Урок по географии в 5 классе «Земная поверхность на плане и карте»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Земная поверхность на плане и карте» (1)
PPT / 2.37 Мб
Ф.И.О |
Ковалева Галина Валентиновна |
Место работы |
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» |
Должность |
учитель географии |
Предмет |
география |
Класс |
5 |
Тема и номер урока в теме |
Тема «План и карта» Урок №2 «Земная поверхность на плане и карте» (1) |
Базовый учебник Время проведения |
А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда» 2016-20117 учебный год |
Цели и задачи урока:
1. Образовательная: определить значение условных знаков; сформировать понятие о масштабе и его видах; сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.
2. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность; сформировать у учащихся основу экологической культуры.
Оборудование урока: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, рисунок, компас линейка, цветные карточки.
Когнитивный компонент урока: условные знаки, масштаб.
Деятельный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учится читать топографическую карту.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироватся в пространстве.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика (УУД) |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 мин |
2 |
Проверка домашнего задания |
Вопросы: -Что значит ориентироваться в пространстве? -Как ориентироваться по компасу? -Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 110? 180? -Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют? |
Демонстрируют знания (Р,П) |
5 мин |
3 |
Актуализация Темы (мотивация урока) |
Вопросы: - Какой раздел мы изучаем? (План и карта) Попробуйте отгадать загадку: "Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте или плане местности). Правильно. -А кто назовет тему нашего урока? (слайд№1 и 2 –название и цель урока) |
Демонстрируют знания. (Р) Формулируют название темы урока (Р) |
3 мин |
4 |
Изучение нового материала |
- На плане местности территорию нужно уменьшить в несколько раз. - Что такое масштаб? Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты? (слайд№3) -Виды масштаба (слайд№4-7) Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника Используя текст учебника на стр.33, Учащиеся, познакомившись с видами масштаба по рис. 23 и записывают в тетрадь схему стр16. № 5 Практическая работа (слайд№8) Анализируя рисунок, выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка. (слайд№9) Вопросы: - Для чего нужны условные знаки и масштаб? -Условные знаки. (слайд10-12) -Плюсы и минусы плана местности и аэрофотоснимка. (слайд№13) -Что можно узнать, пользуясь планом местности? (слайд№14) Экологический вопрос: -Что нужно сделать для защиты природы? (слайд№15) Вопрос: -Попробуем прочитать письмо Ильи с помощью условных знаков. (слайд№16-17) |
Демонстрируют знания (К, П) Называют виды масштаба. (Р). Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П) Работают с текстом учебника, запоминают определение (П), Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К, П) |
15 мин |
5 |
Физминутка (здоровье- сберегающий компонент) |
- У нас физкультминутка: (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, |
Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К) |
2 мин |
6. |
Продолжение изучение нового материала. Практикум. |
Практическое задание «работаем с картой» Измеряют расстояние по карте рис.23 ( самостоятельно в парах выбирают масштаб и находят расстояние). В помощь рубрика « шаг за шагом» на стр. 35. и записывают в рабочей тетради на стр.19 №15-16 |
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). |
10 мин |
7. |
Закрепление |
- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4 |
Обмениваются полученной информацией (П) Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
5 мин |
8. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Рефлексия: Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур: 1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет. 2.Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет. 3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет. (слайд№18) Изучить в учебнике §9, - В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопросы. В рабочей тетради стр.17, № 6-8 (слайд№19) Творческое задание (по желанию). По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идете из школы домой? Каково расстояние от дома до школы? Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники. |
Оценивают свою работу на уроке (Л) Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К) |
3 мин |
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте»(1)
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна