План урока окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» (4 класс)
Тема: Отечественная война 1812 года.
Цели урока: 1) Сформировать представления учащихся о войне 1812 года;
2) Познакомить учащихся с определением «отечественная война»;
3) Развивать познавательный интерес;
4) Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
Оборудование урока: 1)Историческая карта-схема Бородинского сражения с портретами М.И. Кутузова и Наполеона;
2) Карта мира;
3) Карта Челябинской области;
4) Репродукции Храма Христа Спасителя в Москве и Казанского собора в Санкт-Петербурге;
5) Видеофильм;
6) Портрет П.И. Чайковского;
7) Портрет М.Ю. Лермонтова;
8) Аудиозапись увертюры П.И. Чайковского «1812 год»;
9) Книга «Врата Рифея» с материалом о казачестве Челябинской области и башкирских отрядов, сражающихся с французами в 1812 году.
Ход мероприятия:
- Сегодня на уроке мы узнаем о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в 1812 году, и о мужестве народа, давшего врагу отпор.
-Вспомним пройденный материал, напомнить некоторые имена из изученного материала нам поможет дидактическая игра «Неотосланная депеша».
-Что такое депеша? (письмо, телеграмма, послание)
-Кто мог сказать такие слова?
1. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом» (Александр Невский)
2. «Морским судам быть!» (Петр I)
3. «Гордый Измаил у ног Вашего Величества» (А.В. Суворов)
4 «Я царь, а у меня мозоли на руках» (Петр I)
5. «Я был хилым и болезненным ребенком, но стал великим полководцем» (А.В. Суворов)
- Почему мы так долго помним этих людей? (они сражались за Родину, пеклись о благе своего Отечества)
-Как вы понимаете слово «Отечество» (Родина, страна, где ты живешь)
- Слово Отечество имеет два корня. Отец и честь, то есть, защищая свое Отечество, мы защищаем честь своих отцов.
-В 1812 году над Россией была огромная опасность быть порабощенной. Человека, который двинул свою обученную 600-тысячную «Великую армию», во главе которой стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники, звали Наполеон Бонапарт.
Ученик: Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился в 1769 году на острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина. Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он был уже генералом, а в 1804 году- императором. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Перед вторжением в Россию Наполеон заявил, что через 3 года будет властелином всего мира «А Россию я развалю» говорил он. Наполеон был уверен в скорой победе. Но всё оказалось совсем не так.
- В то время, когда Наполеон уже взял Смоленск, царь Александр I по настоянию большинства влиятельных людей в Москве был вынужден назначить главнокомандующим армией Михаила Илларионовича Кутузова.
Ученик: Михаил Илларионович Кутузов был учеником Александра Васильевича Суворова. От него он научился беречь солдат. Тогда в царской армии солдат жестоко наказывали за малейшую провинность. Кутузов понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь ценил и берег русских солдат. Его давно знали и любили в войсках солдаты говорили «Прибыл Кутузов бить французов». А сам главнокомандующий сказал «Как можно отступать с такими молодцами!».
-Давайте понаблюдаем за ходом сражения, посмотрев отрывок видеофильма.
- Некоторое время спустя русский поэт М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
Ученик: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядром пролетать мешала Гора кровавых тел!
Ученик: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась-как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
-Бородинское сражение длилось 15 часов. В этом ужасном побоище обе стороны потеряли по 50 тысяч солдат.
Физкультминутка.
- Чем же закончилось сражение? (Перед Кутузовым был выбор или провести еще одно сражение у стен Москвы и потерять последние силы своего войска, или отступить, сдать Москву, но сохранить армию).
Произнеся знаменательную фразу «Столицы царств не составляют» Кутузов решил оставить Москву. А 2 сентября в Москве начался пожар.
Прочтите текст в учебнике на стр 116-117 и приготовьтесь ответить на 2 вопроса:
-Почему Кутузов принял решение оставить Москву?
-Какая война носит название Отечественная? (принимают участие не только армия, но и весь народ)
-Наш с вами край Уральский- тоже не сидел сложа руки.
Ученик: Первыми на «народную» войну отправилась легкая конница, состоящая из оренбургских, башкирских казачьих полков.
Башкирская конница, кроме пик и сабель, была вооружена луками со стрелами. Французы насмешливо называли их «русские амуры», но после первых боев резко изменили свою оценку. Быстро выхватывая из колчана почти метровую стрелу, башкирский воин на всем скаку выпускал по врагу до 30-40 стрел с довольно большой пробойной силой.
Ученик: Ярким примером подъема патриотизма южноуральцов служит пример жителей Нагайбакской станицы. Около 50 бедных казаков не смогли выступить в поход со своими односельчанами. И тогда атаман станицы Серебряков, продав свой дом и часть имущества, вооружил и снарядил их за свой счет и сам отбыл с ними.
Ученик: В самый решающий этап сражения Кутузову так не хватало подкрепления. Тогда главнокомандующий посылает казачью конницу. И хотя налет конницы был отбит, Наполеона казаки очень напугали. Он сказал: «Я не хочу истребить свои последние резервы».
-Осенью 1813 года 30й оренбургский полк, сформированный из казаков Челябинских станиц, освобождает Лейпциг, Франкфурт, ведут партизанские бои в тылу наполеоновской армии на территории Франции.
После трех лет службы уральские казаки вернулись к себе на родные земли. За ратные подвиги они были награждены новыми земельными наделами. Селившись станицами, они давали им названия мест боевых подвигов. Вот почему на юге нашей области как памятники прошлого стоят населенные пункты Москва, Лейпциг, Париж и Фершампенуаз, под которым захватили 9 пушек, не имея ни одной своей.
Подведем итог сегодняшнему уроку. Ответьте на вопросы теста.
В каком году французская армия вторглась в Россию?
А) 1800 б) 1812 в)1712
Русская армия при первом ударе французов:
А) начала отступление б)начала наступление в)сдалась врагу
Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
А) А.В. Суворов б) Д.В. Давыдов в) М.И. Кутузов
Главное сражение в Отечественной войне произошло:
А) у села Бородино б) у деревни Фили в) на Куликовом поле
После Бородинской битвы Кутузов приказал:
А)вручить Наполеону ключи от Москвы б)отступить к Москве и устроить пожар в)сдаться Наполеону
В конце 19 века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружен:
А) Успенский собор б) Кремль в)храм Христа Спасителя
- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
- Как вы думаете, почему про нее помнит вся Россия?
- Почему эту войну называют народной?
- Можно ли назвать этих людей патриотами?
Игра «Историческое домино».
Бородинское сражение |
Главнокомандующий русской армией |
Император Франции |
26 августа |
В Москве |
Наполеон |
Кутузов |
2 сентября |
Пожар в Москве |
600 тысяч солдат |
Французская армия |
Казанский собор |
В Петербурге |
200 тысяч соладт |
Русская армия |
Храм Христа Спасителя |