План «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад №31 «Крепыш»
Тема самообразования: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма
».
Выполнила воспитатель первой категории:
Просвирякова Наталья Петровна
Инта 2021
Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в развитии нравственно-патриотических чувств дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории и культуре родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.
Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.
В своей педагогической деятельности по формированию патриотизма, в соответствии с государственной парциальной образовательной программой «Детям о Республике Коми» / Авторы-составители: Остапова З.В., Рудецкая М.В., Набиуллина И.Н., Чудова Т.И. определила следующие задачи:
- Формирование представлений об окружающем мире:
-о культуре коми народа, его традициях, творчестве - о культуре с родного города.
2. Формирование эмоционально-положительных чувств детей к окружающему миру: – любви и привязанности к своей семье и дому; - интереса к родному городу;
- уважение к культуре и традициям коми народа;
- восхищение народным творчеством;
3. Формирование отражения к окружающему миру в деятельности как:
- труд;
- игра;
-продуктивная деятельность;
- познавательная деятельность
4.Взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь ДОУ.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Начало работы над темой: сентябрь 2021 года
Окончание работы: май 2024 года
Этап, срок реализации | Содержание работы | Форма отчета |
1 этап организационно – ознакомительный. 2021-2022 | 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания. 3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам: | 1. Список библиографии. 2.Оформление папки по самообразованию.
|
• Я ЖИВУ В КОМИ (город инфраструктура). | Альбом улиц города, достопримечательностей города Инты | |
• СВОЙ ДОМ КАЖДОМУ ДОРОГ. (Внутренняя планировка коми избы) | Макет коми избы, Дидактическая игра «Коми изба» | |
• МАСТЕРСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА: ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ВЫШИВКА, ВЯЗАНИЕ. | Альбом «Мастерство дороже богатств» Таблицы – схемы « Как рубашка в поле выросла» Интерактивная игра «Путешествие в прошлое одежды» | |
• ТРАДИЦИОННА КОМИ ОДЕЖДА. | Альбом «Национальная одежда коми» Раскраски «Национальная одежда коми» Игра «Что хранится в бабушкином сундуке?» Выставка детского творчества | |
• ПОСМОТРИ, КАК КРАСИВ ИЗ ОРНАМЕНТОВ КОМИ УЗОР | Альбом «Коми орнамент», альбом «Коми орнамент на изделиях декоративно-прикладного искусства» Выставка детского творчества «Праздничная скатерть» | |
• ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ КУХНЯ | Совместное изготовление альбома «Любимые блюда коми» Игра «Угадай продукт» Выставка детского творчества «С пылу - жару из печи» | |
• ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ | Альбом «Чудо - дерево» Интерактивная игра «Посуда и кухонная утварь» Выставка детского творчества «Такая разная посуда» | |
• ДАВАЙ ПОИГРАЕМ! | Совместная детско - родительская деятельность по пополнению Коми уголка в группе | |
4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы) |
| |
2 этап – основной 2021-2022 | 1.Внедрение в работу подготовленного материала. • Практическое применение наработанных материалов с детьми. • Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. | 1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях. 2.Конспекты ООД. 3.Консультации для родителей по данной теме. 4.Папки передвижки. |
3 этап – заключительный 2021-2022 | 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. 2. Самоанализ педагогической деятельности. 3. Обобщение и распространение педагогического опыта. | 1.Создание презентации о проделанной работе. |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2021 – 2022 учебный год.
Средняя группа.
Месяц | Тематические блоки | Тема занятий | Программные задачи |
Октябрь | Я ЖИВУ В КОМИ | «Моя семья» | Дать детям понятие о семье. Рассказать о значении дома, что у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей |
«Родной город» | Познакомить детей с понятием «город», познакомить с понятием «село», уметь сравнивать. | ||
«Улицы города» | Дать понятие «улица», помочь запомнить название улицы, где находится детский сад | ||
Ноябрь | СВОЙ ДОМ КАЖДОМУ ДОРОГ | «Коми изба» | Дать детям элементарное представление о бревенчатом доме. Рассказать, как он выглядел, что в нем находилось. Закрепить части дома( крыша, стены, окна, крыльцо). |
«Внутреннее убранство» | Познакомить детей с тем, что находилось внутри дома, Рассказать о внутренней планировке: красный угол, большая печь, деревянный стол, лавки, люлька. Формировать образ коми дома через наполняющие его вещи. | ||
Декабрь | МАСТЕРСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА: ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ВЫШИВКА, ВЯЗАНИЕ. | «Одежда» | Познакомить детей «одежда», объяснить детям, что раньше люди шили одежду из ткани, которую делали сами. |
«Ткань» | Дать понятие ткань, определить с детьми особенности ткани, ее виды. Активизировать деятельность детей по самостоятельному обследованию, сравнению образцов тканей. | ||
«Нитка» | Дать понятие «нитка», «прясть»,рассказать и показать как пряли коми женщины .познакомить детей с рабочими инструментами пряхи: веретено, прялка. Объяснить их значение. Из чего изготавливали прялку, как украшали. | ||
«Вязаные изделия» | Познакомить вязаными изделиями,(чулки, носки, варежки). Обращать внимание на узор (орнамент) | ||
Январь | ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ ОДЕЖДА. | «Женские и мужские костюмы» | Познакомить с женским традиционным костюмом: рубаха, сарафан, передник, поясок, чулки, обувь, на голове – лента. Познакомить с мужским традиционным костюмом: подпоясанная рубаха навыпуск, штаны, заправленные в сапоги или узорные чулки, обувь. |
Игра «Что хранится в бабушкином сундуке?» | Закрепление деталей коми костюма. | ||
Февраль | ПОСМОТРИ, КАК КРАСИВ ИЗ ОРНАМЕНТОВ КОМИ УЗОР | «Изделия коми» | Познакомить детей с изделиями коми прикладного \ искусства, которые украшены коми орнаментом, любоваться их красотой |
«Орнамент» | Познакомить с понятием «орнамент». Рассматривать с детьми изделия украшенные коми орнаментом. | ||
Рисование «Бабушкин сундучок» | Познакомить с орнаментом «следы», учить рисовать косые линии. Вызвать интерес. | ||
Аппликация «Украсим шарф коми орнаментом» | Познакомить с орнаментом «Снежинка». Развивать умение делать аппликацию на полосе из готовых форм. | ||
Март | ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ КУХНЯ | «Блюда коми народа» | Дать понятие «блюдо». Объяснить детям, что у каждого народа есть свои любимые блюда. Познакомить детей с коми блюдами, такими как каши, супы, мясные и рыбные блюда выпечка, блюда из овощей, грибов и ягод. Обратить внимание, что у коми народа были всегда простые, но полезные продукты. |
«Хлебобулочные изделия» | Познакомить детей с разнообразием коми национальных хлебобулочных изделий: пироги, колобки ,рыбники ,шаньги. Подчеркнуть необходимость бережного отношения хлебу. | ||
Лепка «Пирог», «Коми шаньги» | Закреплять знания о коми национальных блюдах. Учить детей лепить пирог, использую соленое тесто. Вызвать интерес | ||
Апрель | ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ | «Посуда»
| Закрепить понятие «посуда», познакомить детей о том, что раньше коми сами изготавливали посуду из разных материалов: резали из дерева, делали из бересты, лепили из глины. Показать детям материал , из которого сделаны изделия: бересты, кусок древесины, глины. |
Лепка «Горшки» | Закрепить знания о коми посуде, познакомить со свойствами глины, учить детей лепить горшки. |