Тема: Собирательные числительные.

1
0
Материал опубликован 17 February

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: Собирательные числительные.

Цель урока: познакомить учащихся с собирательными числительными, их значением, особенностями употребления; формировать умение находить собирательные числительные в тексте, правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение собирательных числительных, их грамматические признаки и особенности употребления. Уметь находить собирательные числительные в тексте, определять их роль в предложении.

Метапредметные:

Регулятивные:

Планировать свою деятельность на уроке, оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.

Познавательные:

Находить информацию в учебнике, анализировать ее, делать выводы.

Коммуникативные:

Участвовать в учебном диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.

Личностные:

Проявлять интерес к изучению русского языка, осознавать его роль в общении и культуре.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: Учебник, тетради, доска, мел.

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2023.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

Что такое числительное?

На какие разряды делятся числительные по значению? (Количественные и порядковые)

Приведите примеры количественных и порядковых числительных.

Какие числительные называются простыми, сложными и составными? Приведите примеры.

Цифровой диктант по теме "Дробные числительные".

Я буду читать предложения, а вы записывайте только дробные числительные цифрами. Например, если я скажу: "Нам нужно купить полтора килограмма яблок," вы записываете "1,5".

Для приготовления пирога понадобится одна вторая стакана сахара.

Ученик решил три пятых всех задач.

На соревнованиях спортсмен пробежал дистанцию за две целых и одну десятую минуты.

Купили четыре седьмых рулона обоев.

В книге было прочитано две трети.

Высота дома составляет двенадцать целых и пять десятых метра.

Нам осталось пройти семь восьмых пути.

Для ремонта использовали пять шестнадцатых бочки краски.

В саду собрали тридцать четыре целых и одну сотую килограмма яблок.

Он выиграл одну тысячную часть приза.

Теперь проверьте себя. Вот ответы:

1/2

3/5

2,1

4/7

2/3

12,5

7/8

5/16

34,01

1/1000

III. Изучение нового материала.

Введение в тему (создание проблемной ситуации):

На доске записаны словосочетания:

два мальчика

обе девочки

трое друзей

Вопрос:

Чем отличаются числительные в данных словосочетаниях? (Два – указывает на количество, обе и трое – указывают на количество предметов, как единое целое)

Учитель подводит к понятию собирательных числительных.

Работа с учебником (стр. 66-67):

Чтение правила о собирательных числительных.

Обсуждение:

Какие числительные относятся к собирательным? (Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе)

Какое значение они имеют? (Обозначают количество предметов как одно целое)

С какими существительными употребляются собирательные числительные? (Существительные, обозначающие лиц мужского пола, детёнышей животных, парные предметы, сущ. дети, люди, ребята)

Первичное закрепление:

Упр. 534 (устно): Прочитайте предложения. Назовите собирательные числительные. Объясните, с какими существительными они употребляются.

Примеры ответов: Двое друзей, трое котят, оба сапога.

Исключения и особенности употребления (стр. 68):

Чтение правила о собирательных числительных оба и обе.

Обсуждение:

В чем особенность употребления числительных оба и обе? (Оба - с сущ. мужского и среднего рода, обе - с сущ. женского рода)

Как изменяются собирательные числительные? (Склоняются)

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 536 (письменно):

Замените данные словосочетания синонимичными, используя собирательные числительные.

Примеры ответов:

Два друга – двое друзей

Пять учеников – пятеро учеников

Две сестры – обе сестры

Упр. 538 (письменно): Просклоняйте словосочетания трое друзей и обе подруги. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Самопроверка.)

Именительный: трое друзей, обе подруги

Родительный: троих друзей, обеих подруг

Дательный: троим друзьям, обеим подругам

Винительный: троих друзей, обеих подруг

Творительный: троими друзьями, обеими подругами

Предложный: о троих друзьях, об обеих подругах

Упр. 540 (устно): Составьте предложения, употребив данные словосочетания в разных падежах.

Примеры ответов:

Мы встретили двоих знакомых в парке (Родительный падеж).

Я рад обоим братьям (Дательный падеж).

V. Подведение итогов урока.

Вопросы:

Какие числительные называются собирательными?

С какими существительными они обычно употребляются?

Какие собирательные числительные имеют форму женского рода?

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было самым интересным?

Что было сложным?

Оцените свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание: упр.541. Составить 5 предложений с собирательными числительными, подчеркнуть их как члены предложения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.