Технологическая карта урока 2 класс по теме «Предложение. Повторение»
Конкурс педагогического сообщества «Моё образование» «Технологическая карта урока»
Кузнецова Ирина Александровна
учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 города Кузнецка Пензенской области
Технологическая карта урока
Предмет (направление внеурочной деятельности) |
Русский язык |
Класс |
2 |
Тема |
Предложение. Повторение |
Цель |
Систематизировать знания о предложении (выражения мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме) Задачи образовательные: - обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении; -закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте. -проверить сформированность понятий: слово, предложение, текст; - развивать умение выделять главные и второстепенные члены предложения. развивающие: - способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления) -формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания) - расширение кругозора и обогащение речи; воспитательные: - прививать интерес к предмету; - воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах |
Технология построения урока (занятия) |
ТРИЗ, проблемно-диалогическая технология, ИКТ – технологии |
Прием (приемы) ТРИЗ-технологии |
«Системный лифт», «Элемент-Имя признака -Значение признака», «Системный оператор» |
Планируемые результаты |
|
Предметные Знать: – понятие «предложение», его признаки; Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложение; составлять и записывать предложения Метапредметные Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: -ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия ; -осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Познавательные УУД: -Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. -Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в --сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа. |
Книгопечатная продукция учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска Оборудование: раздаточный материал, презентация |
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ι. Организационный этап. |
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: развиваем умение взаимодействовать с учителем во время приветствия, слушать и понимать других. |
Слайд 1 Эпиграф к уроку «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив. певуч, выразителен, гибок, ловок, вместителен ». А.И.Куприн -Прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей, взаимопонимания. - Откройте рабочие тетради запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите Классная работа. (учитель пишет на доске) [ ч, и т в, о р т а й, а м а й, а ] К л а с с н а я р а б о т а. -Что странного увидели в моей записи? -С какой целью я это сделала? |
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия Касаются ладошками друг к другу и желают себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей, взаимопонимания. -Первое предложение написано транскрипцией, а второе отдельными буквами буква звук -Звук на письме обозначается буквой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация |
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы со схемами, прогнозировать предстоящую работу (составлять план) |
1.«Системный лифт» 2.Словарная работа(Слайд 2) На доске написаны слоги: ка ба со бей ро во яц за ведь мед -Что это ? -А для чего нужны слоги? -Какие слова получились? -Записываем с комментированием -Продолжаем подниматься по лифту - А для чего нужны предложения в речи? Кто догадался, какова тема урока ? |
Дети составляют «Системный лифт» -Слоги -складывать слова Делают запись: собака, воробей, заяц, медведь -Связываем слова по смыслу и получаем предложение. -Чтобы выражать мысли и чувства -Предложение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других. |
-Какие учебные задачи ставим на этом уроке? слайд 3 -Какое же задание можно предложить со словарными словами?
- Запишем предложение и подчеркнём опасные места. |
Составлять и записывать предложения Выражать свои мысли при помощи предложений Повторять и систематизировать знания о предложении Составить предложение Дети составляют предложения, записывают с комментированием ( взаимопроверка) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. |
Повторение с контролем -Что же такое предложение? -Какие вопросы можно задать по нашей теме? Работа с метамоделью « Элемент-Имя признака-Значение признака» Слайд 4
-Как вы думаете всё ли учли, все ли вопросы задали ,составляя метамодель? -Тогда в путь к новым открытиям! |
Работают в группах. Игра «Вертушка» ( каждая группа составляет по 2 контрольных вопроса и по принципу «вертушка» другие группы отвечают на них. Затем все проверяется и вносятся таблицу уже с ответами.(Слайд 5)
-Наверное, нет. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Физминутка |
-Я буду читать фразы. Если это предложение то вы, встаете, руки в стороны, если нет – сидите, руки вверх. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа |
Предметные: Систематизировать знания о предложениях. Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания \ незнания); находить ответы на вопросы, используя схемы Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
-Ребята, я тоже составила предложения (Слайд 6) Собака летает. Сорока лает. -Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение? – Составьте свои предложения. – Что же вы сделали, чтобы предложение «ожило»? – Как можно проверить, что слова связаны между собой? |
а) Поменять местами слова летает и лает б) Подобрать другие слова гавкает и порхает соединить их. Собака громко лает. Сорока летает в поисках пищи. – Связали, соединили слова по смыслу. Задать вопросы от одного слова к другому. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные: умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
|
– Попробуйте установить связь между словами. – С каких слов нужно начать? -Используя кластер, разберите предложение по членам – Сделайте вывод: как слова связаны в предложении? -Что можно добавить в нашу метамодель?
|
Используя кластером, разбирают предложение
-Кто? собака что делает? лает как? громко -Слова в предложении связаны по смыслу Заполняют таблицу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Коммуникативные УУД: Оформление устной и письменной речи в форме текста. Умение работать в группе. |
Закрепление Упр.254 учебника Работа в группах. (Каждой группе свой набор слов) -Я захотела тоже поделиться с вами своими мыслями. Вот они. (Слайд7) -Помогите мне, составьте и запишите предложения. 1)долгожданный, тёплый, май, наступил 2) зазеленела, на, травка, лугах. молодая 3) день, песня, слышна, зяблика, звонкая ,весь 4)загудели, пчёлы, трудолюбивые 5)душистый, ульи, цветов, они, дар ,понесут, в 6) Фёдор, пчёл, дедушка, и, ухаживает, любит, за ними. 7)за, мёдом, это, они, его, ароматным ,благодаря -Что получилось? -Как догадались? Подробно о тексте поговорим на следующем уроке .- Итак, чем мы пользуемся в речи, чтобы передать друг другу свои мысли? |
Выполняют упражнение с полным синтаксическим разбором предложения. Взаимопроверка, самооценка Работают в группах Звучат правильно составленные предложения. Наступил долгожданный тёплый май. На лугах зазеленела молодая травка. Весь день слышна звонкая песня зяблика. Загудели трудолюбивые пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дедушка Фёдор любит пчёл и ухаживает за ними. За это они благодарят его ароматным мёдом. -текст - Предложения объединены одной темой Выражаем мысли и чувства через ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТЕКСТ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познаватель ные УУД: Систематизировать сведения о предложении как единице речи. Регулятивные УУД: Коррекция результатов |
Составление «Системного оператора» -Подведем итог. Зачем же мы проделали такую огромную работу? -Давайте вспомним, как мы пришли к понятию «предложение» -Какой признак предложения самый главный? -Конечный результат: в прошлом, настоящем и будущем?
|
Поясняют (едут на «лифте») Пользуясь, метамоделью «Элемент-Имя признака -Значение признака» отвечают на вопрос. Это сначала небольшие предложения. (речь маленьких детей),затем мини-сочинения(речь школьника- подростка),рассказы, книги для широкой аудитории |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения |
-Вспомните эпиграф нашего урока(слайд 1)
-Чтобы русский язык был таким, нам предстоит ещё многому научиться. |
«Русский язык в умелых руках и опытных устах - - красив, певуч, выразителен, гибок, ловок, вместителен ».(А.И .Куприн) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V.Этап рефлексии учебной деятельности |
Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные УУД: регулятивные: осуществ лять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
- Какую тему закрепляли? - Какие цели мы перед собой ставили в начале урока(?Слайд 3) - Всё ли удалось нам на уроке? - Какие задания вызвали у вас затруднения? Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал … Я научился … |
-ПРЕДЛОЖЕНИЕ Выражать свои мысли с помощью предложений Составлять и записывать предложения. Высказывают свои мнения Составление лесенки-самооценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI.Домашнее задание |
Возьмите приставку из слова «предвестник», корень-из слова «сложить», суффикс-из слова «умножение», окончание из слова-«яблоня. Получится слово - «предложения». А домашнее задание будет таким: составьте несколько предложений на тему: «Весна.» |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Федорова Людмила Ивановна
Кузнецова Ирина Александровна