Логопедическое занятие «Гласные и согласные звуки и буквы»
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ТНР
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы
Цели:
Образовательные:
закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить выделять гласный звук в слове;
учить выделять согласный звук в слове;
учить дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, в словах;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков, слогов, слов;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; речевого дыхания.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, предметные картинки, буквы, магнитные удочки; карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации к занятию.
Сядут ученики, чьи тетради лежат в левом верхнем углу парты, в нижнем правом углу парты.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Не спеши, не отставай,
Слушай, не перебивай.
Говори все четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
Логопед - Ребята, вы знаете, что на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда холодно, круглый год – зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в Мордовии, в средней полосе России и имеем возможность любоваться всеми временами года.
У каждого времени года есть свои неповторимые приметы и свои краски.
Но сегодняшнее занятие я назвала «Встреча зимы» Почему? За что вы любите зиму?
Зима любима многими поэтами, писателями и художниками.
Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года
(Звучит отрывок из стихотворения И.Никитина "Встреча зимы")
Здравствуй, гостья - зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Как природа, звери, птицы встречают зиму? Как можно помочь птицам пережить суровую зиму?
Самомассаж лица.Зима – прекрасное время года. Но, сегодня последний осенний день, поэтому вспомним переменчивую осеннюю погоду.
-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи) 3. Развитие мимических мышц. Дыхательная гимнастика. -После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались. -Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились. -А теперь подул легкий осенний ветерок, вдох-носом, долгий выдох ртом и унес тучки, и вы снова улыбнулись. 6. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка»II. Повторение пройденного. Актуализация полученных знаний.
- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)
III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
III. Наблюдение за гласными и согласными звуками. Сообщение темы
Давайте проведем звуковой эксперимент.
Произнесите перед зеркалом звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Что вы заметили? (Воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды, голос звучит свободно).
Они называются гласными. Вспомните стихи о гласных звуках.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кровати баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и шептать.
- Произнесите звук [п]. Свободно ли проходит воздух? Что ему мешает? (Губы). Произнесите звук [т]. Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Язык).
- Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Давайте, вспомним стихи о согласных звуках.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Сегодня на занятии будем различать гласные и согласные звуки.
IV. Тренировочные упражнения
1.Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные на схеме?
- Поднимите красный карандаш, если услышите гласный звук, синий- если услышите согласный.
2. Как обозначаются звуки на письме?
Чем звук отличается от буквы?
Сейчас я буду называть разные звуки, а вы запишите только гласные буквы, а теперь согласные буквы
Проверка
Сюрпризный момент. Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?
Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.
Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит громкость, четкость, внятность речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.
5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.
Запишите первую букву в словах: аист, ослик, ива, утка.
Запишите последнюю букву в словах: сок, дом, слон, кот.
Проверка
6. Дифференциация гласных и согласных звуков в названиях картинок. Работа в паре.
Соедините картинки, названия которых начинаются с гласного звука с красной коробкой, с согласного с синей.
Картинки: утюг, кукла, барабан, зонт, грузовик, игла, апельсин, самолет, овощи.
А, теперь, расселите животных по домам, если название животного оканчивается на гласный, то в красный дом, на согласный - в синий домик.
Картинки: кот, рак, утка, кенгуру, собака, кит
4.Физкультминутка «Все на прогулку в зимний лес!»
Мы пришли в зимний лес
Сколько в нем кругом чудес…
Огляделись, подышали
Очарованные встали…
Игра «И я – тоже!»
Я говорю, что люблю делать, если вы со мной согласна, отвечайте: «И я- тоже!»
Я люблю ходить по снегу…
Я люблю играть в снежки…
Я люблю на лыжах бегать…
А еще люблю коньки…
Я люблю лететь на санках,
Так, чтобы в ушах свистело…
А еще я наизнанку
шубу теплую надела…
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
Нас опять работа ждёт.
VI . Динамическая пауза.
Образование притяжательных прилагательных.
«Чей-чьё?» с мячом.
У лисы чей хвост?
У медведя чья шуба?
Отвечают, бросают мяч
У волка чьи лапы?
обратно.
У ежа чьи иголки?
У совы чьи крылья?
У белки чей хвост?
Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, ну, а мы подружим наши пальчики". Ма, мо, му, мы, какой одинаковый звук
на, но, ну, ны, какой одинаковый звук
ка, па, та, ма, какой одинаковый звук
VII . Закрепление пройденного материала.
1) Графический диктант. «Шифровка».
Поработаем с вами шпионами. Будем зашифровывать
слова.
- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только
гласные:
- иа, аа, ии
Лиса, кабан, филин.
- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только
согласные:
Дупло, дерево, ветка.
- дпл, дрв, втк.
Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?
Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.
Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит четкость речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
На уровне слога. Игра «Букводом»
Впиши слоги в пустые окошки, установив закономерность. Прочитай их про себя по порядку слева направо. Прочитай все слоги сверху вниз.
Проверка. Игра «Навигатор»
Я буду называть этаж и подъезд, а вы читайте слог, который там находится.
Слог находится:
на первом этаже, в третьем подъезде;
на третьем этаже, в третьем подъезде;
в первом подъезде, на четвертом этаже;
в четвертом подъезде, на втором этаже;
слог находится слева от слога БЫ;
слог находится внизу, под слогом БУ.
на уровне слова. Игра «Зимняя рыбалка»
Поймать букву, назвать звук, который она обозначает.
Буквы: А, О, У, М, К, С, Л
Составить из букв слова, записать.
На уровне предложения.
Я тоже, задумала слово, которое обозначает название животного, в нем 3 звука, первый звук КЬ последний –Т
Придумайте предложение с этим словом. Одно запишем. У кита усы.
Сколько слов, назовите слова по порядку. Как записываем начало предложения, что ставим в конце?
Записываем, кто уверен-работает самостоятельно, кто боится ошибиться, работает вместе со мной. Найдите слово с мягким согласным. Сделайте схему слова.
Итог занятия. Дифференцированное домашнее задание.
А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о согласных буквах и звуках…
Дыхание свободно в каждой гласной
В согласной прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование подвластно.
8)Рефлексия.
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Поднимите руку тот, кто уверенно различает гласные и согласные звуки и буквы. А, теперь, те, кому нужно еще потренироваться дома, получают домашнее задание.
А, теперь, встаньте, пожалуйста, те, кому понравилось сегодняшнее занятие, и он с удовольствием придет на следующее логопедическое занятие.
Молодцы! Спасибо за работу!