12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Просвирякова Наталья Петровна39
1

Тема самообразования: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                    «ЦРР – детский сад №31 «Крепыш»



















Тема самообразования: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма

».





Выполнила воспитатель первой категории:

Просвирякова Наталья Петровна











Инта 2021                                                                                                                                         

Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

         В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в развитии  нравственно-патриотических чувств дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории и культуре родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

          Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.

Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный,  долговременный  процесс,  который  должен  осуществляться ненавязчиво  и  постоянно.  Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство  любви  к  малой  Родине.  Именно пробудить, а не навязать, так как в основе  патриотизма  лежит  духовное самоопределение.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.

В своей педагогической деятельности по формированию патриотизма, в соответствии с государственной парциальной образовательной программой «Детям о Республике Коми» / Авторы-составители: Остапова З.В., Рудецкая М.В., Набиуллина И.Н., Чудова Т.И. определила следующие задачи:

  1. Формирование представлений об окружающем мире:

-о культуре коми народа, его традициях, творчестве                                                                - о культуре  с родного города.

2. Формирование эмоционально-положительных чувств детей к окружающему миру:                                                                                                                                                     – любви и привязанности к своей семье и дому;                                                                             -      интереса к родному городу;

- уважение к культуре и традициям коми народа;

- восхищение народным творчеством;                                                                              

3.  Формирование отражения к окружающему миру в деятельности как:

- труд;

- игра;

-продуктивная деятельность;

- познавательная деятельность

4.Взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь ДОУ.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.   

Начало работы над темой:  сентябрь 2021 года

 Окончание работы:  май  2024 года












                                                                                                                                        

Этап, срок

реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап организационно –

ознакомительный.

2021-2022

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

1. Список библиографии.

2.Оформление папки по самообразованию.


 

  1. Перспективный план работы с детьми в средней группе.

• Я ЖИВУ В КОМИ  

(город инфраструктура).

Альбом улиц города, достопримечательностей города Инты

• СВОЙ ДОМ КАЖДОМУ ДОРОГ. (Внутренняя планировка коми избы)

Макет коми избы,

Дидактическая игра «Коми изба»


• МАСТЕРСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА: ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ВЫШИВКА, ВЯЗАНИЕ.

Альбом «Мастерство дороже богатств»

Таблицы – схемы

« Как рубашка в поле выросла»

Интерактивная игра «Путешествие в прошлое одежды»

• ТРАДИЦИОННА КОМИ ОДЕЖДА.

Альбом «Национальная одежда коми»

Раскраски «Национальная одежда коми»

Игра «Что хранится в бабушкином сундуке?»

Выставка детского творчества

• ПОСМОТРИ, КАК КРАСИВ ИЗ ОРНАМЕНТОВ КОМИ  УЗОР

Альбом «Коми орнамент»,                         альбом «Коми орнамент на изделиях декоративно-прикладного искусства»

Выставка детского творчества «Праздничная скатерть»

• ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ КУХНЯ

Совместное изготовление альбома «Любимые блюда коми»

Игра «Угадай продукт»

Выставка детского творчества «С пылу - жару из печи»

• ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ

 Альбом «Чудо - дерево»

Интерактивная игра «Посуда и кухонная утварь»

Выставка детского творчества «Такая разная посуда»


• ДАВАЙ ПОИГРАЕМ!

Совместная  детско - родительская деятельность по пополнению Коми уголка в группе

4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы)


 


2 этап – основной

2021-2022

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

• Практическое применение наработанных материалов с детьми.

• Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях.

2.Конспекты ООД.

3.Консультации для

родителей по данной теме.

4.Папки передвижки.

3 этап – заключительный 2021-2022

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической                 деятельности.

3. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1.Создание презентации о проделанной работе.






Перспективное планирование по теме самообразования

на 2021 – 2022 учебный год.

Средняя группа.

Месяц

Тематические  блоки

Тема занятий

Программные задачи

Октябрь

Я ЖИВУ В КОМИ  


«Моя семья»

Дать детям понятие о семье. Рассказать о значении дома, что у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей

«Родной город»

Познакомить детей с понятием «город», познакомить с понятием «село», уметь сравнивать.

«Улицы города»

Дать понятие «улица», помочь запомнить название улицы, где находится детский сад

Ноябрь

СВОЙ ДОМ КАЖДОМУ ДОРОГ

«Коми изба»

Дать детям элементарное представление о бревенчатом доме. Рассказать, как он выглядел, что в нем находилось. Закрепить части дома( крыша, стены, окна, крыльцо).

«Внутреннее убранство»

Познакомить детей с тем, что находилось внутри дома,  Рассказать о внутренней планировке: красный угол, большая печь, деревянный стол, лавки, люлька. Формировать образ коми дома через наполняющие его вещи.

Декабрь

МАСТЕРСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА: ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ВЫШИВКА, ВЯЗАНИЕ.

«Одежда»

Познакомить детей «одежда», объяснить детям, что раньше люди шили одежду из ткани, которую делали сами.

«Ткань»

Дать понятие ткань, определить с детьми особенности ткани, ее виды. Активизировать деятельность детей по самостоятельному обследованию, сравнению образцов тканей.

«Нитка»

Дать понятие «нитка», «прясть»,рассказать и показать как пряли коми женщины .познакомить детей с рабочими инструментами пряхи: веретено, прялка. Объяснить их значение. Из чего изготавливали прялку, как украшали.

«Вязаные изделия»

Познакомить вязаными изделиями,(чулки, носки, варежки). Обращать внимание на узор (орнамент)

Январь

ТРАДИЦИОННАЯ  КОМИ ОДЕЖДА.

«Женские и мужские костюмы»

Познакомить с женским традиционным костюмом: рубаха, сарафан, передник, поясок, чулки, обувь, на голове – лента. Познакомить с мужским традиционным костюмом: подпоясанная рубаха навыпуск, штаны, заправленные в сапоги или узорные чулки, обувь.

Игра «Что хранится в бабушкином сундуке?»

Закрепление деталей коми костюма.

Февраль

ПОСМОТРИ, КАК КРАСИВ ИЗ ОРНАМЕНТОВ КОМИ  УЗОР

«Изделия коми»


Познакомить детей с изделиями коми прикладного                                                               \   искусства, которые украшены коми орнаментом, любоваться     их красотой


«Орнамент»

Познакомить с понятием «орнамент». Рассматривать с детьми изделия украшенные коми орнаментом.  

Рисование «Бабушкин сундучок»

Познакомить с орнаментом «следы», учить рисовать косые линии. Вызвать интерес.

Аппликация «Украсим шарф коми орнаментом»

Познакомить с орнаментом «Снежинка». Развивать умение делать аппликацию на полосе из готовых форм.

Март

ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ КУХНЯ

«Блюда коми народа»


Дать понятие «блюдо». Объяснить детям, что у каждого народа есть свои любимые блюда. Познакомить детей с коми блюдами, такими как каши, супы, мясные и рыбные блюда выпечка, блюда из овощей, грибов и ягод. Обратить внимание, что у коми народа были всегда простые, но полезные продукты.

«Хлебобулочные изделия»

Познакомить детей с разнообразием коми национальных хлебобулочных изделий: пироги, колобки ,рыбники ,шаньги.  Подчеркнуть необходимость бережного отношения хлебу.

Лепка «Пирог», «Коми шаньги»



Закреплять знания о коми национальных блюдах. Учить детей лепить пирог, использую соленое тесто. Вызвать интерес

Апрель

ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ

«Посуда»

                            



Закрепить понятие «посуда», познакомить детей о том, что раньше коми сами изготавливали посуду из разных материалов: резали из дерева, делали из бересты, лепили из глины. Показать детям материал , из которого сделаны изделия: бересты, кусок древесины, глины.

Лепка «Горшки»

Закрепить знания о коми посуде, познакомить со свойствами глины, учить детей лепить горшки.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.