12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дружинина Алевтина Юрьевна243
Россия, Пермский край, д. Киприно
2

Методическая разработка «Пословица недаром молвится»



Тема: Пословица недаром молвится.

Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества.

Задачи:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о пословицах как одном из видов устного народного творчества; способствовать формированию языковой компетенции за счёт употребления пословиц разной тематики, а также расширению информационной базы учащихся посредством использования краеведческого материала;

развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры;

воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц; прививать чувства дружбы, товарищества.

Оборудование: выставка книг, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Вступление

Учитель

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и все, кто пришел сегодня на нашу творческую встречу, посвященную русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно А.С.Пушкин восхищался ими: «Что за золото пословицы русские!.. А что за роскошь, за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..» СЛАЙД 2

Вы много знаете пословиц и много интересного о них. Сегодня предлагаю вам принять активное участие в турнире-игре, которая даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

- Что такое пословица? (ответы детей) СЛАЙД 3

Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает. Они сопровождают людей с давних времён. Многие из них появились ещё тогда, когда не было письменности.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

СЛАЙД 4. Самый известный собиратель пословиц - это Владимир Иванович Даль, живший более ста лет назад, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Был моряком, военным врачом, писал учебники по зоологии, ботанике; рассказы, повести. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка народа. В.И.Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. Причём сумел очень удачно расположить пословицы. Он отказался печатать их по алфавиту, а распределил их по «темам».

2.


  1. Пословица недаром молвится
    PPTX / 2.35 Мб

    Турнир-игра

(учащиеся делятся на 2 команды - «Мудрецы», «Мыслители». За каждый конкурс команда получает столько баллов, сколько правильных ответов. Команды проверяют друг у друга).

1. Конкурс шифровальщиков СЛАЙД 5

(пословицы на слайде, дети пишут на карточках; проверка на экране)

2. Конкурс «Восстановите пословицы» СЛАЙД 6

(1-ая половина пословицы на карточках, дети пишут 2 – ую половину)

3.Конкурс-блиц «Закончи пословицу» СЛАЙД 7

4. Конкурс «Пословица в рисунках»: СЛАЙД 8 (на экране — слайды с рисунками, учащиеся должны угадать пословицу).

5. Конкурс «Объяснялка» СЛАЙд 9: опознать поговорку по её шуточному объяснению (по 2 пословицы на каждую команду, читает учитель)

1. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью)

2. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло)

3. Пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг)

4. Какая пословица повествует о явлении, которое произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет)

6. «Перевёртыши»: СЛАЙД 11,опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку” (на карточках)

  • В свою телегу ложись. (Не в свои сани не садись)
  • Цент доллар убивает. (Копейка рубль бережёт)
  • Снимать пельмени с ушей. (Вешать лапшу на уши)
  • Охотник охотника не различает вблизи. (Рыбак рыбака видит издалека)
  • Воздух песок тупит. (Вода камень точит.)
  • Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы.)

7. Игра «Ответь пословицей» (Речевые ситуации), СЛАЙД 12 - по 2 для каждой команды

Послушайте речевые ситуации, дополните их пословицами. (Читает)

Ситуация 1.

Несколько дней Люда не выполняла домашних зада­ний, не готовила уроков, и наконец, получила «двойку».

- Это случайно, - оправдывалась она.

- Какой пословицей ей ответите? (Что посеешь, то и пожнешь.)

Ситуация 2.

Поломались на детской площадке качели. Ребята ре­шили их починить. Позвали помочь и Валерия, кото­рый больше всех качался на них.

- Вот еще, - возмутился Валерий, - буду я во­зиться!

- Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить».)

Ситуация З.

Стала торопливая Настенька сарафан к лету кроить «тяп-ляп». Весь шелк

искромсала - из­резала в лоскутки. И не то, что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей за­помнить одну пословицу. Какую? («Семь раз отмерь, один раз от­режь».)

Ситуация 4. Решала девочка головоломку, и никак не могла решить.

Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе». Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше)

Подведение итогов

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.