Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация» (Русский язык, 5 класс)

1
0
Материал опубликован 17 January 2022

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Нескучный урок»

Конспект урока

Разработала: учитель русского языка и литературы МКОУ Новоичинской СОШ

Предмет: русский язык

Класс: 5

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: традиционная

Оборудование:

мультимедийный проектор;

опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал (карточки).


Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.

Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Слайд № 1

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои столы, проверьте готовность к уроку: наличие всех школьных принадлежностей, необходимых нам на уроке русского языка. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Давайте вместе попробуем догадаться, к кому. Посмотрите на экран. Слайд № 2

Летнее, ранец, тяжелый, вечер, светлое, штаны, чувства, старое, учитель, старый, сапог, надежный, меч, памятный, марш, со стола.

-Что это? (Слова)

- Что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

- Давайте составим словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

- Что можно сделать со словами и словосочетаниями? (Составить предложения)

- Давайте составим предложения из слов, данных на слайде. (Составляют предложения)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

Слайд № 4

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Предложение)

- Чего в нем не хватает? (Запятой и точки)

- Давайте поставим знаки препинания.

Иногда ученики забывают ставить знаки препинания, поэтому получают не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. Посмотрите на слайд и скажите, где нужно поставить запятую и почему?

Слайд 5. (Казнить нельзя помиловать)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Слайд 6.

- Все правильно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и пунктуация». Вы встречались с этой темой ранее или нет? (Встречались). Как вы думаете, зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).

-Любые правила, изученные ранее, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют. Цель урока:  обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация», повторить основные единицы синтаксиса, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях.

-Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь на плодотворную работу с вами на уроке, поэтому давайте будем собраны, внимательны и вовлечены.

-Давайте выберем 3 характеристики, по которым каждый оценит себя в конце урока. (Ученики выбирают)

3.Этап выявления места и причины затруднения.

-Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем хозяев, куда собираемся отправиться. Ответим на некоторые вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация».

Терминологический диктант

Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что такое грамматическая основа предложения? (Это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого)

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы им. п. (кто? что? Подлежащее) .

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (Дополнение).

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?(Определение).

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что такое предмет? (Сказуемое)

Что такое разговор двух или более лиц? (Диалог)

Что такое речь одного лица? (Монолог)

Хорошо! Теперь мы отправляемся в гости.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Ребята, посмотрите на слайд № 7 и на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только словосочетания и выполнить их синтаксический разбор.

Ясная погода, сады и деревья, мальчики работают, подойти к метро, после ужина, любимое дело, выбирать стиль, вовлеченно и прилежно, стол накрыт, кружка воды, мама или папа, вещь дорога. (Устные ответы, 2 чел. у доски разбирают словосочетания).

Слайд №8.

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед вами? Что вам нужно сделать?

(Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены. Составить схемы. (Слайд № 8 и карточки)

Грустна, тиха и ярка осень!

Природа – наша подруга!

Заканчивается желтая плаксивая осень, и начинается белоснежная зима.

Лето – время жары и веселья.

Дети кричат: «Нам не холодно!»

- С какими предложениями вы столкнулись? (Простые, двусоставные, с однородными членами, сложные, с прямой речью)

-Чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным).

- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

-Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения: Лето – время жары и веселья. (1 чел. у доски)

Физкультминутка.

Учащиеся кидают друг другу мяч, произнося любое слово. Ученик, поймавший мяч, должен назвать часть речи, к которой относится сказанное слово. Далее второй ученик кидает мяч следующему учащемуся и т.д.

Ребята, у вас на партах есть текст, в котором не расставлены знаки препинания. Сейчас вы будете работать по парам. Слайд № 9 .

1 пара выписывает предложение с однородными дополнениями.

2 пара выписывает предложение с однородными определениями.

3 пара выписывает предложение с однородными обстоятельствами.

Текст

В лету и в населенном пункте весна наступает по-разному..

В нашу деревню тоже пришла красавица-весна. На улице видны проталины, снег тает очень быстро. Дети радуются весне и наступлению весны.

Люди любят весну за тепло, пение птиц и яркое солнышко.

 

-Молодцы! Так держать!


5. Применение знаний и умений.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

-Теперь, ребята, мы переходим к важной части подведения итогов урока, проверки применения полученных знаний. На карточках вам дан тест, на выполнение которого отводится 5 минут. Прошу выполнять его внимательно.

Тест «Синтаксис. Пунктуация»

1. Что не является словосочетанием?

а) кто-то из нас;

б) возле дома;

в) слушать молча;

г) автор проекта.

2. Укажите распространенное предложение.

а) Наступило лето.

б) Прыгать - это глагол.

в) Падают осенние листья.

г) Стемнело.

3. Выделите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

а) Маша ушла за хлебом и соком.

б) Вечер был холодным и томным.

в) Синяя птица улетела далеко за горизонт.

г) Ветер дул очень сильно и деревья качались.

4. Укажите предложение, где грамматическая основа выделена верно:

а) Птица улетела в теплые края.

б) Море вырвалось с этой картины.

в) Марина ушла далеко.

г) Вечер был явно испорчен.

5. Укажите неверное утверждение:

Наша мама очень любит печь пироги.

а) мама - подлежащее

б) наша - определение

в) пироги - подлежащее

г) очень - обстоятельство

А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг друга и поставьте соответствующую оценку.

Ключ написан на слайде №11.

1.б

2.в

3.г

4.а

5.в

Оценка: «5» - 5 правильных ответа.

«4» – 4 правильных ответа

«3» – 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа.

(Выставление оценок в журнал и дневник)

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята, мы с вами сегодня совершили небольшое путешествие в гости к Синтаксису и Пунктуации. Вам понравилось? Хорошо.

-Давайте запишем домашнее задание: Слайд №13.

1. Ответить на контрольные вопросы устно.

2. Подготовиться к диктанту.

3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию.


-Наше путешествие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. (По характеристикам, выбранным в начале урока).

-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14

-Сегодня на уроке я научился…

-Ещё раз повторил…

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

(ученики отвечают)

- Спасибо вам за плодотворную работу. Урок окончен. Вы можете быть свободны. До свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации