Творческая работа на тему «Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 19 January 2019

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА


 

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста


 


 


 

Слушатели группы: 13.4

Патриотическое воспитание детей через ознакомление с культурой и традициями в реализации программы «Донбасс – мой край родной»


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2018 год


 

АННОТАЦИЯ

Данная работа направленна на воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста.

Авторы выпускной работы стремились изучить возможности использования проектной технологии в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. На практике апробировались методы и приемы, способствующие формированию патриотических чувств у детей, развитию активной жизненной позиции в среде сверстников группы и дошкольного образовательного учреждения.

В ходе работы над темой особое внимание акцентировалось на задачах по воспитанию у детей познавательного интереса к родному краю, желания участвовать в общественных мероприятиях совместно со взрослыми; приобщению к здоровому образу жизни; заботливому отношению к родным и близким людям.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1.Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста в соответствии с требованиями ГОС ДО 6

РАЗДЕЛ 2. Воспитания начал патриотизма и гражданственности

детей дошкольного возраста 9

РАЗДЕЛ 3. Проект « Маленькие граждане» 12

ВЫВОДЫ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие гражданско-патриотических качеств личности – процесс противоречивый и длительный. Изменились программы, социокультурная среда, сам ребенок. Назрела необходимость и в существенном изменении формы организации образовательной деятельности.

Актуальность проблемы формирования патриотических чувств дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Формирование патриотизма и гражданственности является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Предпосылками формирования основ патриотических чувств выступают особенности развития личности ребенка.

Задачи и содержание воспитания начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста отражены в  воспитательно-образовательной программе для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной». сост. Арутюнян Л.П., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.

Вместе с тем, на практике недостаточно методического инструментария, образовательных практик для реализации данной программы. Малоэффективность существующих форм, методов нравственно-патриотического воспитания обусловили выбор темы выпускной работы: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста»

Цель выпускной работы: исследовать возможности использования метода проектов для воспитания у старших дошкольников любви к родному краю.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:

Изучить литературу по использованию метода проектов в воспитании патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста.

Проанализировать деятельность научных сотрудников, педагогов по внедрению метода проектов, используемые в нравственно-патриотическом воспитании.

Разработать проект, направленный на формирование начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста.

РАЗДЕЛ 1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, признаны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

В воспитательно - образовательной программе для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной» в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников важная позиция отводиться знакомству с Отечеством – его традициям, героям. Патриотическое воспитание в ДОУ ставит целью сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа, своей Республики. В основу работы по патриотическому воспитанию положены идеи многих педагогов и психологов.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Мы живем в сложное время. Время, когда теряются нравственные ориентиры, национальные черты, передается забвению русская народная культура, отвергается то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Кроме того, важными принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан ДНР;

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

Принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу

в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы ДНР;

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

Современный мир представляет собой сложную социально - педагогическую систему подготовки подрастающих поколений в жизни, труду, дальнейшему самообразованию и включения в общественную жизнь социальному функционированию.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования, человека волновали всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становиться все более актуальной.

Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубцева и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.

РАЗДЕЛ 2. Воспитания начал патриотизма и гражданственности

детей дошкольного возраста

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду;

-- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-- формирование элементарных знаний о правах человека;

-- расширение представлений о городах России;

-- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-- дать представление о правах ребенка, способствовать развитию элементарных правил безопасности в обычных и экстремальных ситуациях

-- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Реализация этих задач осуществляется по следующим направлениям:

-- социальное – формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных);

--воспитание уважения к традициям семьи;

-- формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству; гордость за национально-культурные достижения; уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим ее. Гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности трудиться для общества.

Патриотическое воспитание сочетает задачи интернационального, правового, нравственного воспитания.

В работе по нравственно - патриотическому воспитанию используются такие методы:

-Целевые экскурсии.

-Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике населенного пункта.

-Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.

-Беседы с детьми о родном поселке, районе, о Донецкой Народной Республике.

-Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

-Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

-Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

-Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

-Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

-Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

-Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.


 


 


 

РАЗДЕЛ 3. Проект «Маленькие граждане»: воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников

Участники проекта. Дети старших групп, воспитатели, родители, медсестра образовательной организации, работники музея.

Срок реализации проекта. С 17 сентября по 17 ноября 2018 года.

