Творческая работа на тему «Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста
Слушатели группы: 13.4
Патриотическое воспитание детей через ознакомление с культурой и традициями в реализации программы «Донбасс – мой край родной»
2018 год
АННОТАЦИЯ
Данная работа направленна на воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста.
Авторы выпускной работы стремились изучить возможности использования проектной технологии в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. На практике апробировались методы и приемы, способствующие формированию патриотических чувств у детей, развитию активной жизненной позиции в среде сверстников группы и дошкольного образовательного учреждения.
В ходе работы над темой особое внимание акцентировалось на задачах по воспитанию у детей познавательного интереса к родному краю, желания участвовать в общественных мероприятиях совместно со взрослыми; приобщению к здоровому образу жизни; заботливому отношению к родным и близким людям.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1.Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста в соответствии с требованиями ГОС ДО 6
РАЗДЕЛ 2. Воспитания начал патриотизма и гражданственности
детей дошкольного возраста 9
РАЗДЕЛ 3. Проект « Маленькие граждане» 12
ВЫВОДЫ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие гражданско-патриотических качеств личности – процесс противоречивый и длительный. Изменились программы, социокультурная среда, сам ребенок. Назрела необходимость и в существенном изменении формы организации образовательной деятельности.
Актуальность проблемы формирования патриотических чувств дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Формирование патриотизма и гражданственности является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Предпосылками формирования основ патриотических чувств выступают особенности развития личности ребенка.
Задачи и содержание воспитания начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста отражены в воспитательно-образовательной программе для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной». сост. Арутюнян Л.П., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.
Вместе с тем, на практике недостаточно методического инструментария, образовательных практик для реализации данной программы. Малоэффективность существующих форм, методов нравственно-патриотического воспитания обусловили выбор темы выпускной работы: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста»
Цель выпускной работы: исследовать возможности использования метода проектов для воспитания у старших дошкольников любви к родному краю.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:
Изучить литературу по использованию метода проектов в воспитании патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста.
Проанализировать деятельность научных сотрудников, педагогов по внедрению метода проектов, используемые в нравственно-патриотическом воспитании.
Разработать проект, направленный на формирование начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ 1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, признаны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В воспитательно - образовательной программе для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной» в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников важная позиция отводиться знакомству с Отечеством – его традициям, героям. Патриотическое воспитание в ДОУ ставит целью сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа, своей Республики. В основу работы по патриотическому воспитанию положены идеи многих педагогов и психологов.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Мы живем в сложное время. Время, когда теряются нравственные ориентиры, национальные черты, передается забвению русская народная культура, отвергается то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Кроме того, важными принципами патриотического воспитания являются:
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан ДНР;
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
Принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу
в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы ДНР;
Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.
Современный мир представляет собой сложную социально - педагогическую систему подготовки подрастающих поколений в жизни, труду, дальнейшему самообразованию и включения в общественную жизнь социальному функционированию.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования, человека волновали всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становиться все более актуальной.
Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубцева и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.
РАЗДЕЛ 2. Воспитания начал патриотизма и гражданственности
детей дошкольного возраста
Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-- воспитание уважения к труду;
-- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-- формирование элементарных знаний о правах человека;
-- расширение представлений о городах России;
-- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-- дать представление о правах ребенка, способствовать развитию элементарных правил безопасности в обычных и экстремальных ситуациях
-- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Реализация этих задач осуществляется по следующим направлениям:
-- социальное – формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных);
--воспитание уважения к традициям семьи;
-- формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству; гордость за национально-культурные достижения; уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим ее. Гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности трудиться для общества.
Патриотическое воспитание сочетает задачи интернационального, правового, нравственного воспитания.
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию используются такие методы:
-Целевые экскурсии.
-Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике населенного пункта.
-Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
-Беседы с детьми о родном поселке, районе, о Донецкой Народной Республике.
-Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
-Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
-Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
-Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
-Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
-Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
-Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
РАЗДЕЛ 3. Проект «Маленькие граждане»: воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников
Участники проекта. Дети старших групп, воспитатели, родители, медсестра образовательной организации, работники музея.
Срок реализации проекта. С 17 сентября по 17 ноября 2018 года.
Цель проекта. Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива, формирование гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения детей, воспитателей, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Аннотация к проекту. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест.
