Логопедическое занятие «Гласные и согласные звуки и буквы»

3
0
Материал опубликован 17 December 2021

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ТНР

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы
Цели: 
Образовательные: 
закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить выделять гласный звук в слове;
учить выделять согласный звук в слове;
учить дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, в словах;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие: 
развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков, слогов, слов;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; речевого дыхания.
Воспитательные: 
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом; 
воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, предметные картинки, буквы, магнитные удочки; карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации к занятию.

Сядут ученики, чьи тетради лежат в левом верхнем углу парты, в нижнем правом углу парты.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Не спеши, не отставай,
Слушай, не перебивай.

Говори все четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать

Логопед - Ребята, вы знаете, что на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда холодно, круглый год – зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в Мордовии, в средней полосе России и имеем возможность любоваться всеми временами года.

У каждого времени года есть свои неповторимые приметы и свои краски.

Но сегодняшнее занятие я назвала «Встреча зимы» Почему? За что вы любите зиму?

Зима любима многими поэтами, писателями и художниками.

Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года

(Звучит отрывок из стихотворения И.Никитина "Встреча зимы")

Здравствуй, гостья - зима

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

 Как природа, звери, птицы встречают зиму? Как можно помочь птицам пережить суровую зиму?

Самомассаж лица.

Зима – прекрасное время года. Но, сегодня последний осенний день, поэтому вспомним переменчивую осеннюю погоду.

-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи) 3. Развитие мимических мышц. Дыхательная гимнастика. -После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались. -Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились. -А теперь подул легкий осенний ветерок, вдох-носом, долгий выдох ртом и унес тучки, и вы снова улыбнулись. 6. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка»

II. Повторение пройденного. Актуализация полученных знаний.

- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

- Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

III. Наблюдение за гласными и согласными звуками. Сообщение темы

Давайте проведем звуковой эксперимент.

Произнесите перед зеркалом звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Что вы заметили? (Воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды, голос звучит свободно).

Они называются гласными. Вспомните стихи о гласных звуках.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кровати баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и шептать.

Вывод: гласные звуки очень важны, от их правильного произнесения зависят громкость, внятность, красота речи.

- Произнесите звук [п]. Свободно ли проходит воздух? Что ему мешает? (Губы). Произнесите звук [т]. Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Язык).

- Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Давайте, вспомним стихи о согласных звуках.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Сегодня на занятии будем различать гласные и согласные звуки.

IV. Тренировочные упражнения

1.Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные на схеме?

- Поднимите красный карандаш, если услышите гласный звук, синий- если услышите согласный.

2. Как обозначаются звуки на письме?

Чем звук отличается от буквы?

Сейчас я буду называть разные звуки, а вы запишите только гласные буквы, а теперь согласные буквы

Проверка

Сюрпризный момент. Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?

Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.

Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит громкость, четкость, внятность речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.

5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.

Запишите первую букву в словах: аист, ослик, ива, утка.

Запишите последнюю букву в словах: сок, дом, слон, кот.

Проверка

6. Дифференциация гласных и согласных звуков в названиях картинок. Работа в паре.

Соедините картинки, названия которых начинаются с гласного звука с красной коробкой, с согласного с синей.

Картинки: утюг, кукла, барабан, зонт, грузовик, игла, апельсин, самолет, овощи.

А, теперь, расселите животных по домам, если название животного оканчивается на гласный, то в красный дом, на согласный - в синий домик.

Картинки: кот, рак, утка, кенгуру, собака, кит

4.Физкультминутка «Все на прогулку в зимний лес!»

Мы пришли в зимний лес

Сколько в нем кругом чудес…

Огляделись, подышали

Очарованные встали…

Игра «И я – тоже!»

Я говорю, что люблю делать, если вы со мной согласна, отвечайте: «И я- тоже!»

Я люблю ходить по снегу…

Я люблю играть в снежки…

Я люблю на лыжах бегать…

А еще люблю коньки…

Я люблю лететь на санках,

Так, чтобы в ушах свистело…

А еще я наизнанку

шубу теплую надела…


Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в сторону, вперёд,

Нас опять работа ждёт.

VI . Динамическая пауза.

Образование притяжательных прилагательных.

«Чей-чьё?» с мячом.

У лисы чей хвост?

У медведя чья шуба?

Отвечают, бросают мяч

У волка чьи лапы?

обратно.

У ежа чьи иголки?

У совы чьи крылья?

У белки чей хвост?


Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, ну, а мы подружим наши пальчики". Ма, мо, му, мы, какой одинаковый звук

на, но, ну, ны, какой одинаковый звук

ка, па, та, ма, какой одинаковый звук

VII . Закрепление пройденного материала.

1) Графический диктант. «Шифровка».

Поработаем с вами шпионами. Будем зашифровывать

слова.

- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только

гласные:

- иа, аа, ии

Лиса, кабан, филин.

- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только

согласные:

Дупло, дерево, ветка.

- дпл, дрв, втк.

Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?

Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.

Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит четкость речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.


Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

На уровне слога. Игра «Букводом»

Впиши слоги в пустые окошки, установив закономерность. Прочитай их про себя по порядку слева направо. Прочитай все слоги сверху вниз.

Проверка. Игра «Навигатор»

Я буду называть этаж и подъезд, а вы читайте слог, который там находится.

Слог находится:

на первом этаже, в третьем подъезде;

на третьем этаже, в третьем подъезде;

в первом подъезде, на четвертом этаже;

в четвертом подъезде, на втором этаже;

слог находится слева от слога БЫ;

слог находится внизу, под слогом БУ.


на уровне слова. Игра «Зимняя рыбалка»

Поймать букву, назвать звук, который она обозначает.

Буквы: А, О, У, М, К, С, Л

Составить из букв слова, записать.

На уровне предложения.

Я тоже, задумала слово, которое обозначает название животного, в нем 3 звука, первый звук КЬ последний –Т

Придумайте предложение с этим словом. Одно запишем. У кита усы.

Сколько слов, назовите слова по порядку. Как записываем начало предложения, что ставим в конце?

Записываем, кто уверен-работает самостоятельно, кто боится ошибиться, работает вместе со мной. Найдите слово с мягким согласным. Сделайте схему слова.

Итог занятия. Дифференцированное домашнее задание.

А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о согласных буквах и звуках…

Дыхание свободно в каждой гласной

В согласной прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередование подвластно.

8)Рефлексия. 

 - Что тебе больше всего понравилось на уроке?

- Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…


Поднимите руку тот, кто уверенно различает гласные и согласные звуки и буквы. А, теперь, те, кому нужно еще потренироваться дома, получают домашнее задание.

А, теперь, встаньте, пожалуйста, те, кому понравилось сегодняшнее занятие, и он с удовольствием придет на следующее логопедическое занятие.

Молодцы! Спасибо за работу!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.