12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каюмова Гульфия102
Россия, Челябинская обл.

Урок окружающего мира. Урок-исследование.

Тема «Почему звенит звонок?»

Цели:

Познакомить с принципом возникновения и распространения звуков; ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни (объяснить о необходимости бережного отношения к ушам); подвести к выводу о роли звука в нашей жизни; формировать практические умения и навыки: лабораторно-практические (на эвристическом и частично-исследовательском уровне)

Развивать познавательный интерес к изучению наук о природе.

Воспитывать любознательность, творческое отношение к окружающей действительности.

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ

-обучающийся различает звуки в окружающем мире;

-понимает принцип возникновения и распространения звуков;

-делает выводы о роли звука в жизни людей;

-понимает необходимость беречь уши.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-понимает учебную задачу урока, стремится её выполнить, оценивает свои достижения и достижения своих одноклассников на уроке;

-выполняет практическую работу в паре: исследует возникновение и распространение звуков;

-рассказывает о проведённом опыте и делает выводы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

обучающийся проявляет интерес к пониманию окружающего мира;

проявляет личный интерес в познании мира

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, обучение грамоте, технология

РЕСУРСЫ УРОКА: А. А. Плешаков Окружающий мир (учебник – стр. 38-39 и рабочая тетрадь-стр. 25), аудиозаписи, банковские резинки на каждой парте, линейки у каждого ребёнка, наборы для творческих экспериментов, учебные видеокадры

Орг. момент

Приветствие

-Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне, глазки на меня, всё хорошо? Я рада. Удачи всем на уроке. Садитесь.

2) Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал; аккуратность расположения предметов на парте. Оцените своё рабочее место. Оцените рабочее место соседа, помогите, если надо, если у него всё в порядке - похвалите. И, если же вы считаете, что готовы к уроку, то выпрямитесь!

II. Минутка календаря

-Урок окружающего мира. Назовите главную задачу уроков окружающего мира? (Научиться понимать окружающий мир)

-А открываем мы каждый урок минуткой календаря вместе с Мудрой Черепахой. Пожалуйста, кто сегодня расскажет о погоде? (рассказ ученика). Взяли светофоры, оцените рассказ ….. Кто озвучит?

III. Мотивация учебной деятельности

-Вы обратили внимание на то, что Черепаха надела на голову? Это значит, сегодня у нас урок-исследование. Наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Я буду старший научный сотрудник, а вы будете младшими научными сотрудниками. Постараемся пользоваться научной речью, а научная речь обязательно опирается на что? (на факты и доказательства)

IV. Актуализация знаний и определение темы, цели урока

Проведём первое наблюдение: для этого все замерли и прислушались…

-Что вы услышали? (Ответы детей)

-Как одним словом назвать всё, что вы слышали? (звуки)

-Одинаковые звуки или разные в мире? (разнообразные)

-Наш мир полон разнообразными звуками. Попробуйте угадать, что за звук, который сейчас включу? Проводится игра «Угадай звук», включаю звук, дети угадывают, например:

«ЖУРЧАНИЕ РУЧЬЯ»

-Кстати, может быть, это звучит ручеёк, с которого берёт начало наша река Миасс. На каком хребте берёт начало река Миасс? (на хребте Нурали) На каких горах находится хребет Нурали? (Уральских)

«ЗВУК МОТОРА МАШИНЫ»

-Какую марку грузовой машины выпускают у нас в Челябинской области в городе Миасс? (Урал, 1942, в 1944 первые ЗИС, затем ГАЗ, с 1958 УРАЛы)

«СТУЧИТ ДЯТЕЛ»

-Эту птицу все вы видели. Это зимующая или перелётная птица?

«ЗВУК РАЗБИТОГО СТЕКЛА»

-Примерно такой звук мы слышали в виртуальной экскурсии на уроке технологии по теме «Чайный сервиз». Вспомните, как назывался завод? (Сысертский фарфоровый завод) Вы отличите посуду с этого завода? Каким образом?

«ЗВЕНИТ ЗВОНОК»

-И тема урока «Почему звенит звонок?»

-Почему звенит звонок? Приложить к уху! (Ответы детей. Издаёт звук.)

-На этом нам можно было закончить урок, но мы же научные сотрудники, копнём глубже.

-Значит, звонок звенит, потому что издаёт звук. А знаете ли вы, как возникает звук? Как распространяется звук? Хотите узнать? Это мы узнаем, а чему научимся, прочитайте в учебнике на стр. 38 у Муравья Вопросика.

-Чему научимся? (Научимся беречь уши)

-А Мудрая Черепаха как всегда просит подвести в конце итог и ответить на вопрос «Какая роль звука в нашей жизни?»

V. Практическая работа. Открытие новых знаний

1) -Попробуем ответить на первый вопрос «Как возникает звук?». Для этого проведём первый эксперимент: кладём линейку на край стола так, чтобы большая часть выходила за край, другую часть придерживаю рукой, чтобы линейка не упала. Прислушались, слышите ли вы какой-нибудь звук?