Работа по воспитанию патриотизма и гражданственности должна вестись совместно с семьей. Старинная истина – нельзя вырастить патриота, если не патриоты отец с матерью. Семья имеет направляющую силу и является образцом для подражания. Она играет огромную роль в формировании личности ребенка. Это первый коллектив, который дает ребенку понимание о ценностях и жизненных целях. В семье усваивает нормы, регулирующие его поведение, приобретает практические навыки взаимоотношений с людьми. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Также именно родители на ярких и доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество, вся страна. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, оказывая педагогическую поддержку семье через встречи, консультации, беседы, совместные праздники и экскурсии, способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Описание проекта.
Ключевой вопрос: Как моя Родина влияет на мою жизнь?
Как стать настоящим патриотом?
Вид проекта: групповой, краткосрочный, информационно-творческий.
Основные идеи проекта:
1. Проект базируется на нескольких стратегических идеях, подходах к деятельности. Одна из основополагающих - идея интеграции: сочетание и взаимопроникновение образовательных областей, интеграция различных видов детской деятельности.
2. Второй важной идеей является приоритет развития детей, а не накопление знаний. Она подразумевает ориентированность не столько на формирование представлений дошкольников о своей стране (содержание проекта базируется на основной образовательной программе дошкольного учреждения), сколько на развитие их чувств, познавательных интересов, активности, инициативы, творчества в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
3. Третья основополагающая идея - вовлечение в деятельность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, детей) и социальных партнеров. Так, например, внутри образовательного проекта разработаны совместные детско-взрослые проекты: «Мой город», «Мы – правнуки героев», которые помогают активизации самостоятельной познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.
Основные задачи проекта.
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Ожидаемые результаты проекта. У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду. Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
План реализации проекта.
Этапы проекта
I этап Подготовительный сентябрь 2018г.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта;
• Постановка цели и задач, составление плана работы;
• Анкетирование родителей;
• Тестирование детей.
• Обогащение развивающей среды:
Материальное:
1) Приобретение книг в книжный уголок;
2) Оснащение уголков для сюжетно-ролевых игр.
3) Создание в группе уголка «Моя малая Родина»:
Научно-методическое:
1) Подбор и разработка планов, конспектов занятий, подборка художественной литературы;
2) Создание фотоальбома «Мой родной Донбасс»;
3) Создание электронной презентации «Правила поведения в детском саду»;
4) Изготовление д/и «Собери картинку» (пейзажи Донбасса);
5) Изготовление папки-ширмы «Памятники города Донецк», «Город с тремя названиями…».
II этап
Основной октябрь2018
• Проведение с детьми занятий, игр, бесед, развлечений по теме проекта;
• Чтение сказок, заучивание стихотворений;
• Организация выставок рисунков «Моя мама самая, самая…», «Мой любимый детский сад!»;
• Проведение консультаций для родителей и педагогов ДОУ;
• Отслеживание результатов педагогического процесса и корректировка ошибок.
III этап
Заключительный этап начало ноября 2018г.
• Оценка уровня развития нравственно-патриотических качеств у детей;
• Обработка полученных данных, соотнесение результатов исследования с целями;
Результаты проекта с детьми. Сформировали гражданские навыки: умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах. Сформировали осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; знание символики Донецкой Народной Республики; национальное самосознание; гражданственность. Участвовали в поисково- исследовательской работе, в конкурсах по гражданско-патриотической тематике, мероприятиях проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.
Выводы
Таким образом, результаты проекта «Маленькие граждане» показывают, что систематическая, планомерная работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Использование методического инструментария, образовательных практик для реализации данной программы с детьми, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающим Отечество, достижения своего народа, любящим свою семью, готовым к выполнению своих гражданских
обязанностей. То, что мы вложим в сознание дошколят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреевская Е. Г. Формирование целостной картины мира в процессе проектной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя – М.: Паганель, 2016. – 30 с.
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: Мозаика-синтез; – М., 2011.- 63 с.
3. Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.П., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. -2-е изд., доработаное - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.
4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.;
5. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: Творческий центр «Сфера», 2013.- 144 с.
6. Иванова Л.С. Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся // Социальная сеть работников образования: [сайт]URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/06/27/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob