Урок ИЗО в 5 классе «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе
Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна
Учебный предмет: изобразительное искусство 5 класс.
УМК (программы учебного курса): Горяева Н.А. Островская О.С.. учебник Изобразительное искусство. 5 кл. – М.: Просвещение, 2015г
Тема четверти: «Связь времён в народном искусстве». Урок 16 Тема урока: «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла». Дата проведения:
Цель и задачи |
Приобщение учащихся к культуре русского народа через знакомство с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; Образовательная: - объяснить различия между видами хохломской росписи; - сформировать навыки составления декоративной композиции по мотивам хохломской росписи; - создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью красками на бумаге - осмысление места декоративного искусства в жизни общества; - формирование художественных знаний, умений и навыков; Развивающая: - активно включаться в процесс восприятия народного искусства и практическую деятельность; - умело пользоваться языком декоративного искусства; - способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся; Воспитательная: - воспитывать наблюдательность, пространственное мышление; - воспитывать дисциплинированность и усидчивость; - воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России; |
Тип урока |
Приобретение новых знаний с использованием практической части. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: желает осваивать новые виды деятельности. Участвует в творческом процессе. Проявляет интерес, бережное отношение к народному ДПИ. Ответственно относится к учению, саморазвитию и самообразованию. Метапредметные: умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развивает фантазию, воображение, интуицию, визуальную память. Предметные: эмоционально воспринимает, выражает своё отношение, эстетически оценивает произведения Хохломы. Имеет представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различает их. Создаёт композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
Технологии |
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности. |
Зрительный ряд: |
Этапы выполнения хохломской росписи, фото изделий с росписью, элементы росписи, видеоролик «Хохлома», компьютерная презентация «Золотая хохлома». |
Музыкальный ряд: |
Фоном звуки летнего леса, песня «Хохлома» исполняет М. Пахоменко. |
Литературный ряд: |
Стихотворение Б. Дубровского «Мир волшебной хохломы». |
Материал: |
Гуашь, палитра, кисти №1,№2, №4, №8, альбом, ватные палочки 2 шт., салфетка. |
Задание: |
Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломы. |
Оборудование |
Проектор, компьютер, учебник. |
Основные понятия |
Хохломской промысел, травка, фоновое и верховое письмо, кудрина. |
Дидактическая структура занятия |
Мини цель (задачи) Этапов урока |
Методы и приемы работы Образовательные технологии |
Форма деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Организационный этап (2 минуты) |
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся |
Вступительное слово учителя |
Фронтальная |
Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, готовят рабочее место |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация своего рабочего места Регул. УУД: ученик учится определять цель своей работы |
Мотивация (2 минуты) |
Определить тему и задачу урока |
Просмотр фото изделий с росписью. |
Фронтально – индивидуальная |
Учитель читает стихотворение - «Мир волшебной хохломы». Удивляя, Прорастая, Как-то празднично жива Молодая, Непростая, Чёрно-красная трава. Листья рдеют, Не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея - В мир волшебной Хохломы. (Б. Дубровский) Вы наверное догадались о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Конечно же о посуде, украшенной необычно красивыми узорами – Хохломой! |
Слушают учителя, смотрят фото, представленное на доске, и определяют тему урока. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений |
Приобретение знаний ( 8 минут) |
Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала |
Исследовательский, эвристический. Наблюдаем, сравниваем, анализируем. |
Фронтальная |
Просмотр клипа с песней «Хохлома» исполняет М. Пахоменко. Вы прослушали песню, в которой поётся где зародился промысел? Кто занимался украшением посуды и зачем? Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто. 1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой. 2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. 3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. 4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. 5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома». По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Элементы росписи. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Ветка плавно изогнулась, Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. О каких элементах росписи идёт речь в стихотворении? В узор включают изображения птиц и рыбок. Птицы величавы, огненным языком разметались пышный хвост и распростёртые крылья. Красный цвет в народе – это красивое, символ огня. Его зовут жарким, о нём говорят: «Горит», «Сверкает». При просмотре видеоролика вы обратили внимание - какие цвета используют мастера для данной росписи? Роспись праздничная, нарядная, а декоративность достигается красным, жёлтым (золотым), чёрным цветом – типичное сочетание для русского народного искусства. Зелёный цвет хохломской росписи вводится осторожно, он как бы в тени, не бросается в глаза, но заполняет пространство, создавая мягкий переход к фону. |
Смотрят клип с дальнейшим обсуждением увиденного. Отвечают на вопросы, делают выводы: где, для чего, зачем, с какой целью?
Дети отвечают на вопросы. Веточка, листик, земляничка, травка. Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей. |
Физкульт - минутка (1 мин) |
Снятие напряжения. |
Здоровьесберегающие технологии |
Фронтальная |
Контролирует и помогает выполнению упражнений. |
Дети выполняют физические упражнения. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч |
Переход к практической работе (3 минуты) |
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. |
Практическая работа «выполнение рисунка символических знаков в народном творчестве».
|
Фронтальная |
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов. Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии. Особенности выполнения росписи: * плоское письмо, декоративное (не нужно показывать их в точности такими, какими мы их видим в лесу, саду); * роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка; * кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности; Этапы выполнения (демонстрация этапов): 1.Выполнение ведущего стебель - «криуль»; 2.Выполнение ягод. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. 3.Дополнение травинками, капельками, кустиками, листиками. Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки. Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов. 4.«Разживка» жёлтым цветом ягод; |
Учащиеся выбирают для себя понравившийся вид росписи и её элементов. |
Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Предм. УУД: показывает навыки работы с цветной бумагой. Задание на стр.102, 104. |
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут) |
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. |
Практическая работа: выполнение учащимися росписи изделия с использованием элементов стилизованных под Хохлому. |
Индивидуальная |
Учитель во время самостоятельной работы учащихся: - напоминает учащимся о технике безопасности при работе с гуашью; - делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места 2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы. Так как мастера хохломы очень любят свой край, свои бескрайние поля и луга, леса и реки, они стараются отразить свою любовь через свои работы. Черпают вдохновение в природе! |
Учащиеся выполняют задание. |
Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа. Пред. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. |
Подведение итогов занятия (2 мин) |
Подведение итогов занятия |
Информационный |
Фронтальная |
Выставка работ учащихся. Работы учеников прикрепляются на магнитную доску, анализируем работы выставляются оценки. Роспись, с которой мы с вами сегодня познакомились, жива до сих пор. У каждого наверное дома есть предметы, украшенные этой росписью. В нашей области, к сожалению, несколько мастеров занимаются Хохломой: Дегтярёва Вера Андреевна и Аршинова Светлана Зиядовна. |
Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам. |
Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммун.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат. |
Рефлексия учебной деятельности (2 мин) |
Определяют эмоциональ ное состояние на уроке. |
Заключительная беседа по вопросам. |
Фронтально – индивидуальная |
Что нового для себя вы открыли на уроке? Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? Поработали не зря мы? Мастерам воздали славу! Что ж, теперь домой пойдём. Что узнали, не забудем, Долго- долго помнить будем! |
Отвечают на вопросы учителя, записывают задание к следующему уроку: стр.86-91читать, принести альбом, гуашь, кисти, ножницы, цветную бумагу. |
Оценка выполненного труда на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. |
Медведева Татьяна Петровна
Полугрудова Светлана Александровна
Медведева Татьяна Петровна
Полугрудова Светлана Александровна