ………………
…………………………..
Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить
к ………………..
(Отступление за Москву).
3 группа «Москва непокоренная »
Наполеон вошел в …………… Он ждал ……………от города, но не дождался. В других странах Европы ему с ……………………………. ключи от ………………. городов. Вскоре в Москве вспыхнули ……………….. Сгорел почти ………………………. Спустя ………… Наполеон
оставил Москву.
Работа по карте. Тарутинский маневр.
4 группа « Партизанское движение.
Конец войны»
Большой урон отступающей французской армии наносили ………………. Это были ……………….., вооруженные вилами , дубинами , брошенным оружием , а также небольшие отряды …………………………. Одним из таких отрядов командовал ……………………………………. Он был не только офицером,
но и талантливым …………………….
В декабре ……………. захватчики были ………….. из России, а русская армия дошла до ………………..и помогла освободиться от завоевателей другим странам Европы.
Учитель:
Сам Наполеон называл Кутузова «Хитрый лис». Как вы думаете, почему?
Наполеон планировал отступление в южном направлении, но Кутузов помешал ему, принудив французского императора продвигаться через разоренные земли по Смоленской дороге.
- Что вы можете сказать о выражении “Хитрый лис”?
(Фразеологизм – устойчивое выражение)
-Для чего нужны в речи фразеологизмы?
(фразеологизмы служат для выразительности речи)
⑤ Физ. Минутка.
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
И садись, работать нужно!
⑥ Первичное закрепление изученного материала.
-Мы услышали рассказ о войне 1812г поэтапно , а теперь воссоздадим весь ход войны.
-Кто у нас самый смелый и сможет воссоздать картину событий?
Работа с тестом .
А1. Когда французская армия вторглась в Россию?
В 1480 г 3) в 1812 г.
В 1612 г. 4) в 1704 г.
А2. Во Франции в XVIII веке к власти пришёл полководец …
1. Багратион
2. Наполеон
3. де Толли
А3. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?
А.В. Суворов 3) М.И.Кутузов
Ф.Ф.Ушаков 4)М.И.Платов
А4. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?
1)у села Бородина 3) у Полтавы
2) у реки Непрядвы 4) на Куликовом поле
А5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г.?
А) П.С.Нахимов, В.А.Корнилов; Б) Д.В.Давыдов, В.Кожина;
В) М.Д.Скобелев, И.В.Гурко; Г) А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.
А6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …
1. главное сражение произошло под Москвой
2. на войну поднялся весь народ
3. вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия
- Проверьте по эталону на слайде ( самопроверка).
-Просигнальте, как вы справились с заданием.
(Красный – нужно еще повторить, зеленый – справился).
- Очень приятно видеть много зеленых сигналов. Можно приступать к следующему этапу урока.
-Откройте рабочую тетрадь на странице 39. Прочитайте первое задание.
- Сформулируйте ответ.
- Задание номер 4 на странице 40 (работа в паре).
А) Ученик выразительно читает стихотворение. Отвечает Бородино.
( У каждого на столе карточка с выноской из словаря, редут-слайд, улан-слайд, драгун-слайд).
Б) Читает ученик, отвечают учащиеся.
В) Читает ученик, отвечают учащиеся.
В 1812 году за «поражение и изгнание неприятеля из пределов России» Михаил Илларионович Кутузов получает высшую военную награду России — орден Святого Георгия.
- Эта победа вдохновила лучших художников, поэтов и музыкантов на создание прекрасных произведений. Давайте посмотрим, какие произведения были посвящены событиям 1812 года.
1. Памятник Минину и Пожарскому был установлен на деньги, собранные народом. Построен храм Христа Спасителя.
2. Были написаны 332 портрета русских генералов-участников Отечественной войны 1812 года.
3. Сейчас звучит увертюра Петра Ильича Чайковского, которая так и называется – «1812 год».
⑦ Рефлексия (на разноцветных ладошках).
Работа с пазлом.
Поработаем еще немного в группах. Каждая группа получает свое задание и готовит своего представителя.
1 группа- 1.Как звали императора Франции, который пришел к власти в 19 веке?
2.Почему Наполеон нападал на разные страны?
2 группа-1. Когда Наполеон начал войну с Россией?
2. От какого города Наполеон ждал ключи?
3группа-1. Кто был главнокомандующим русской армией?
2. Где прошло решающее сражение ?
4группа- 1.Кто наносил значительный урон отступающим французам?
2.Почему война 1812г. называется Отечественной?
(Самопроверка по эталону)
- Просигнальте, как вы справились с заданием. Молодцы!
⑧ Подведение итогов урока.
- На все поставленные в начале урока вопросы мы с вам ответили?
- О каком историческом событии мы сегодня говорили?
- Что произвело на вас самое большое впечатление?
- Объясните, почему война 1812 г. называется Отечественной?
-В какой войне , точно так же как и в 1812 году, народ встал на защиту своего отечества? (ВОВ)
-Какой самый узнаваемый символ, напоминающий о наших победах, появляется на улицах российских городов в преддверии «Дня Победы» ?
Эта лента черно-оранжевого цвета войны : оранжевый цвет – это цвет пламени, и черный -дыма.
- Без патриотизма, без горячей любви к своему отечеству, земле предков, к традициям – не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.
И я вас призываю к миру. Давайте защитим мир на планете ! Возьмите ладошки с ваших столов, подойдите к доске и своими ладошками защитите мир на всей Земле. Вы – будущее нашей Родины, и мир в ваших руках.
Спасибо вам за активную работу на уроке. Мы стали с вами добрыми друзьями. А на дом задание вам такое: учебник, тетрадь.
Всем спасибо за внимание! До свидания!