Урок ИЗО для 5 класса. Тема: «Современное выставочное искусство. Витраж»
Тема : «Современное декоративное искусство.Витраж»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
-знакомство уч-ся с искусством витража;
-формирование представления об истории витража;
Развивающие:
-развитие творческой фантазии,понимание поэтичности создания декоративной работы;
-сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
Воспитательные:
-создание условий для формирования эстетического вкуса.
Оборудование: презентация «Витражи»,мультимедийный проектор,компьютер.
Материалы и инструменты: картон,нож,клей,цветная бумага.
Ход урока
Орг. Момент (Проверка готовности к уроку)
Мы в течение целого года изучаем с вами декоративно-прикладное искусство.
-Что-же такое декоративно-прикладное искусство?
(Умение художественно украсить любую вещь,применяемую в быту,дать ей особое звучание,оформить её.)
-Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов,встречаемся с ними и на улице,и дома.Среди этого многообразия есть предметы,которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены,нарядны и по-своему неповторимы.Эти художественныепредметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство,главное слово декор,что значит украшение,имеет несомненное отличие ,от других видов изо искусства.
-Как –же создают художественный образ мастера?
(Художник прикладник,создавая сой художественный образ,прежде всего,знает художественные особенности материала,с которым он работает.Единичные авторские художественные произведения,в которых проявлена творческая индивидуальность,предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства)
-Они приходят в наш дом .Поиски нового языка,нового стиля в декоративно-прикладном искусстве,как и в других видах искусства,не замыкаются в традиционных рамках.
-Декоративно-прикладное искусство может быть молодым и современным?
(Конечно.Язык современного ДПИ богат и разнообразен,его материалы пластмасса,стекло,нитки даже бытовой мусор,который можно преобразить.Оно будет существовать до тех пор,пока будет существовать потребность в изящных формах,в постоянной художественной внешности,где любой предмет стакан,и ложка, и стол,ткань,ваза,и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.)
-Мы с вами изучили много промыслов и ремёсел.На прошлом уроке изучали батик.Что такое батик?
(Батик это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява.Ещё до производства первых тканей малайцы наносили на предметы,в частности на кору,снятую с дерева,узоры с помощью расплавленного воска диких пчёл,а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.)
-Когда появились ткани,основы этого метода-нанесение рисунка расплавленным воском-стали применять для их оформления.Дело в том,что воск,будучи нанесённым на ткань,не пропускает через себя краситель,т.е. механически резервирует ткань,кот.затем можно окрашивать.На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей-способ «батик.»
-Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством с витражом.
-Что же такое витраж?
(Художественный витраж,старинная разновидность монументального искусства-картины из цветного стекла,пропускающий свет.Их вставляют в оконные проёмы,превращают в подсвеченные декоративные панно,монтируют в дверные полотна,решётки.)
(Витражами украшают световые фонари потолков,створки ширм,столешницы,а ещё абажуры ламп,ведь цветное стекло оживает только тогда,когда его пронизывает свет.)
-Витраж от лат.-стекло.Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция .
Витраж как предмет искусства уникален,дорог и долговечен.Как долговечно его стекло.
Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания,то это произведение относится к монументальному искусству.Монументальные произведения-это живописные произведения большого размера,которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.
Во все времена самыми роскошными,нарядными окнами были окна в виде витражей.Когда сквозь высокие проёмы окон проникают солнечные лучи ,витражи-картины,витражи-узоры как будто вспыхивают ,загораются ярким цветом,начинают светиться преображая внутреннее пространство,наполняя фантастической игрой цветного света.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика.Куски цветных стёкл крепятся в металлических переплётах специальной сквозной рамы-каркаса,или так называемой арматуры,а иногда скрепляются цементом.Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и чёрная контурная линия,превратившись в диковинный узор.
- Послушайте,как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «…Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности.Каждая сторона,каждый камень почтенного памятника-это не только страница истории Франции,но и история науки и искусства…Внутри собора было уже пусто и сумрачно.Боковые приделы заволокло тьмой,а лампады мерцали,как звёзды,как глубок был мрак,окутывающий своды,лишь большая розетка фасада,разноцветные стёкла которой купались в закатном луче,переливались во мраке,словно груда алмазов,отбрасывая свой спектр на другой конец неба»
- Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стёкл берут толстые –от 5 до 25см толщины. Такие стёкла по формату и цвету,заданному художником,отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую,где составляется витраж.Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом-новым,очень прочным материалом.Витражи из толстых стёкл не вставляют в рамы окон.Они укрепляются на специальных конструкциях прямо на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей,подсказывают темы величественные и глубокие,созвучные нашей эпохе.
-Что нужно чтобы стать художником-декоратором?
Важны в работе ум и чувства
В труде двойное естество
«Живинкой в деле» мастерство
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела,
Не оторвать тогда от дела
Ни мастеров,ни мастериц,
Их вдохновение безмерно,
Глаза их пламенем горят
Они работают? Неверно.Они творят! (Д.Бедный)
Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1.С каким видом ДПИ мы с вами познакомились на уроке?
2.Где можно использовать витражи?
3.Для чего используют витраж современные архитекторы?
Методическая разработка к практическому заданию.
Как и любой художник ,витражист начинает свою работу с эскиза.Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика,потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение.Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика,то художник переходил к главной части работы.
Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.
Коллаж от французкого-наклеивание.Технический приём в изо искусстве,предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов,отличающихся по цвету и фактуре.
Она выполняется в определённой последователности:
1этап-выбор формата и составление эскиза композиции;
2этап-корректировка эскиза,обводка толщиной до 5мм;
3этап-соединение изображения с рамкой,зачернение;
4этап-вырезание ножницами белых мест («сетка»)
5этап-подклейка цветной бумаги;
6этап-оформление работы на листе бумаги.
Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции
Просмотр,корректировка эскизов.Показ наиболее удачных работ.
Важно избегать мелких элементов в рисунке,т.к. их невозможно аккуратно вырезать и подклеить.После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.
Вырезание белых мест в эскизах.Необходимо следить чтобы случайно не разрезать линии соединения элементов композиции.
Подклейка цветной бумаги.От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы.Под сетку в свободную нишу подкладываем выбранный лист цветной бумаги и карандашом аккуратно,без нажима,обводим форму ниши.Вырезаем цветную деталь немного больше на 2-3мм,чем наметили.Этот запас необходим для нанесения клея на цветную бумагу.Так подклеиваем все пустоты нашей сетки.
Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием цвета в композиции.Когда работа будет подклеина,ещё раз обратить внимание на избыток клея,следы карандашной разметки.Всё это необходимо аккуратно убрать.
Оформление эскизов.Для того чтобы ваш витраж можно было представить на выставке,а также для длительного хранения,необходимо с обратной стороны подклеить плотную бумагу.
Наталья