Цель проекта. Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива, формирование гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения детей, воспитателей, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.

Аннотация к проекту. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест.

Работа по воспитанию патриотизма и гражданственности должна вестись совместно с семьей. Старинная истина – нельзя вырастить патриота, если не патриоты отец с матерью. Семья имеет направляющую силу и является образцом для подражания. Она играет огромную роль в формировании личности ребенка. Это первый коллектив, который дает ребенку понимание о ценностях и жизненных целях. В семье усваивает нормы, регулирующие его поведение, приобретает практические навыки взаимоотношений с людьми. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Также именно родители на ярких и доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество, вся страна. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, оказывая педагогическую поддержку семье через встречи, консультации, беседы, совместные праздники и экскурсии, способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Описание проекта.

Ключевой вопрос: Как моя Родина влияет на мою жизнь?

Как стать настоящим патриотом?

Вид проекта: групповой, краткосрочный, информационно-творческий.

Основные идеи проекта:

1. Проект базируется на нескольких стратегических идеях, подходах к деятельности. Одна из основополагающих - идея интеграции: сочетание и взаимопроникновение образовательных областей, интеграция различных видов детской деятельности.

2. Второй важной идеей является приоритет развития детей, а не накопление знаний. Она подразумевает ориентированность не столько на формирование представлений дошкольников о своей стране (содержание проекта базируется на основной образовательной программе дошкольного учреждения), сколько на развитие их чувств, познавательных интересов, активности, инициативы, творчества в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

3. Третья основополагающая идея - вовлечение в деятельность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, детей) и социальных партнеров. Так, например, внутри образовательного проекта разработаны совместные детско-взрослые проекты: «Мой город», «Мы – правнуки героев», которые помогают активизации самостоятельной познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.

Основные задачи проекта.

развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;

воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;

воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.

Ожидаемые результаты проекта. У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду. Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.

План реализации проекта.

Этапы проекта

I этап Подготовительный сентябрь 2018г.

Подбор и изучение литературы по теме проекта;

Постановка цели и задач, составление плана работы;

Анкетирование родителей;

Тестирование детей.

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

1) Приобретение книг в книжный уголок;

2) Оснащение уголков для сюжетно-ролевых игр.

3) Создание в группе уголка «Моя малая Родина»:

Научно-методическое:

1) Подбор и разработка планов, конспектов занятий, подборка художественной литературы;

2) Создание фотоальбома «Мой родной Донбасс»;

3) Создание электронной презентации «Правила поведения в детском саду»;

4) Изготовление д/и «Собери картинку» (пейзажи Донбасса);

5) Изготовление папки-ширмы «Памятники города Донецк», «Город с тремя названиями…».

II этап

Основной октябрь2018

Проведение с детьми занятий, игр, бесед, развлечений по теме проекта;

Чтение сказок, заучивание стихотворений;

Организация выставок рисунков «Моя мама самая, самая…», «Мой любимый детский сад!»;

Проведение консультаций для родителей и педагогов ДОУ;

Отслеживание результатов педагогического процесса и корректировка ошибок.

III этап

Заключительный этап начало ноября 2018г.

Оценка уровня развития нравственно-патриотических качеств у детей;

Обработка полученных данных, соотнесение результатов исследования с целями;

Результаты проекта с детьми. Сформировали гражданские навыки: умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах. Сформировали осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; знание символики Донецкой Народной Республики; национальное самосознание; гражданственность. Участвовали в поисково- исследовательской работе, в конкурсах по гражданско-патриотической тематике, мероприятиях проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.

Выводы

Таким образом, результаты проекта «Маленькие граждане» показывают, что систематическая, планомерная работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Использование методического инструментария, образовательных практик для реализации данной программы с детьми, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающим Отечество, достижения своего народа, любящим свою семью, готовым к выполнению своих гражданских

обязанностей. То, что мы вложим в сознание дошколят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреевская Е. Г. Формирование целостной картины мира в процессе проектной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя – М.: Паганель, 2016. – 30 с.

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: Мозаика-синтез; – М., 2011.- 63 с.

3. Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.П., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. -2-е изд., доработаное - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.

4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.;

5. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: Творческий центр «Сфера», 2013.- 144 с.

6. Иванова Л.С. Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся // Социальная сеть работников образования: [сайт]URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/06/27/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации