12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна152584
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

 

Ф.И.О                                     

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «План и карта»

Урок №3 «Земная поверхность на плане и карте» (2)

Базовый учебник

 

 

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

Цели и задачи урока

 

1. Образовательная:  выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная и относительная высота», горизонтали; определять высоты.

2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.

3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.

 

Оборудование урока: атлас, топографический план, компьютер.

Когнитивный компонент урока: относительная высота, абсолютная высота, горизонтали.

Деятельный компонент урока: определять относительную и абсолютную  высоту по плану; определять по плану с помощью горизонталей повышения и понижения местности.

Эмоционально – ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.

Тип урока: комбинированный с  презентационной составляющей.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

 Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по                 плану и на местности.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 

Структура и ход урока.

 

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Актуализация  

Темы

(мотивация урока)

Вопросы:

- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)

Внимательно прослушайте стихотворение и назовите тему нашего урока?

Для кого-то жизнь – равнина,
Для кого-то – горы.
За горами мне не видно,
Что равнина скоро.
И куда не кинешь взор -
Где ориентиры,
Сколько вокруг гор?
Ну а где равнины?

-Кто назовет тему нашего урока?

(слайд№1-2)

Демонстрируют знания (Л)

Формулируют название темы урока (Р)

3 мин

3

Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

- Что такое условные знаки?

-Что такое масштаб? Перечислите виды масштаба?

-На плане местности указан именованный масштаб, ему соответствует численный масштаб. Найдите правильный ответ.

Изобразите размеры рек в масштабе.

 (слайд № 3-4)

В рабочей тетради стр.17 №9 Условные знаки, каких объектов изображены на рисунке?

Демонстрируют знания (Р,П)

 

 

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р) (К)

 

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

 

5 мин

4

Изучение нового материала

Решают проблемный вопрос.

- Как изображают на плане и карте неровности земной поверхности? (слайд № 5)

Экологический вопрос.

-Какими способами можно охранять природу?

(слайд № 6)

-Что такое «относительная высота»?

-Что такое «абсолютная высота»?

-С помощью, каких линий измеряется высота? Как они называются?

(слайд № 7-9)

Работа с текстом учебника на стр. 36

Обратите внимание на рис. 24. учебника и (слайд № 7)

Практическое задание.(слайд № 10)

(Тема «План и карта»)

Знакомятся с понятиями «относительная высота», «абсолютная высота»

«горизонтали»

Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)

 

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

 

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Физминутка  (здоровье-

сберегающий компонент с экологической направленностью)

 

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр,
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом.  (К)

2 мин

6.

Продолжение изучение нового материала.

 

Практическое задание

Анализ рельефа на топографической карте (рис. 23)

Определяют крутые и пологие склоны, обрывы и т.д.

 

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

 

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

 

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

 

 

10 мин

7.

 Закрепление 

- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4

Кроссворд по теме «План и карта»

(слайд № 11)

 

Обмениваются полученной  информацией (П)

 

 

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р) (К)

5 мин

 8.           

 

Рефлексия.

Подведение  итогов урока.

 

Рефлексия:

Итог: Предлагаю детям закончить фразу:

  Я не знал …, а теперь я знаю…

  У меня не получалось…, а теперь получается…

  Я не понимал…, а теперь понимаю…

(слайд № 12)

Изучения в  учебнике  §10,

 - В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос №5.

В рабочей тетради стр.21 выполнить задание №22 (слайд № 13)

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

 

 

Оценивают работу на

уроке всего класса (Л)

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневник(К)

 

3 мин


 Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

   1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

   2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /  В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

   3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

   4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте» (2)

 

Тема «План и карта»
PPT / 841.5 Кб

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Кияйкина Наталья Федоровна, 23.09.19 в 22:03 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна! Очень полезный и качественный материал!
Ковалева Галина Валентиновна, 24.09.19 в 06:47 1Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна, спасибо за положительный отзыв, очень приятно!
Латышева Надежда Леонидовна, 14.10.19 в 17:47 1Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, поздравляю с победой!
Латышева Надежда Леонидовна, 14.10.19 в 18:27 1Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна! Лучший урок сентября - 2 место!!!
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/regulyarnie_nagradi_pobediteli_sentyabrya_124824.html
Ковалева Галина Валентиновна, 14.10.19 в 18:33 1Ответить Пожаловаться
В ответ Латышева Надежда Леонидовна
Надежда Леонидовна, большое спасибо за приятную информацию! Мне сообщили за Лучший урок сентября - 2 место, а я не поняла за какую публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.