Урок по географии в 5 классе «Земная поверхность на плане и карте»

33
7
Материал опубликован 25 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


Тема урока: «Земная поверхность на плане и карте» (1)
PPT / 2.37 Мб

 

Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «План и карта»

Урок №2 «Земная поверхность на плане и карте» (1)

Базовый учебник

Время проведения

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

2016-20117 учебный год

Цели и задачи урока

1. Образовательная: определить значение условных знаков; сформировать понятие о масштабе и его видах; сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.

2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.

3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; сформировать у учащихся основу экологической культуры.

Оборудование урока: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, рисунок, компас линейка, цветные карточки.

Когнитивный компонент урока: условные знаки, масштаб.

Деятельный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учится читать топографическую карту.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироватся в пространстве.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Что значит ориентироваться в пространстве?

-Как ориентироваться по компасу?

-Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 110? 180?

-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

Демонстрируют знания (Р,П)

5 мин

3

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Вопросы:

- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)

Попробуйте отгадать загадку:

"Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте или плане местности). Правильно.

-А кто назовет тему нашего урока?

(слайд№1 и 2 –название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

3 мин

4

Изучение нового материала

- На плане местности территорию нужно уменьшить в несколько раз.

- Что такое масштаб?

Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты? (слайд№3)

-Виды масштаба (слайд№4-7)

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Используя текст учебника на стр.33,

Учащиеся, познакомившись с видами масштаба по рис. 23 и записывают в тетрадь схему стр16.

5

Практическая работа (слайд№8)

Анализируя рисунок, выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка. (слайд№9)

Вопросы:

- Для чего нужны условные знаки и масштаб?

-Условные знаки. (слайд10-12)

-Плюсы и минусы плана местности и аэрофотоснимка. (слайд№13)

-Что можно узнать, пользуясь планом местности? (слайд№14)

Экологический вопрос:

-Что нужно сделать для защиты природы?

(слайд№15)

Вопрос:

-Попробуем прочитать письмо Ильи с помощью условных знаков.

(слайд№16-17)

Демонстрируют знания (К, П) Называют виды масштаба. (Р).

Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К, П)

15 мин

5

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

- У нас физкультминутка: 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)

2 мин

6.

Продолжение изучение нового материала.

Практикум.

Практическое задание «работаем с картой»

Измеряют расстояние по карте рис.23

( самостоятельно в парах выбирают масштаб и находят расстояние). В помощь рубрика « шаг за шагом» на стр. 35. и записывают в рабочей тетради на стр.19 №15-16

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

10 мин

7.

Закрепление

- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4

Обмениваются полученной информацией (П)

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

5 мин

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет.

2.Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет. (слайд№18)

Изучить в учебнике §9,

- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопросы.

В рабочей тетради стр.17, № 6-8 (слайд№19)

Творческое задание (по желанию).

По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идете из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают свою работу на уроке (Л)

Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К)

3 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте»(1)

Предварительный просмотр презентации

Тема: «План и карта» Урок №2 «Земная поверхность на плане и карте» (1) Ковалева Галина Валентиновна МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» учитель географии

Цель урока: Показать значение условных знаков: сформировать знание о масштабе и его видах; сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.

Масштаб показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшены при перенесении их на план или карту. Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты? Масштаб обозначают заглавной буквой

Виды масштаба

Численный масштаб М 1:5000 Показывает, что в одном см на листе бумаги содержится 5000 см на местности. Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены в 5000 раз. Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры.

Именованный масштаб 5000см = 50 метрам в 1 см – 50м Именованный масштаб показывает, какое расстояние на местности, соответствует 1 см на плане.

Линейный масштаб Позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля, измерителя или полоски бумаги.

Практическая работа 1. Запишите в тетради три примера численного масштаба. 2.Во сколько раз расстояние на плане уменьшено, если масштаб: 1: 100 1:500 1:100000 3.Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной 10 см, если : М 1:1000 в 1 см – 20 м ?

План местности – это изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков Аэрофотоснимок

Фруктовый сад Лиственный лес Пашня Кустарник Луг . . . Вырубка . . . Условные знаки

Шоссе Просека Тропа Железная дорога Линия электропередачи Река Условные знаки

Высота деревьев (м) Расстояние между деревьями Толщина (м) Ширина (м) Характер грунта (песок) Глубина (м) Отметка уреза воды Скорость течения (м/с)

Особенности изображения местности

Что можно узнать, пользуясь планом местности Названия населенных пунктов Высота местности Какие породы деревьев преобладают в лесу Название, направление течения реки Болота, луга, родники Тип моста, его характеристики и др.

-С кем из ваших родных и близких вы выезжаете на природу, на дачу? -Чем вы занимаетесь? - Как вы проявляете свою любовь к природе? -Что нужно сделать, чтобы защитить природу? Увеличение количества охраняемых территорий и объектов.      Принятие  строгих природоохранных законов.      Ограничение охоты на животных, отлова рыбы, вырубки деревьев.                     Чтобы сохранить красоту и богатство природы,лучше посадить цветы, саженцы деревьев. Ребята, любите и берегите природу. Она у нас одна для всех! 5 июня – Всемирный день окружающей среды и другие.   16 сентября - Международный день защиты озонового слоя. 22 апреля – День Земли.                Мы - любители природы, Сами мы поможем ей - Разобьем мы парки, скверы, Розы высадим скорей.

Прочти письмо Здравствуй, Илья! Недавно мы поселились у лесника. Его стоит левее , которая пересекает На опушке леса переходит в . По обе стороны которой раскинулись заросли , за ними – и наша Все лето мы купались в . Приехать к нам ты сможешь по . лесн. бер. шк. . . .

Прочти письмо Здравствуй, Илья! Недавно мы поселились у лесника. Его домик стоит левее просеки, которая пересекает березовый лес. На опушке леса просека переходит в грунтовую дорогу. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.

Рефлексия Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур: Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет. Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за качественный ресурс!

17 March 2019

Пожалуйста, посмотрите и другие разработки!

7 April 2019

С огромной радостью,Галина Валентиновна!

12 May 2019

Спасибо за положительный отзыв, Марина Юрьевна!

12 May 2019

У вас многому можно поучиться!

12 May 2019

Спасибо за добрый отзыв, Марина Юрьевна и у Вас многому можно поучиться!

12 May 2019

Вот и учимся у друг друга! И это здорово!!!

12 May 2019

Похожие публикации