Методическая разработка «Пословица недаром молвится»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Пословица недаром молвится.
Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества.
Задачи:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о пословицах как одном из видов устного народного творчества; способствовать формированию языковой компетенции за счёт употребления пословиц разной тематики, а также расширению информационной базы учащихся посредством использования краеведческого материала;
развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры;
воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц; прививать чувства дружбы, товарищества.
Оборудование: выставка книг, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Вступление
Учитель
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и все, кто пришел сегодня на нашу творческую встречу, посвященную русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно А.С.Пушкин восхищался ими: «Что за золото пословицы русские!.. А что за роскошь, за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..» СЛАЙД 2
Вы много знаете пословиц и много интересного о них. Сегодня предлагаю вам принять активное участие в турнире-игре, которая даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.
- Что такое пословица? (ответы детей) СЛАЙД 3
Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает. Они сопровождают людей с давних времён. Многие из них появились ещё тогда, когда не было письменности.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
СЛАЙД 4. Самый известный собиратель пословиц - это Владимир Иванович Даль, живший более ста лет назад, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Был моряком, военным врачом, писал учебники по зоологии, ботанике; рассказы, повести. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка народа. В.И.Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. Причём сумел очень удачно расположить пословицы. Он отказался печатать их по алфавиту, а распределил их по «темам».
2.
- Пословица недаром молвится
PPTX / 2.35 МбТурнир-игра
(учащиеся делятся на 2 команды - «Мудрецы», «Мыслители». За каждый конкурс команда получает столько баллов, сколько правильных ответов. Команды проверяют друг у друга).
1. Конкурс шифровальщиков СЛАЙД 5
(пословицы на слайде, дети пишут на карточках; проверка на экране)
2. Конкурс «Восстановите пословицы» СЛАЙД 6
(1-ая половина пословицы на карточках, дети пишут 2 – ую половину)
3.Конкурс-блиц «Закончи пословицу» СЛАЙД 7
4. Конкурс «Пословица в рисунках»: СЛАЙД 8 (на экране — слайды с рисунками, учащиеся должны угадать пословицу).
5. Конкурс «Объяснялка» СЛАЙд 9: опознать поговорку по её шуточному объяснению (по 2 пословицы на каждую команду, читает учитель)
1. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью)
2. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло)
3. Пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг)
4. Какая пословица повествует о явлении, которое произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет)
6. «Перевёртыши»: СЛАЙД 11,опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку” (на карточках)
- В свою телегу ложись. (Не в свои сани не садись)
- Цент доллар убивает. (Копейка рубль бережёт)
- Снимать пельмени с ушей. (Вешать лапшу на уши)
- Охотник охотника не различает вблизи. (Рыбак рыбака видит издалека)
- Воздух песок тупит. (Вода камень точит.)
- Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы.)
7. Игра «Ответь пословицей» (Речевые ситуации), СЛАЙД 12 - по 2 для каждой команды
Послушайте речевые ситуации, дополните их пословицами. (Читает)
Ситуация 1.
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и наконец, получила «двойку».
- Это случайно, - оправдывалась она.
- Какой пословицей ей ответите? (Что посеешь, то и пожнешь.)
Ситуация 2.
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них.
- Вот еще, - возмутился Валерий, - буду я возиться!
- Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить».)
Ситуация З.
Стала торопливая Настенька сарафан к лету кроить «тяп-ляп». Весь шелк
искромсала - изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить одну пословицу. Какую? («Семь раз отмерь, один раз отрежь».)
Ситуация 4. Решала девочка головоломку, и никак не могла решить.
Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе». Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше)
Подведение итогов