"Измерение площади с помощью палетки"
ТЕМА УРОКА: «ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОЩАДИ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ ПАЛЕТКИ» Цель урока: познакомить учащихся с новым способом измерения площади геометрических фигур. Задачи урока: образовательные: познакомить с инструментом палетка и научиться им пользоваться; вывести алгоритм нахождения площади разных геометрических фигур с помощью палетки; повторить тему «Площадь»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ. РАЗВИВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ САМООЦЕНКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.
Оборудование: учебник математики А.Л.Чекин 3 класс 2 часть; карточки, раздаточный материал, палетка, презентация к уроку, компьютер, экран.
Тип урока: комбинированный. Формы урока: работа в паре, групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный (беседа, объяснение) практический репродуктивный (выполнение по алгоритму) проблемно-поисковый метод стимулирования оценочная деятельность наглядный
Педагогические технологии: 1.Здоровьесберегающие; 2.Продуктивные ( Сингапурские «МИКС ФРИЗ ГРУП,СТЕ ЗЕ КЛАСС, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД») 3.Технология сотрудничества; 4.Технология проблемного обучения; 5.Информационно- коммуникативные.
СТРУКТУРА УРОКА. 1.Организационный момент (1 мин.) 2.Актуализация опорных знаний (5 мин.) 3.Сообщение темы и составление плана урока (2 мин.) 4. «Открытие» новых знаний. Практическая работа (20 мин.) 5.Физ. минутка (5 мин.) 6.Обобщение и закрепление новых знаний (8 мин.) 7.Итог урока. Рефлексия (3 мин.) 8.Домашнее задание (1мин.)
1.Организационный момент (1мин.) Микроцель: проверить готовность обучающихся к уроку, настроить их на урок. Методы: словесный, оценочная деятельность. Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Настраиваются на работу , приветствуют учителя и партнеров по работе, работают с листом самооценки.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (5 МИН.) Микроцель: актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод стимулирования. Деятельность учителя Деятельность учащихся Предлагает выполнить индивидуальное задание каждой группе на карточке, контролирует процесс работы групп. Выполняют задание на карточках, готовят защитное слово каждой группы.
1. СУММА ДЛИН СТОРОН ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ 2. ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ ОТРЕЗКА 3. ПРАВИЛО, ЗАПИСАННОЕ С ПОМОЩЬЮ БУКВ 4. ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ. 5. АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ П Е Р И М Е Т Р Л И Н Е Й К А Ф О Р М У Л А Щ Р А С С Т О Я Н И Е Д Е Л Е Н И Е ь
1) ШИРИНА 1) ШИРИНА 2) ДЛИНА 3) ОВАЛ 4) КВАДРАТ 5) СМ 6) a · b 7) КРИВАЯ ПАЛЕТКА
1) 1 м 15 см 1) 1 м 15 см 2) 1 м 35 см 3) 2 м 4) 3 м 5) 3 м 17 см 6) 18 м 7) 32 м ПЛОЩАДЬ
Словарная работа Палетка – прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры.
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА УРОКА (2МИН.) Микроцель: поставить перед учениками учебную задачу, решение которой потребует активного применения имеющихся знаний; сформировать мотивацию к поиску информации. Методы: словесный, проблемная ситуация. Деятельность учителя Деятельность учащихся Создает проблемную ситуацию Предлагают свои варианты решения, выводят тему урока и составляют план урока.
4. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (20 МИН.) Микроцель: организовать практическую работу учащихся, вывести алгоритм работы с палеткой. Методы: словесный, наглядный, практический. Деятельность учителя Деятельность учащихся Предлагает вспомнить всю информацию по теме «Площадь», используя прием критического мышления «СТЕ ЗЕ КЛАСС», найти площадь прямоугольников 2 способами ( по формуле, с помощью палетки) Работают самостоятельно и в группе, находят информацию в учебнике.
5. ФИЗ. МИНУТКА (5 МИН.) «МИКС ФРИЗ ГРУПП» ( под музыку группируются в зависимости от ответа.
6.ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (8 МИН.) Микроцель: вывести алгоритм вычисления площади геометрических фигур разной формы с помощью палетки. Метод: словесный, практический, репродуктивный, проблемно- поисковый. Деятельность учителя Деятельность учащихся Создает проблемную ситуацию, координирует практическую работу в группах, анализирует работу в группе, помогает делать выводы. Предлагают пути решения проблемы, анализируют работу в группе, готовят защиту групп.
На какие группы можно разбить данные фигуры? На какие группы можно разбить данные фигуры?
АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПРИ ПОМОЩИ ПАЛЕТКИ: 1. Наложить палетку на фигуру. 2. Сосчитать число а целых клеток внутри фигуры. 3. Сосчитать число b клеток, входящих в фигуру частично. 4. Сосчитать приближённое значение площади. S≈а+b:2 (если число b нечетное, то увеличить или уменьшить его на 1)
«КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД»(ОПРОСИ, ОПРОСИ, ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧКАМИ) Микроцель: систематизировать знания по теме «Площадь. Измерение площади при помощи палетки» Методы: словесный. Вопросы Ответы Что такое квадрат? Прямоугольник с равными сторонами Как найти площадь прямоугольника? Длину умножить на ширину. Как найти площадь фигуры с помощью палетки? Неполные квадраты разделить на 2 и прибавить полные квадраты. Назови единицы площади. Квадратные метры, дм, см, мм. Назови формулу площади квадрата. S= a*a
7. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (3МИН.) Микроцель: дать оценку достижений цели урока через самоанализ деятельности учащихся. Метод: словесный, метод оценочной деятельности. Деятельность учителя Деятельность учащихся Подводит итог, проводит рефлексию. Работают в листах самооценки, анализируют свою работу в группе.