-А теперь оттянем линейку и отпустим. Что видим? (Линейка задрожала) Физики называют это колебание предмета, когда предмет совершает повторяющиеся движения из стороны в сторону около точки равновесия. И что услышали? (звук)

-Вывод: Звук возникает при дрожании, колебании предмета.

-Кто расскажет о проделанном эксперименте, используя план?

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

2) -А чтобы доказать или опровергнуть наш вывод, мы проведём ещё один эксперимент, но уже работая в паре.

Прослушайте инструкцию: договоритесь, кто-то из пары читает задания, кто-то выполняет. Составьте описание эксперимента по плану. Будьте вежливы друг с другом. Задания в тетради на стр. 25 под №1, а материал для работы в синем конвертике. Приступаем.

-Какая пара готова? Дети рассказывают по плану:

Что делали? Что наблюдали? Вывод

(Что мы делали? Мы рассмотрели канцелярскую резинку. Прислушались, звучит ли она? Она не звучит. Тогда растянули пальцами резинку. Щипком потянули её. Что наблюдали? Мы увидели, что резинка задрожала и издала звук. Вывод: звук возникает от дрожания предмета.)

-Получается, мы подтвердили вывод!

-Оцените рассказ пары светофорами….

ФИЗМИНУТКА (ритмичные звуки)

Мы узнали, как возникает звук, а как же распространяется звук? Обратимся для начала к нашему помощнику учебнику. Рассмотрите рисунок на странице 38. Как художник показал, что предметы издают звук? (дугой)

-Колебания источника звука передаются среде. Процесс распространения такого колебания называется звуковой волной. (Показ рисунка) Они распространяются подобно кругам воды от брошенного камня. Конечно, сами звуковые волны мы не видим, они невидимые. Значит, как распространяются звуки? (Звуки распространяются невидимой звуковой волной)

-Чем мы слышим звуки? (Ушами)

-Уши – это очень сложные органы. Уши нужно беречь! Почему? (Ответы учеников)

-А как нужно беречь уши? Выставляю карточки на доску.

-А что скажет учебник? Давайте обратимся к нему, прочитаем текст на странице 39, но не весь, а только первый абзац. Начинается со слова ЗАПОМНИТЕ!

-Что скажите?

-Осталось сделать вывод о роли звука в нашей жизни. Самая главная роль звука (подсказка от Черепахи – показ рисунка) – это то, что с помощью звуков мы общаемся!

РАБОТА В ГРУППЕ

-Другие роли звука мы попробуем выяснить с помощью экспериментов. Для этого поработаем в группе. У каждой группы эксперименты разные, но цель одна: выяснить, какая роль звука в нашей жизни. Инструкции прилагаются в конверте, материалы в коробочках. Напомню только одно: помним правила работы в группе! Будьте вежливы! Приступаем.

1 группа

Что делаем?

Берём трубочки одинакового цвета, но разные по размеру. Собираем их по росту. Скрепляем их с помощью скотча. Получился предмет, похожий на музыкальный инструмент КУГИКЛЫ. Кугиклы – это духовой музыкальный инструмент, который делают из особого вида стебля растения КУГИ (разновидность камыша) Попробуем извлечь звук…

Какой музыкальный инструмент напоминает длинная трубочка?

Курай – башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент.

Слышали когда-нибудь, как играет курай?

-Давайте послушаем звуки курая в исполнении народного артиста Башкортстана Талгата Зарипова… Звучит музыка «Одинокий пастух» в исполнении Талгата Зарипова

-Вывод: с помощью звука мы слушаем красивую музыку

2 группа

Это самодельный телефон. Что делаем? Берём два спичечных коробка, которые соединили с помощью верёвки. Двое из группы берём по одной коробке и расходимся так, чтобы верёвка как следует, натянулась. Потому что звук хорошо проводится только тогда, когда верёвка натянута. Один говорит в коробочку, а другой приставил свою коробочку к уху и слушает.

Что наблюдаем? Даже если произносить тихо, слова отлично слышны. С настоящими телефонами можно разговаривать на больших расстояниях.

Вывод о роли звука: человек научился управлять звуковыми волнами и появились изобретения, которые облегчают нашу жизнь. Это ……, …., …. .( Телефон, радио, микрофон …)

3 группа

Что делаем? Кладём часы на подушку. Послушали, слышно ли как тикают часы? Отошли на некоторое расстояние и послушали ещё раз.

Берём трубочку, картон и располагаем их так, как показано на рисунке. Послушали у края картона. Теперь слышим отчётливо?

Что наблюдаем? Звук собирается в трубке и отражается от картона. Так работает эхо. На основе этого человек придумал приборы эхолот и гидролокатор.

Человек понял природу эха, понял его механику. И вот на основе этих законов отражения звуковой волны человек создал замечательный прибор – эхолот. Этот прибор, установленный на борту корабля, посылает звуковую волну в глубину моря. Звук распространяется в воде, достигает дна и возвращается обратно, его снова улавливает прибор. Зная скорость распространения в воде и, проследив, сколько времени прошло между отправлением и приёмом звука, учёные определяют глубину моря в определённом месте.

А если послать звук не в глубину моря, то есть не по вертикали, а по горизонтали, то можно определить, как далеко находится судно от берега, или во время тумана узнать, нет ли впереди каких-либо препятствий, на которые рискует наткнуться судно, не плавает ли ледяная гора-айсберг? Звуковая волна натыкается на препятствие и возвращается обратно, её улавливает прибор, который называется гидролокатором, сообщает о препятствии капитану.

Вывод о роли звука: с помощью звука мы узнаём об опасности.

-Оценим работу групп, берём стикер и прикрепляем на столбик того ряда, рассказ которого на ваш взгляд был более познавательным, чем у других групп.

-Если вам нравится делать опыты и эксперименты, вы можете приобрести такую вот книгу «100 научных опытов для детей и взрослых», можно поискать другие книги. Но выполнять опыты и эксперименты нужно вместе со взрослыми!

VI. Итог. Рефлексия

-Кто ответит «Почему звенит звонок?» (Учитель демонстрирует работу звонка)

( От наших действий язык звонка начал дрожать. Эта дрожь передалась воздуху. Так родился звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего уха. Уши улавливают эту волну. Вот почему мы слышим звук звонка.)

Показ учеником модели звонка из конструктора: по инструкции и схеме собрал электрическую цепь. Электрическая цепь то замыкается, то размыкается. И молоточек начинает постоянно ударять по тарелочке звонка. Эту модель я собрал за ….Было очень интересно!)

-А на сколько было интересно на уроке, покажем с помощью смайликов:

t1575997000aa.gif

- Мне всё понравилось! Было интересно!

t1575997000ab.gif

- Понравился урок, но не очень интересно.

- Не понравилось! Было неинтересно!

- Задания домой по желанию и на выбор:

1) более лёгкое: нарисовать на А4 один из экспериментов, которые провели на уроке и рассказать по плану. Сначала родителям, потом в классе.

2) посложнее задание: найти в книгах, интернете опыт, связанный со звуком. Провести со взрослыми дома, а потом описать проделанный опыт в классе.

-Урок окончен. Спасибо за урок!

1 группа

Что делаем?

-Берём трубочки одинакового цвета, но разные по размеру.

-Собираем их по росту.

-Скрепляем их с помощью скотча.

Что наблюдаем?

-Получился предмет, похожий на музыкальный инструмент КУГИКЛЫ.

-Кугиклы – это духовой музыкальный инструмент, который делают из особого вида стебля растения КУГИ (разновидность камыша)

-Попробуем извлечь звук…





-Какой музыкальный инструмент напоминает длинная трубочка?


-Вывод: с помощью звука мы ……..



2 группа

Это самодельный телефон. Что делаем? Берём два спичечных коробка, которые соединили с помощью верёвки. Двое из группы берём по одной коробке и расходимся так, чтобы верёвка как следует, натянулась. Потому что звук хорошо проводится только тогда, когда верёвка натянута. Один говорит в коробочку, а другой приставил свою коробочку к уху и слушает.

Что наблюдаем? Даже если произносить тихо, слова отлично слышны. С настоящими телефонами можно разговаривать на больших расстояниях.

Вывод о роли звука: человек научился управлять звуковыми волнами и появились изобретения, которые …… нашу жизнь. Это …, …







3 группа

Что делаем? Кладём часы на подушку. Послушали, слышно ли как тикают часы? Отошли на некоторое расстояние и послушали ещё раз.

Берём трубочку, картон и расположили их так, как показано на рисунке. Послушали у края картона. Теперь слышим отчётливо?

Что наблюдаем? Звук собирается в трубке и отражается от картона. Так работает эхо. На основе этого человек придумал приборы эхолот и гидролокатор.


Вывод о роли звука: с помощью звука мы узнаём ……...








Человек понял природу эха, понял его механику. И вот на основе этих законов отражения звуковой волны человек создал замечательный прибор – эхолот. Этот прибор, установленный на борту корабля, посылает звуковую волну в глубину моря. Звук распространяется в воде, достигает дна и возвращается обратно, его снова улавливает прибор. Зная скорость распространения в воде и, проследив, сколько времени прошло между отправлением и приёмом звука, учёные определяют глубину моря в определённом месте.



А если послать звук не в глубину моря, то есть не по вертикали, а по горизонтали, то можно определить, как далеко находится судно от берега, или во время тумана узнать, нет ли впереди каких-либо препятствий, на которые рискует наткнуться судно, не плавает ли ледяная гора-айсберг? Звуковая волна натыкается на препятствие и возвращается обратно, её улавливает прибор, который называется гидролокатором, сообщает о препятствии капитану.


От наших действий язык звонка начал дрожать. Эта дрожь передалась воздуху. Так родился звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего уха. Уши улавливают эту волну. Вот почему мы слышим звук звонка.


(Показ модели звонка из конструктора) по инструкции и схеме собрал электрическую цепь. Электрическая цепь то замыкается, то размыкается. И молоточек начинает постоянно ударять по тарелочке звонка. Эту модель я собрал за …. Было очень интересно!










Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.