Тема: "Предложение" 2 класс
Русский язык №3.1. Базовый учебник: «Русский язык. 2 класс». Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Москва. «Просвещение». 2020г.
Тема: «Предложение»
Класс: 2
Цель урока: создать условия для усвоения знаний о предложении как единице речи.
Задачи урока:
Предметные : Воспроизвести знания учащихся о признаках предложения, учить отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.
Метапредметные :
- ставить учебные цели и задачи; (регулятивные)
получать информацию в результате смыслового прочтения текста; (познавательные)
Личностные: воспитание патриотизма;
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: «открытия» нового знания;
Методы и приёмы : репродуктивный метод, частично - поисковый метод.
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Оборудование: презентация
План и этапы урока:
1.Орг. момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Пожелаем успешной работы в течение урока.
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
2.Этап выявления места и причины затруднения. Целеполагание.
-Ребята, над каким разделом мы начинаем работать? (Мы начинаем изучение нового раздела «Предложение»
-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.(Учебник с.23)
-Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)
-Над какой большой темой мы начинаем работать? (Предложение, у. с.24)
-Как звучит тема урока ?(Что такое предложение?)
Давайте вспомним, что мы знаем о предложении. (Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы)
- Так что же такое предложение?( Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
-Какую цель мы поставим ? (Выяснить, что такое предложение)
3.Этап построения проекта выхода из затруднения.
-Ребята. что нам поможет выяснить, что такое предложение? (работа с учебником)
4.Этап реализации построенного проекта. Работа по теме урока.
-с.24, упр.20
-Прочитайте задание. Ребята, для чего мы будем выполнять это упражнение?(Будем учиться отличать предложение от группы слов, находить главную мысль в предложении)
-Определите , где записано предложение.
-Обоснуйте свой ответ. (Это предложение, так как слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
-Спишите предложение.
-Какое словарное слово встретилось в предложении(Родина)
Чтение стихотворения З. Александровой. (слайд №2)
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
- Ребята, что такое родина?
-Родина-место , где ты родился.
-Родина- отчизна.
Запись слова в тетрадь. Составление предложения со словом родина.
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
-с.24 , упр.21.
-Ребята. для чего мы будем выполнять это упражнение?(Мы будем учиться находить границы предложения; узнаем, о чем сообщается в каждом предложении; будем учиться на письме обозначать начало и конец предложения; будем учиться в устной речи обозначать конец предложения при помощи паузы.)
Дети читают задание, списывают текст, отвечают на вопросы.
-Дети, в чем мы убедились, выполняя это упражнение? (Предложение выражает законченную мысль)
-Работа в парах.
На столах у учащихся карточки с записями. Учащиеся должны прочитать и обсудить, что является предложением, а что набором слов
Картина, лошадь, дорога, малина.
Каждое утро Миша делает зарядку.
Составление предложений по сюжетной картинке (слайд №3)
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
Работа по индивидуальным карточкам.(слайд №4,5)
Выберете предложения на тему «Цыпленок и его мама». Расположите предложения так, чтобы получился текст. «Лишние» предложения зачеркните.
□ Под дубом рос белый гриб.
□ И была у него мама.
□ Жил на свете цыпленок.
□ Ястреб свил гнездо на вершине сосны.
□ Он был маленький.
□ Мама очень любила цыпленка.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
-Спишите полученный текст.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
-Как в устной речи различить предложение? (Интонация)
-Как в письменной речи различить предложение?(Начало предложения с заглавной буквы, в конце – точка) (слайд №6)
9. Самооценка
-Ребята, оцените свою работу в тетради (грамотность и аккуратность) по шкале.(отлично, хорошо, удовлетворительно)
№ | этапы | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг. момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Пожелаем успешной работы в течение урока. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. | | личностные |
2 | Этап выявления места и причины затруднения. Целеполагание | На доске запись: Кот, на, греется, солнышко, Васька. -Что записано на доске? -Почему вы так считаете? -Что мы можем сделать с этими словами? -Какое? -О чём мы будем говорить на уроке? -Ребята, над каким разделом мы начинаем работать? -Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.(Учебник с.23) -Из чего состоит наша речь? -Над какой большой темой мы начинаем работать? (у. с.24) -Как звучит тема урока ? Давайте вспомним, что мы знаем о предложении.
- Так что же такое предложение? -Какую цель мы поставим ? | -Слова. -Записаны через запятую, не объединены общим смыслом. -Составить из них предложение. -Кот Васька греется на солнышке. -О предложении. Мы начинаем изучение нового раздела «Предложение» Наша речь состоит из предложений Предложение
Что такое предложение? Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы… Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Выяснить, что такое предложение | регулятивные |
3 | Этап построения проекта выхода из затруднения. | -Ребята. что нам поможет выяснить, что такое предложение? | работа с учебником | регулятивные |
4 | Этап реализации построенного проекта. Работа по теме урока. | -с.24, упр.20 -Прочитайте задание. Ребята, для чего мы будем выполнять это упражнение?
-Определите , где записано предложение. -Обоснуйте свой ответ. -Спишите предложение. -Какое словарное слово встретилось в предложении Чтение стихотворения З. Александровой. Если скажут слово «родина» Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка скромница И ромашковый бугор… А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток. И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок. - Ребята, что такое родина? Запись слова в тетрадь. Составление предложения со словом родина. | Будем учиться отличать предложение от группы слов, находить главную мысль в предложении Это предложение, так как слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль -Родина -Родина-место , где ты родился. -Родина- отчизна. | Познавательные личностные |
5 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | -с.24 , упр.21. -Ребята. для чего мы будем выполнять это упражнение? -Дети, в чем мы убедились, выполняя это упражнение?
-Работа в парах. На столах у учащихся карточки с записями. Учащиеся должны прочитать и обсудить, что является предложением, а что набором слов Картина, лошадь, дорога, малина. Каждое утро Миша делает зарядку. Составление предложений по сюжетной картинке | -Мы будем учиться находить границы предложения; узнаем, о чем сообщается в каждом предложении; будем учиться на письме обозначать начало и конец предложения; будем учиться в устной речи обозначать конец предложения при помощи паузы. Дети читают задание, списывают текст, отвечают на вопросы. -Предложение выражает законченную мысль -Дети выполняют задание | Познавательные коммуникативные |
6 | Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
| Работа по индивидуальным карточкам. Выберете предложения на тему «Цыпленок и его мама». Расположите предложения так, чтобы получился текст. «Лишние» предложения зачеркните. □ Под дубом рос белый гриб. □ И была у него мама. □ Жил на свете цыпленок. □ Ястреб свил гнездо на вершине сосны. □ Он был маленький. □ Мама очень любила цыпленка. | Дети работают по карточкам | познавательные |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | -Спишите полученный текст. | Дети списывают текст | познавательные |
8 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | -Что такое предложение? -Как в устной речи различить предложение? -Как в письменной речи различить предложение? | Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. -Интонация -Начало предложения с заглавной буквы, в конце – точка | регулятивные |
9 | Самооценка | -Ребята, оцените свою работу в тетради -грамотность и аккуратность) по шкале.(отлично, хорошо, удовлетворительно) | Дети оценивают работу в тетради | регулятивные |
Карточка №1
Прочитайте и обсудите, что является предложением, а что набором слов
Картина, лошадь, дорога, малина.
Каждое утро Миша делает зарядку.
Карточка №2
Выберете предложения на тему «Цыпленок и его мама». Расположите предложения так, чтобы получился текст. «Лишние» предложения зачеркните.
□ Под дубом рос белый гриб.
□ И была у него мама.
□ Жил на свете цыпленок.
□ Ястреб свил гнездо на вершине сосны.
□ Он был маленький.
□ Мама очень любила цыпленка.
-Спишите полученный текст.
14