ИТОГ УРОКА Сегодня я узнал… Сегодня я научился… Хочу похвалить себя…
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1МИН.) Микроцель: отработать 2 способа нахождения площади геометрических фигур. Методы: словесный, практический, репродуктивный. Деятельность учителя Деятельность учащихся Дает рекомендации по выполнению домашнего задания Слушают, задают уточняющие вопросы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ксерокопия листа рабочей тетради № 92. Находите площади данных фигур, используя 2 способа решения. Записи делаете в рабочей тетради.
Формируемые УУД Познавательные УУД 1. Познакомить учащихся со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки. 2. Развивать умение использовать способы решения проблем поискового характера. 3. Совершенствовать вычислительные навыки при решении задач. Коммуникативные УУД 1. Учить формулировать собственное мнение и позицию. 2. Развивать умение сотрудничать и работать в группе; паре. Регулятивные УУД Учить принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Оценивать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Личностные УУД Формировать положительное отношение к познавательной деятельности. Участвовать в творческом, созидательном процессе. Осваивать новые виды деятельности
СОПРОВОЖДЕНИЕ СТЕНДОВОГО УРОКА. Слайд 8. Стих. Я рада Вас приветствовать на уроке математики. Предлагаю и вам, ребята, поприветствовать друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу – пожмите друг другу руки. (МЭНЕДЖ МЭТ) Что вы сегодня ждете от урока? Возьмите листы самооценки и оцените себя по 1 пункту от 1-5.
Лист самооценки Лист самооценки ученика (цы) ____ класса Критерии Мои комментарии Оценка (1-5 баллов) Готовность к уроку Активность на уроке Личный вклад в работу группы
СЛАЙД 9 У вас на столах карточки. Ваша задача составить слово. Работайте в группах. Время 5 минут. 1,3 группы– Кроссворд (Площадь) 2,4 группы– Найди лишнее слово. Составь новое слово.( Палетка) 5 группа- Расположите ответы в порядке возрастания, расшифруйте слово.(Площадь)
«ХАЙФ ФАЙФ» - тишина. Защита групп. Все ли слова вам понятны? ( Нет) Как вы думаете, что такое палетка? Я предлагаю обратиться за информацией к учебнику. Страница 60 № 167. Что такое палетка? Найдите ее на парте. Как можно связать слова площадь и палетка? Кто догадался, какова тема урока? (Измерение площади с помощью палетки) Какие задачи поставим себе на урок? 1.Научиться находить площади фигур с помощью палетки. 2. Повторить пройденный материал. Это и будет планом нашего урока.
Предлагаю вспомнить всю информацию по теме: «Площадь». Работаем в тетради. « СТЕ ЗЕ КЛАСС»- перемешай класс (собери больше мнений в классе) В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. За 30 секунд ребята должны собрать ответы на данный вопрос у детей из других групп. Ответы записываются ниже после черты, если ответ совпал, то ставится крестик. Затем проверка ответов. (1 группа участник 2)
Работа с геометрическими фигурами. 1,3,5 группа – прямоугольник. 2, 4 группа – квадрат. Что за фигуры у вас на парте. Что их объединяет? Чем отличаются? Найдите площади этих фигур. Решение запишите в тетради. Защита групп. Чем руководствовались? (формулой)
СЛАЙД 15 Ребята, а как еще можно было узнать площадь фигур? Работа с учебником стр. 60 № 168. Как следует расположить палетку, чтобы измерить площадь фигуры? Измерьте площадь квадрата и прямоугольника с помощью палетки. Данные запишите в тетрадь. ( Проверка группа 3 ученик номер5) Какие существуют способы нахождения площади геометрических фигур? ( по формуле и с помощью палетки)
СЛАЙД 16 «МИКС ФРИЗ ГРУП» (Под музыку группируются в зависимости от ответа) Сколько лапок у 3 цыплят?(6) Сколько крыльев у 5 гусят? (10) Сколько пяточков у 6 поросят? (6) Сколько рожков у 4 козлят? (8)
Работа с геометрическими фигурами разной формы. Возьмите красную фигуру. Что за фигура? (Многоугольник) Найдите площадь данной фигуры. Что будете использовать? (палетку) Что заметили? ( Не все квадраты полностью укладываются) Что будем делать? ( Считать полные квадраты, неполные делить на 2 и результаты сложить) Слайд с алгоритмом вычисления площади фигур. Говорят так: площадь фигуры приблизительно равна … Где в жизни могут встретиться предметы, в основе которых лежат кривые линии? Слайды (20-22)
СЛАЙД 17 Найдите площади фигур. Вычисления запишите в тетради. Пользуйтесь алгоритмом. 1,3,5 группы – зеркало. 2,4 группы – бассейна. Защита групп.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме). Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами. Тест по теме: « Площадь. Измерение площади фигур при помощи палетки». Оцените свою деятельность на листке самооценки по двум следующим пунктам личный вклад в работу группы и активность на уроке.