12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безрученкова Евгения Михайловна26
учитель-логопед высшей категории, педагогический стаж работы 25 лет, люблю свою работу
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №524

Учитель-логопед Безрученкова Е.М.

Учитель-логопед Малюкова О.А.

КВН «Пословица недаром молвится»

Задачи: обобщить у детей знание пословиц; развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении; воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность; вовлечь детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Оформление: на центральной стене зала изображены солнце, плетень, поющий петух, подсолнухи; на левой и правой стенах — выставка иллюстраций к пословицам, плакаты: «Пословица — всем делам помощница», «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится».

Декорации: к спектаклю по мотивам белорусской сказки «Пых».

Ход праздника: Звучит русская народная мелодия.

В зал заходит Василиса Премудрая: (дети повторяют за ней движения, стоя у своих мест)

-Доброе утро, улыбнись скорей! (руки в стороны)

И сегодня весь день будет веселее (руки вверх)

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем мы красивыми как в саду цветочки (наклоны, показ цветов руками)

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! (руки в стороны, поклон)

Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей. Садитесь все удобнее!

- В народе говорили:

Сидит дед, ему 100 лет…(покажите, как сидит сгорбившийся дед)

- а нам меньше лет, мы сидим не так как дед (выпрямляемся)

- Собрались мы на праздник посвященный русскому народному творчеству. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена пословицам.

В этой коробочке необычные жетоны (достает и показывает жетон в форме сердечка). Их вы будете получать за смекалку, за знание пословиц. В конце праздника мы посчитаем, у какой команды больше жетонов.

Разминка

Дети отвечают на вопросы Василисы Премудрой и получают жетоны.

1.Кто придумал пословицы? (Народ.)

2.Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, в стародавние времена.)

3.Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели, люди, любившие, знавшие и изучавшие русский язык.)

4.О чем говорят пословицы? (О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни.)

5.Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые.)

Василиса Премудрая: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы. Он говорил так: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Василиса Премудрая: Пословицы — это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

А теперь сядем правильно, спина прямая.

Уши – слушают,

Глаза – смотрят,

Ноги – не мешают,

Руки - помогают. Все готовы, тогда приступаем к следующему испытанию.

Василиса Премудрая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.

Конкурс 1. «Доскажи словечко». Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответы жюри раздает жетоны.

1.Не спеши языком, торопись... (Делом.)

2.Сначала подумай, потом... (Говори.)

3.Сумел взять — умей... (Отдать.)

1.Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал... (Умнее.)

2.О дереве судят по плодам, а о человеке по... (Делам.)

3.Терпение и труд, все... (Перетрут.)

Василиса Премудрая: «Много крику – мало толку». «Поменьше слов, да побольше дела». Предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота».

Музыка сопровождает игру.

Звучит музыка. Под музыку заходит Емеля, танцует. Открывает книжку…

(«Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает).

Емеля: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи». Конечно, хочу поесть калачей! Значит, печь мне сегодня не пригодится! (садится на стул)

Василиса Премудрая: Здравствуй, Емеля. А что это ты здесь делаешь?

Емеля: Жду, когда мне калачи принесут.

Василиса Премудрая: Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник, запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.

Емеля: Как это, нет? Здесь же написано (достаёт «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает):

«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.

Василиса Премудрая: Так вот почему ты сегодня без печи!

Емеля: Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.

Василиса Премудрая: Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле? (Ответы детей…)

Емеля: А что же мне ещё нужно для этого сделать?

(дошкольники высказывают свои предположения: взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи)

Емеля: Так, значит, в этой книге неправда написана?

Василиса премудрая: Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит…

Дети: …не лениться.

Емеля: Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?

Василиса Премудрая: Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается.

Емеля: Ой, да я ведь читал все пословицы, но помню только начало!

Василиса Премудрая: Ребята, давайте поможем Емеле продолжить пословицы

Конкурс 2. «Продолжи пословицу»

Дружно не грузно... (А врозь — хоть брось.)

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь)

Сначала подумай — (потом говори.)

Едет Емеля... (Да ждать его неделю.)

Емеля: Чего меня ждать, я уже тут давно с вами! Я с вами спою, да о своих приключениях расскажу!

Василиса Премудрая: Ох, мели, мели, Емеля - твоя неделя! Поменьше слов, да побольше дела! Давайте, ребята, ему поможем спеть, чтобы он ничего не напридумывал! Будем Емеле подпевать: Мели Емеля – твоя неделя!

Физминутка - ПЕСНЯ: «Мели Емеля»

Василиса Премудрая: Ну, Емеля, ты и выдумщик! Ребята, вы поняли, что означает пословица «Мели Емеля, твоя неделя»?

Конкурс 3. «Узнай пословицу по двум словам»

Емеля: Молодцы! Конечно, петь хорошо вместе, а вот говорить хорошо порознь! Послушайте пару слов и скажите, в какой пословице эти слова встречаются.

Семь — один. (Семеро одного не ждут.)

Язык — дело. (Не спеши языком, торопись делом.)

Пчела — мед. (Одна пчела много меду не натаскает.)

Труд — лень. (Труд кормит, а лень портит.)

Емеля: - Вы знаете, что я очень смекалистый! А, ну-ка, испытайте меня.

Конкурс 5. «Дай ответ, одним словом»

Василиса Премудрая:

Емеля, я сейчас загадаю тебе загадку по пословицам, а ты, попробуй, отгадай. И перед тем как ответить, ты Емеля, семь раз отмерь – один раз отрежь:

Емеля: Ой, а что это значит «семь раз отмерь – один раз отрежь» (выслушиваются ответы детей). Я без ребят не справлюсь, помогайте мне, мои друзья.

Василиса Премудрая:

1.То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Труд.)

2.У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег.)

3.Его всякое дело боится. (Мастер.)

2.Если оно вылетит — его уже не поймаешь. (Слово.)

3.Емеля:- Я так люблю петь и играть! А вы мне так понравились! Поиграем вместе!

Музыкальная физминутка: «Мы идем»

Емеля: Спасибо, ребята, вы меня многому научили! Теперь я знаю, что ученье – свет, а не ученье – тьма! До свидания ….(уходит под музыку).

Конкурс 4. «Вспомни пословицу с этим словом»

Василиса Премудрая: Ребята, я вижу, что у вас есть терпенье, значит, будет и уменье! Послушайте следующее задание по пословицам! Я называю слово, а вы пословицу, в которой есть это слово!

•Поспешишь. (Поспешишь - людей насмешишь.)

•Труд (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

•Сто рублей (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

•Саночки (Любишь кататься, люби и саночки возить)

Звучит музыка… Входит «иностранка» ( в современной одежде, в черных очках)

Василиса Премудрая: К нам на праздник приехала гражданка - иностранка. Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в гостях.

«Иностранка» здоровается, говорит с акцентом.

Иностранка: Конкурс 8. «Путаница»

Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские пословицы. Я быстро выучила их. Вот, послушайте:

•Что с возу упало, того не вырубишь топором.

•Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.

•За двумя зайцами погонишься, гуляй смело.

•Не имей сто рублей, людей насмешишь.

Василиса Премудрая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наша гостья все перепутала! Помогите ей, назовите пословицы правильно.

Иностранка: Кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе (дети называют пословицы о дружбе)

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.

Друг лучше старый, а платье — новое.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

Дерево живет корнями, а человек — друзьями.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Иностранка: Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь! Будем внимательно слушать слова, повторять и играть!

Музыкальная физминутка: «Лоб, рука, колено»

Иностранка: Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно. «Иностранка» прощается и уходит.

Василиса Премудрая: « Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается». Посмотрите белорусскую народную сказку« Пых». После сказки вам надо будет подумать и сказать, какая из пословиц подходит к этой истории:

1.За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

2.Собака помнит, кто ее кормит.

3.У страха глаза велики.

Музыкальная Сказка «Пых» ( показывают дети подготовительной группы)

Завершение праздника, подведение итогов.

Василиса Премудрая: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их знаете. «Пословица — цветочек, поговорка — ягодка». Пословицы не только украшают нашу речь, но и развивают ум. Чтобы понять пословицу — надо поразмыслить. Но давайте посмотрим, кто справился с заданиями лучше всех? Слово предоставляется ЖЮРИ.

Награждение детей подарками, дипломами.

Музыка

Пословицы, использованные в ходе праздника

•Не спеши языком, торопись делом.

•Сначала подумай — потом говори.

•Сумел взять — умей отдать.

•Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал умнее.

•О дереве судят по плодам, а о человеке — по делам.

•Терпенье и труд все перетрут.

•Сначала подумай — потом говори. Большой говорун — плохой помощник.

•Кто зря сердит, у того голова болит.

•Едет Емеля, да ждать его неделю.

•Одна пчела много меду не натаскает.

•Не спеши языком, торопись делом.

•Труд кормит, а лень портит.

•Любишь кататься — люби и саночки возить.

•Утро вечера мудренее.

•Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

•У жадины, зимой и снега не выпросишь.

•Сначала подумай — потом говори. Дело мастера боится.

•Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

•Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

•Друг лучше старый, а платье — новое.

•Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

•Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

•Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

•Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

•Ученье — свет, а неученее — тьма.

•Птица рада весне, а младенец — матери.

•Что с возу упало, то пропало.

•Что написано пером, не вырубишь и топором.

•Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

•Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.

•Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

•За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Собака помнит, кто ее кормит.

•Долог день до вечера, коли делать нечего.

•Лодырь, да бездельник, им праздник и в понедельник.

•Не бывает скуки, коли заняты руки.

•Кончил дело — гуляй смело.

• Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Опубликовано


Комментарии (1)

Тихомирова Екатерина Витальевна, 11.08.17 в 22:48 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал, спасибо!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.