12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гладченко Людмила Георгиевна182
Россия, Ростовская обл., х. Крюков
1

Урок-презентация для 5 класса по теме: «Систематизация изученного материала в разделе «Синтаксис и пунктуация»




 

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Систематизация изученного материала в разделе "Синтаксис и пунктуация".

 

ФИО (полностью)

Гладченко Людмила Георгиевна

 

Место работы

МБОУ Крюковская СОШ

 

Должность

учитель русского языка и литературы

 

Предмет

русский язык

 

Класс

5

 

Тема и номер урока в теме

Систематизация изученного материала в разделе "Синтаксис и пунктуация". (48 ) 12 декабря 2013( последний урок темы)

 

Базовый учебник

Русский язык: Практика. 5 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений / А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и др.; Под ред. А.Ю. Купаловой. – 10 изд. –М.: Дрофа2012.

 

Цель урока:  повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение

постановки знаков препинания между частями сложного предложения, в предложениях с однородными членами , умение

находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения.

Задачи урока:

Обучающие:

повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;

проверить умения находить грамматическую основу, строить схемы предложений разных видов, отличать простые предложения от сложных;

помочь правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;

продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, поэтическому слову;

любовь к родной природе, малой родине ;

направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Планируемые результаты:

предметные:

знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены.

уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

метапредметные:

способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; владение ознакомительным видом чтения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; способность понимать информацию, представленную в схематичной форме, средства для решения различных учебных задач; умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом познавательных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок - путешествие

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование:

традиционные: доска, мел, учебники, тетради, ручки, карандаши, карточки для индивидуальной работы;

инновационные: компьютер, проектор, экран.

сборник стихотворений местной поэтессы Любови Белимовой.


Технологии, применяемые на уроке: технология личностно – ориентированного образования (диалоговая); игровая технология с элементами информационной технологии; дифференцированная.


 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты деятельности учащихся

Организация начала урока.

Организовать готовность учащихся к работе на уроке. Создать психологическую положительную атмосферу урока, ситуацию УСПЕХА.

- Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул лучик солнца в окно.

Разве это не стоит улыбки?

Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!

Приветствие учителя. Наличие принадлежностей к уроку.

Готовность к работе на уроке.

Включение в учебную деятельность.

Постановка учебной цели. Мотивация к учебной деятельности.

Совместно сформулировать цель урока. Мотивировать учащихся на изучение темы. Формировать и развивать отношение к умению воспринимать информацию.

Ребята! Я уверена, что все вы любите путешествовать. И сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну, название которой … «Новогодняя сказка».

Путешественники долго готовятся к экспедиции. Они берут с собой только необходимое. Впереди у нас будет много испытаний. Мы должны пройти их достойно, а для этого нам необходимо вспомнить изученный материал в разделе «Синтаксис и пунктуация» и правильно применить его на практике.

Проблемная ситуация:

Как вы думаете, какой материал нам понадобится в пути?

Итак, мы отправляемся в путешествие по беспредельному, великолепному, пышному царству русской зимы. Послушайте, как описала это прекрасное время года в стихотворении «Настоящая зима!» Любовь Белимова.

Слайд 1

Формулируют задачи урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Личностные: положительно относятся к учению, желают совершенствовать имеющиеся знания и умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

 Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

На данном этапе урока цель перед учащимися: научиться использовать полученные знания для решения практических задач.

Цель для учителя: проверить уровень усвоения теоретического материала, выявить пробелы и создать условия для их ликвидации.

Организует деятельность учащихся по проверке теоретического материала.

1задание

«Теоретический турнир »

Что изучает синтаксис?

Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Какие предложения по интонации вы знаете? Что изучает пунктуация? Что такое грамматическая основа предложения? Назовите второстепенные члены предложения?

 

Молодцы, ребята. Вы преодолели первое препятствие.

Задают ранее приготовленные вопросы классу; отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Ведут диалог; слушают собеседника.

Синтаксическая пятиминутка.

Обратить внимание учащихся на универсальные признаки предложений: интонацию конца предложения и наличие грамматической основы. Формировать представление о результате деятельности.

Слайд №3

Ты сначала, мой дружок,

Предложение прочитай.

В нем основы все найди

И словосочетания определи.

Прошёл сильный снег, и земля покрылась белым ковром.

Итог данного этапа урока:

Какие знания применили? Испытывали затруднения при выполнении этого задания?

Записывают в тетради, анализируют.

Познавательные: анализируют и обобщают, делают выводы.

Регулятивные: аргументируют свой вариант решения.

Коммуникативные : объясняют практическое задание с опорой на теорию .

Личностные: осмысливают свои ошибки, готовы к работе над ошибками.

Систематизация и обобщение знаний и способов действий.

Систематизировать знания по теме, дать возможность применить полученные знания на практике.

Формировать у учащихся умения и навыки правильного интонирования, анализа и пунктуационного оформления однородных членов предложения.

« Волшебный сундучок »

Слайд №4

Активизирует работу учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Расставьте знаки препинания.

Подчеркните однородные члены.

Снежный ковёр покрыл дома деревья и поля.

Закованы крепким льдом озёра пруды реки.

Тихо морозным утром.

Пушистые снежинки медленно опускаются на землю.

Как красиво зимой в деревне!!!

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Работают в тетрадях

Познавательные: приобретают умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: аргументируют свой вариант решения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Систематизировать знания по теме, дать возможность применить полученные знания на практике.

Задание «Зимняя река»

Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен.

Вспомните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Дует холодный ветер.

Пушистый снег покрывает землю.

С ветки на ветку прыгает синичка.

Холодно птицам зимой.

Заботу о птичках ребята берут на себя.

Повсюду развешаны кормушки для пернатых.

Птицы наши друзья! Позаботьтесь о них!

Слайд №5

Ребята, сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым .

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: контролируют учебные действия .

Физминутка

Формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер срывает листву.

В сторону рук плавно помашем – птицы на юг так летят.

Как они сядут, тихо покажем – руки сложили вот так.

Выполняют упражнения для снятия усталости.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

Тестирование.

Контроль знаний и взаимооценка знаний.

Цель: контроль знаний.

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

 

Учитель раздаёт дифференцированное задание на карточках.

(Приложение 1)

Выполняют задания – тесты и осуществляют взаимопроверку по образцу.

Поставьте оценку за этот этап работы

«5» - без ошибок

«4» – 1- ошибка

«3» - 2 - ошибки

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: систематизируют собственные знания, осуществляют для решения учебных задач отбор нужной информации.

Регулятивные: планируют необходимые действия, проявляют способность к взаимооценке и самооценке действий.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах.

Рефлексия

Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения (полученные знания).

Даёт оценку работы класса и отдельных учащихся;

оценивает уровень достижения ТДЦ .

Сегодня на уроке мы систематизировали знания по теме “Синтаксис и пунктуация”. Мы многое успели сделать: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения. Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали.

Перед нами, ребята, волшебная страна - «Новогодняя сказка»
Слайд 6

Я прошу вас оценить свою работу на уроке с помощью жетонов

Удалось нам достичь поставленной цели?

Пригодятся вам знания изученной темы?

Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда.,
Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!

Выставляют оценки в дневник. Учащиеся анализируют свои достижения.

Для того, чтобы узнать насколько эффективно прошла наша работа, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны.

ТЕОРЕТИК - знаю все правила и свободно применяю их на практике. Помогу другу.

ПРАКТИК – не всё запомнил в теории, но смогу работать на практике.

УЧЕНИК – мне нужно серьёзно поработать над этой темой.

 

Адекватно оценивают и анализируют результаты деятельности на уроке.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Домашнее задание

(разноуровневое)

Организация самостоятельной домашней работы.

Написать письмо Деду Морозу .

Мини - сочинение

« В зимнем лесу».

Написать поздравление с Новым годом своему однокласснику, другу.

Слайд 7.

Записывают домашнее задание в дневник.

Оценивают свои возможности для выполнения домашнего задания.


 

Приложение 1


 

Карточка № 1

Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это________________ члены предложения.

2. Дополнение, определение, обстоятельство – это____________________________ члены предложения

3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется ____________________________-.

4. Предложение, в котором есть только главные члены предложения называется ____________________.

5. ________________– это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительное, второстепенные, нераспространённое.


Карточка №2

Закончи предложения.

1. Подлежащее и сказуемое - это ____________________________________.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – ______________________________

3. Предложение, содержащее вопрос называется ____________________________

4. Распространённое предложение - это предложение, в котором _________________________________________________________________________________.

5. Члены предложения , которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову называются ____________________.


 

Карточка – ответ № 1

Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

2. Дополнение, определение, обстоятельство – это второстепенные члены предложения

3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется побудительным .

4. Предложение, в котором есть только главные члены предложения называется нераспространённым

5. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительное, второстепенные, нераспространённое.


Карточка – ответ №2

Закончи предложения.

1. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически - словосочетание

3. Предложение, содержащее вопрос называется вопросительным.

4. Распространённое предложение - это предложение, в котором кроме главных членов предложения есть

второстепенные.

5. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову называются однородными членами.


 


 

Приложение 2

А знаете ли вы?

Сколько лет Деду Морозу?

Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

 

Снегурочка

Внучка Деда Мороза, маленькая симпатичная девушка, одетая традиционно в белые одежды (иногда шубка бирюзового цвета), на голове у нее восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом, вечно молодая и жизнерадостная - это она, Снегурочка. Дата появления на свет Снегурочки, как и дата рождения самого Деда Мороза, покрыта тайной. Образ Снегурочки - символ застывших вод.
Снегурочка является постоянной спутницей дедушки, когда подарков в мешке становится меньше, помогает его нести, запрягает и распрягает оленей и проводит ежегодный техосмотр саней. Перед Новым Годом вместе с Дедом Морозом разбирает письма и прочую корреспонденцию, которая в Великий Устюг приходит в огромных количествах, придумывает оригинальные подарки и представления для самых маленьких детей, их же и развлекает, в то время как Дед Мороз выведывает у родителей, хорошо ли дети вели себя в течении года.
На праздниках Снегурочка помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.
Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Вскоре после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у него появилась молодая помощница, сначала позиционировалась как дочка, - Снегурочка. Это произошло благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку.


 

Приложение № 3

ПРАКТИК
Презентация к уроку
PPT / 4.24 Мб

УЧЕНИКЕОРЕТИК

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.