Родительское собрание с элементами тренинга «Мудрость родительской любви»
Тема: родительское собрание с элементами тренинга «Мудрость родительской любви»
Подготовила и провела: учитель Анпилогова Л.Н.
Форма проведения : мастер-класса
Цель: - установить с родителями наших воспитанников доверительные отношения, продуктивный диалог «семья-школа».
- создать условия, способствующие совершенствованию профессиональный опыт педагогов
Участники: родители 3 класса
Задачи:
-создать атмосферу сотрудничества в общении с родителями;
- выявить опыт родителей по воспитанию своих детей, уточнить смысл понятия « родительская любовь»
-познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами в воспитании детей в семье
Оборудование: Плакат с высказываниями о воспитании, мультимедийный проектор, настенный экран, " кирпичики" - прямоугольники из цветной бумаги.
Лев родится львом, львом и останется.
Человек родится человеком – человеком может стать.
В.Г.Белинский
( Цитата на плакате)
Ход собрания:
1.Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители. Нашу встречу я хотела бы
начать со слов : родительская любовь по определению должна быть безусловной и не требовать никаких подпиток. То есть родители любят своих детей ни за успехи или хорошее поведение, а за сам факт их появления на этот свет. Однако и здесь есть некоторые важные моменты: например, слишком сильная любовь может сделать родителей слепыми к распущенности и эгоизму ребенка, которому никогда ничего не запрещали. Здесь и возникает вопрос: что же такое мудрая родительская любовь?
К сожалению, многие родители низко мотивированы к посещению родительских собраний, да и при посещении собраний занимают пассивную позиции слушателя.
Цель любого классного руководителя, в том числе и моя, - установить с родителями наших воспитанников доверительные отношения, продуктивный диалог «семья-школа».
Не вините детей за мгновенья печали,
Им простите скорей, если в жизни упали,
Поднимите любя и о них помолитесь...
Это – ваше дитя. Только не отвернитесь.
Не теряйте детей – это ваша семья,
Нет ведь в жизни милей, чем родное дитя.
Лишь отец или мать могут сыну помочь,
И "прощаю" сказать, приласкав свою дочь.
Не гоните детей за ошибки их прочь,
Помогите скорей, если нужно помочь.
Пусть родительский дом им подарит приют,
Их согреет теплом, и они все поймут.
Сегодня я проведу мастер-класс родительского собрания. Вам предстоит разделиться на группы по цвету прямоугольников.
Родители выбирают прямоугольники разного цвета и делятся на группы.
Основная часть мастер-класса
Каждый ребенок еще в детстве понимает, что такое семья. Семья – это окружающие его люди, которые проявляют чувства любви и ласки к нему. Под влиянием семьи происходит формирование отношений к будущей жизни, а также закладываются те или иные семейные ценности.
В 1 классе к нам приходит много детей педагогически запущенных, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему? Причин много: ( Слайд 1.)
слабое общее развитие;
дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
конфликтные ситуации в семье;
один ребенок в семье, неполноценное общение;
чрезмерная любовь к своему чаду.
Отсюда и ошибки в воспитании.
Воспитание собственного сына, дочери – важнейшая деятельность гражданина, его гражданский долг (Конституционная обязанность).
Тренинг « Губка»
– Что за предмет у меня в руке? (губка)
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (хорошо впитывает жидкость).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
Итак, мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
( Просмотр презентации)
Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Воспитание – питание души. Это тонкий и гибкий процесс. Я не зря обратила внимание на общность этих слов. Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство. ( Слайд 2.)
Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей. ( Слайд 3.)
Самый эффективный метод воспитания – родительская любовь. Что значит любить ребёнка? Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности... (Слайд 4.)
Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» - говорил А.М.Горький).
-Как , уважаемые родители, вы понимаете это высказывание?
( Рассуждения родителей)
Самое главное, чтобы она была мудрой. В.А. Сухомлинский писал: «Там, где нет мудрости родительской любви, там любовь отца и матери уродует детей».
Тема нашего собрания «Мудрость родительской любви». Сегодня мы вместе с вами построим дом, в котором живет любовь. ( Слайд 5.)
Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его личностью, не знает понятий «нельзя», «надо». Ребенок не знает своего долга перед родителями, не умеет трудиться. Он не видит других людей с их желаниями и потребностями. У таких детей твердо складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и людям уже тем, что он просто живет на свете. ( Слайд 6)
Работам в группах. Сейчас я вам раздам « кирпичики», из которых вы будете строить дом. Каждая группа должна выбрать один из них. Выбирайте. На обратной стороне кирпичиков записаны задания для каждой группы. (Раздаются «кирпичики» с надписями «мудрость», «понимание», «любовь», «дружба», «находчивость». Дается 1-2 минуты на обдумывание ответов. Ответы записываются под названиями кирпичиков.
Родители, ослепленные своим чувством к ребёнку, подобны человеку с завязанными глазами: они не в состоянии видеть в нём «свет» и «тени». И, так как эти родители всегда склонны идеализировать любимое дитя, они видят в нём только «светлые» качества.
Поработаем над этой проблемой, уважаемые родители.
1 группа (зеленые прямоугольники)
Будет закладывать фундамент нашего дома. 2 группа и 3 группы (желтые и оранжевые прямоугольники)
Будет строить стены нашего дома и разработает «Правил разумной любви».
4 группа (синие прямоугольники)
Возводит крышу нашего дома, расскажет о том, как открыть свою любовь ребенку.
Ответ группы сопровождается показом иллюстраций, выводом: к чему приведет такая любовь?
Деспотическая
У ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность.
Действенная
Ребенок чувствует себя в безопасности, развивается как личность. В жизни такие дети успешные, творческие, активные.
Любовь-откупа
Ребенку будут совершенно незнакомы сострадание, милосердие. Став взрослыми и строя свои взаимоотношения с другими людьми, дети будут выбирать ложные ценности (деньги, материальные блага).
Любовь умиления
Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его личностью, не знает понятий «нельзя», «надо». Ребенок не знает своего долга перед родителями, не умеет трудиться. Он не видит других людей с их желаниями и потребностями. У таких детей твердо складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и людям уже тем, что он просто живет на свете.
Учитель: Уважаемые родители, какой же тип родительской любви выберите вы для себя? Думаю, ответ очевиден.
«Темных» пятен в воспитании у родителей со слепой любовью к ребёнку очень много. Неумение же видеть недостатки своих детей делает таких родителей педагогически бессильными. Ведь воображаемый ребёнок и реальный не совпадают по своим достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе к нему, увы, не тот.
Я предлагаю вам выполнить упражнение. Оно называется « Теплота родительского сердца».
1. Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, форму сердечка, напишите на нем своё имя. Теперь от этого символа рисуйте поочередно маленькие сердечки, отвечая на вопрос « Какие сигналы даёт моё сердце ребёнку?» Пожалуйста, работайте, у вас три минуты!
2. Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах, все ваши достоинства.
На доске у меня фигурки детей , прикрепите свои сердечки к ним.
А сейчас разыграем ситуацию «Я запрещаю!»
Один родитель в роли ребенка. Ребенок сидит на стуле, родители выходят по одному и, проговаривая фразу, завязывая ту часть тела, к которой относится запрет.
Например, я запрещаю тебе болтать без остановки….
Затем ребенку предлагается встать.
Вывод: Под бременем запретов ребенок оказывается «связанным по рукам и ногам». Он не может полноценно жить!
« Посади цветок около дома»
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова, которыми вы называете своего ребенка.
Обратите внимание на плакат: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». «Ребенок-это человек, и у него есть имя. В общении нет места оскорблениям и обидным выражениям».
Итак, как открыть ребенку свою любовь.
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте «добрые домашние прозвища», рассказывайте сказки, пойте колыбельные. И пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
Обнимайте чаще своих детей. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он успокоился.
Любите своих детей, но мудрую любовью.
Учите их анализировать свои ошибки в поведении.
В разговоре всегда смотрите в глаза, чтобы в них ребёнок видел всю вашу любовь, заботу и внимание.
Анализ трудных ситуаций.
Родители распределяются на пары-тройки для обсуждения различных ситуаций, предложенных в карточках.
Примеры ситуаций:
1) Сын часто включает на полную катушку музыку, что вас безмерно раздражает. Как быть?
2) Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, одежда в беспорядке, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?
3) Дочь в последнее время стала себя плохо вести. Грубит, демонстративно не слушается, отдалилась. Отчуждение мучает вас. Как себя вести?
4) Сын стал проявлять агрессивность, дерется со сверстниками, дерзит вам, разбил тарелку, обзывается. В чем причина агрессии ребенка?
Упражнение «В чем ошибка?».
Учитель. Я зачитаю вам фразы, в которых есть неточности. Определите, в чем ошибка, и напишите ваш вариант ответа.
1) «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»
2) «Я хочу, чтобы ты немедленно убрала ванную. Приступай».
3) «Ты не пойдешь играть на улицу, пока не уберешь комнату».
4) «Я не разрешаю тебе играть в снежки. Ты простудишься».
Тренинг «Этажи»
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на втором этаже - обычные товары средней цены и качества;
- на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Обсуждение: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. А может быть, с его помощью воплотим свои несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает.
Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваши, дети не исключение. В них есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить. И ваша задача принять своего ребенка, без каких либо условий, такого, какой он есть.
Учитель: Послушайте притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Итог собрания.
Решение родительского собрания: Принять к сведению информацию о способах проявления родительской любви к ребенку, оценивая ее значимость, положительные и отрицательные стороны в процессе воспитания детей.
Родителям в общении с детьми использовать постоянное внимание и проявление любви.
Родителям выполнять права и обязанности по отношению к воспитанию детей.
Рефлексия:
Учитель: Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ
Родитель: Семья – это радостный детский смех.
Семья – то, что в жизни нам дарит успех!
Пусть будут опорой друг другу родные,
И пусть всех минуют несчастья любые!
Учитель : вручаю вам памятки,
Выучите их и применяйте в воспитании своих детей.
Памятка для родителей ученика.
1. Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними.
2. Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой опрятностью и дисциплиной детей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.
3. Примерный режим дня. Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие.
4. Учитывайте интересы детей, организуйте разумное удовлетворение их интересов. Не пренебрегайте ими, а пользуйтесь как средством внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте чтение, интерес к театру, пению, музыке, рисованию, радио, технике, природе, шахматам, танцам, физкультуре, к разным практическим работам.
5. Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок, старайтесь объяснить неправильность его поступка. Не забывайте, что ребенок имеет право на ошибку.
6. Не реже одного раза в месяц посещайте школу. Узнавайте о поведении и успехах своих детей. Общайтесь с классными руководителями.
7. Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии учащихся. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителю. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.
Литература и источники сети Интернет:
1.Воспитательная работа в семье и образовательном учреждении: практические
материалы. // Начальная школа. - 2008. - No 5. - С.1-31
2.Работа классного руководителя с родителями по семейному воспитанию
обучающихся. Методическое пособие (издание ТОГИРРО).
http://portfolio.nn199mdou.edusite.ru/p25aa1.html
https://infourok.ru/netradicionnie-formi-provedeniya-roditelskih-sobraniy-v-dou-3008680.html