Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Отечественная война 1812 года»

1
0
Материал опубликован 13 April 2020 в группе

Панова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ РД «РЦО» г. Каспийск

Окружающий мир

4 класс

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Цель: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи:

  • познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;

  • развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

  • воспитание чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

  • формировать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация, минусовая фонограмма русской народной строевой песни «Солдатушки – бравы ребятушки», минусовая фонограмма увертюры Петра Ильича Чайковского, «1812 год», портреты М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, И.П. Багратиона, иллюстрации событий 1812 года, элементы костюмов. макет планеты Земля.

Ход урока:

 Организационный момент.

-Доброе утро, ребята !Сегодня Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Улыбнитесь друг другу ,возьмитесь за руки и произнесите такие строчки:

Одному или одной

Трудно справиться с бедой,

Слово «мы» сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы друзья!

 Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- Для начала давайте повторим основные моменты по пройденному материалу.

Графический диктант.

- Если высказывание верное, то вы ставите «+», если неверное, то «-».

1. Юрий Долгорукий построил Москву. (+)

2. Куликовская битва состоялась в 1480г. (-)

3. По приказу Ивана Грозного построили Храм Василия Блаженного. (+)

4. Книги стали печатать при Петре Первом. (-)

5. При Иване Третьем Русь освободилась от татаро-монгольского ига. (+)

6. В 1703г. Дмитрий Донской основал Санкт-Петербург. (-)

Давайте проверим, как вы изучили предыдущие темы:
+ - + - + - «0» - 5, «1» - 4, «2» - 3, «3» - не справился.

-Просигнальте те, кто справился с заданием.

Просигнальте те, кому еще нужно повторить пройденный материал.

 Самопроверка к деятельности.

- А теперь внимание: черный ящик.

-Отгадайте загадку и вы узнаете , что находиться в черном ящике.

1.Если обед в семье, то он всегда на столе.( Бородинский хлеб)
2. Меня испекут

На твой День рожденья,

С орехами, кремом

И даже вареньем(Торт Наполеон)

3. По шершавой, по щеке

Пробежит сестричка

И уже горит в руке

Невеличка …(спичка)

Рассмотрите предметы. Как они связаны между собой и эта связь подведет нас к теме нашего урока.

-Сформулируйте цели нашего урока.( Отечественная война 1812г)

-Спасибо за помощь!

-Что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Узнаем, почему война 1812 года называется Отечественной?

(«Отечественная» ключевое слово крепить на доску).

- Кто такой Кутузов? (« Кутузов» ключевое слово на доску).

- Планы Наполеона ( «Наполеон» ключевое слово на доску).

- Давайте на «ленте времени» обозначим год , в котором произошло это событие.(1812г)

 Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А так же в конце урока ответим на наш главный вопрос – почему война 1812 года называется Отечественной?

Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание , которое уже лежит перед вами , и подготовит выступающих.

1 группа – Начало войны.

2 группа – Главное сражение.

3 группа – Москва непокоренная.

4 группа – Партизанское движение. Конец войны.

Время на выполнение задания – 6 минут.


1 группа « Начало войны»

Во Франции к власти пришел полководец …………………………….

Наполеон мечтал покорить ……………..

В июне ………… года французская армия вторглась в Россию. Русские армии начали …………………. В этот трудный для России час главнокомандующим войсками был назначен талантливый полководец ………………………………….

(Указать на карте движение войск.)

Я буду указывать на своей карте, а выработайте парами на своих картах .

2 группа « Главное сражение»

……………….. начал подготовку к решительному сражению. Оно прошло на широком поле у села ……………… 26 августа …….

Одним из самых тяжелых моментов боя была защита …………

высоты. Во главе ее защитников стоял генерал ………………

…………………………..

Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить

к ………………..

(Отступление за Москву).


3 группа «Москва непокоренная »

Наполеон вошел в …………… Он ждал ……………от города, но не дождался. В других странах Европы ему с ……………………………. ключи от ………………. городов. Вскоре в Москве вспыхнули ……………….. Сгорел почти ………………………. Спустя ………… Наполеон

оставил Москву.

Работа по карте. Тарутинский маневр.


4 группа « Партизанское движение.

Конец войны»

Большой урон отступающей французской армии наносили ………………. Это были ……………….., вооруженные вилами , дубинами , брошенным оружием , а также небольшие отряды …………………………. Одним из таких отрядов командовал ……………………………………. Он был не только офицером,

но и талантливым …………………….

В декабре ……………. захватчики были ………….. из России, а русская армия дошла до ………………..и помогла освободиться от завоевателей другим странам Европы.


Учитель:

Сам Наполеон называл Кутузова «Хитрый лис». Как вы думаете, почему?

Наполеон планировал отступление в южном направлении, но Кутузов помешал ему, принудив французского императора продвигаться через разоренные земли по Смоленской дороге.

- Что вы можете сказать о выражении “Хитрый лис”?

     (Фразеологизм – устойчивое выражение)

-Для чего нужны в речи фразеологизмы?

(фразеологизмы служат для выразительности речи)


 Физ. Минутка.

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз - рывок,

Два - рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно

И садись, работать нужно!

 Первичное закрепление изученного материала.

-Мы услышали рассказ о войне 1812г поэтапно , а теперь воссоздадим весь ход войны.

-Кто у нас самый смелый и сможет воссоздать картину событий?

Работа с тестом .


А1. Когда французская армия вторглась в Россию?

  1. В 1480 г                                                         3) в 1812 г.

  2. В 1612 г.                                                        4) в 1704 г.

А2. Во Франции в XVIII веке к власти пришёл полководец …

1. Багратион

2. Наполеон

3. де Толли

А3. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?

  1. А.В. Суворов                                                3) М.И.Кутузов

  2. Ф.Ф.Ушаков                                                  4)М.И.Платов

А4. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?

  1. 1)у села Бородина                                       3) у Полтавы

  2. 2) у реки Непрядвы                                     4) на Куликовом поле

А5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г.?

А) П.С.Нахимов, В.А.Корнилов; Б) Д.В.Давыдов, В.Кожина;

В) М.Д.Скобелев, И.В.Гурко; Г) А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.


А6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …

1. главное сражение произошло под Москвой

2. на войну поднялся весь народ

3. вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия

- Проверьте по эталону на слайде ( самопроверка).

-Просигнальте, как вы справились с заданием.

(Красный – нужно еще повторить, зеленый – справился).

- Очень приятно видеть много зеленых сигналов. Можно приступать к следующему этапу урока.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 39. Прочитайте первое задание.

- Сформулируйте ответ.

- Задание номер 4 на странице 40 (работа в паре).

А) Ученик выразительно читает стихотворение. Отвечает Бородино.

( У каждого на столе карточка с выноской из словаря, редут-слайд, улан-слайд, драгун-слайд).

Б) Читает ученик, отвечают учащиеся.

В) Читает ученик, отвечают учащиеся.

В 1812 году за  «поражение и изгнание неприятеля из пределов России» Михаил Илларионович Кутузов получает высшую военную награду России — орден Святого Георгия.

- Эта победа вдохновила лучших художников, поэтов и музыкантов на создание прекрасных произведений. Давайте посмотрим, какие произведения были посвящены событиям 1812 года.

1. Памятник Минину и Пожарскому был установлен на деньги, собранные народом. Построен храм Христа Спасителя.

2. Были написаны 332 портрета русских генералов-участников Отечественной войны 1812 года.

3. Сейчас звучит увертюра Петра Ильича Чайковского, которая так и называется – «1812 год».

 Рефлексия (на разноцветных ладошках).

Работа с пазлом.

Поработаем еще немного в группах. Каждая группа получает свое задание и готовит своего представителя.


1 группа- 1.Как звали императора Франции, который пришел к власти в 19 веке?

2.Почему Наполеон нападал на разные страны?


2 группа-1. Когда Наполеон начал войну с Россией?

2. От какого города Наполеон ждал ключи?


3группа-1. Кто был главнокомандующим русской армией?

2. Где прошло решающее сражение ?


4группа- 1.Кто наносил значительный урон отступающим французам?

2.Почему война 1812г. называется Отечественной?

(Самопроверка по эталону)

- Просигнальте, как вы справились с заданием. Молодцы!

 Подведение итогов урока.

- На все поставленные в начале урока вопросы мы с вам ответили?

- О каком историческом событии мы сегодня говорили?

- Что произвело на вас самое большое впечатление?

- Объясните, почему война 1812 г. называется Отечественной?

-В какой войне , точно так же как и в 1812 году, народ встал на защиту своего отечества? (ВОВ)

-Какой самый узнаваемый символ, напоминающий о наших победах, появляется на улицах российских городов в преддверии «Дня Победы» ?

Эта лента черно-оранжевого цвета войны : оранжевый цвет – это цвет пламени, и черный -дыма.

- Без патриотизма, без горячей любви к своему отечеству, земле предков, к традициям – не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.

И я вас призываю к миру. Давайте защитим мир на планете ! Возьмите ладошки с ваших столов, подойдите к доске и своими ладошками защитите мир на всей Земле. Вы – будущее нашей Родины, и мир в ваших руках.

Спасибо вам за активную работу на уроке. Мы стали с вами добрыми друзьями. А на дом задание вам такое: учебник, тетрадь.

Всем спасибо за внимание! До свидания!

 

Комментарии
Комментариев пока нет.