Урок по ИЗО для 5 класса «Ты — сам мастер декоративно-прикладного искусства. Орнамент»
План-конспект урока для 5 класса «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Орнамент.»
Цель урока: Познакомить детей с понятием «Орнамент».
Задачи урока:
Изучить понятие «орнамент».
Рассмотреть разнообразные виды орнамента.
Выяснить, где в современной жизни используется орнамент.
Закрепить знание, путем выполнения практической работы.
Планируемые результаты
Формирование умения различать виды орнамента.
Показать где и для чего применяется в жизни орнамент в ДПИ.
Метапредметные
Регулятивные УУД
1.Уметь распределять свою нагрузку и нагрузку сверстников в команде.
2. Формирование умения оценивать результат свой и сверстников.
3. Формировать умение высказывать свои мысли, свои предложения.
4. Формирование умения принимать полученные знания в жизни.
Познавательные УУД
Познакомит учащихся с видами орнамента.
Выделить основные особенности построения орнамента.
Развитие внимания и наблюдательности.
Коммуникативные
1.Развить умения правильно формировать свои мысли, ответы на поставленные вопросы.
2.Формирование умения работать в одной команде.
3.Формирование умения слушать и понимать других.
Тип урока
По способу проведения: беседа, обсуждение, практика в игровой форме.
По структурной единице: открытие новых знаний.
Методы
Словестные: беседа, обсуждение, объяснение.
Наглядные: проектор.
Форма проведения: игра, работа в группе.
Ход урока
Учитель |
Ученики |
Проверка готовности. Слайд 2 |
|
Как думаете, какое слово объединяет все эти картинки?
Молодцы, правильно, орнамент. И тема нашего урока сегодня? |
Украшение. Вещи. Узоры. Орнамент.
Орнамент. |
Слайд 3 |
|
Ребята, что такое орнамент. Откуда пришел к нам орнамент? |
Орнамент от лат. (ornamentum) переводится, как узор. Орнамент – это узор, состоящий из ритмических упорядоченных элементов, образующих композицию для украшения различных предметов. (читают) |
Слайд 4 |
|
Вот так украшались гончарные изделия в древности. Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом, несший в себе символический, магический смысл и значимость. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет д.н.э) Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например: круг-солнце, квадрат-земля, треугольник-горы, свастика движение солнца, спираль-движение и т.д. Постепенно эти знаки – символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться, как эстетическая ценность.
|
|
Слайд 5 |
|
Целеполагание Ребята как вы думаете, какие знания нам понадобятся, чтобы создать орнамент? (Наталкивать вопросами на мысль)
|
Знать, что такое орнамент. Как он выглядит. Элементы орнамента. Расположение этих элементов. |
Слайд 6 |
|
Актуализация знаний
Давайте подведем итог: чтобы нам научится создавать орнамент, нам нужно…
Ребята давайте вспомним определения слова орнамент.
Какое назначение было у орнамента в древности. А в современной жизни?
|
Читают: Назначение орнамента. Виды и способы выполнения орнамента Где в современной жизни используется орнамент
Орнамент – это узор, состоящий из ритмических упорядоченных элементов, образующих композицию для украшения различных предметов.
Обереги, символы, защита
Украшение, красота |
Слайд 7 |
|
Давайте же разберем, где в современном мире применяется орнамент? (дети смотрят на картинки и перечисляют)
|
Текстиль, одежда, украшения, посуда, интерьер
|
Слайд 8 |
|
Теперь давайте разберем, какие виды орнамента бывают. Виды орнамент делится по характеру композиции и по содержанию элементов.
Виды орнамента по характеру композиции. Орнамент бывает Ленточный, сетчатый, замкнутый, смешенный (сложный). (Пишем на доске)
Ребята как вы думаете, как выглядит ленточный? Как сетчатый? Как замкнутый? Как смешанный? Почему они так называются? (Показаны картинки без надписи)
|
Дети угадывают где какой орнамент и объясняют , почему они так решили. |
Слайд 9 |
|
Показаны правильные ответы на картинки. |
|
Слайд 10 |
|
Виды орнамента по содержанию элементов. Геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный(пишем на доске) Как вы думаете где какой орнамент и посему он так называется?
|
Дети угадывают где какой орнамент и объясняют , почему они так решили. |
Слайд 11 |
|
Показаны правильные ответы на картинки. |
|
Слайд 12 |
|
Организация познавательной деятельности.
Организация познавательной деятельности Ребята, мы сегодня с Вами будем мастерами декоративно-прикладного искусства. Мы с Вами в мастерской по оформлению горшков. Нам с Вами нужно организовать рабочие группы. Делим класс на 4 группы. Вот и образовались наши рабочие группы. Самоорганизация Задача нашего предприятия: сделать эти горшки красивыми. Что нам для этого понадобится? А какая тема нашего с Вами урока?
Значит что нам для этого понадобится?
А как вы думаете, каким вид орнамента будет уместным для украшения горшков?
Посмотрите, как гармонично смотрятся гончарные изделия, украшенные ленточным орнаментом.
Нам нужно украсит эти горшки ленточным орнаментом. Чтобы начать непосредственно работу на самом горшке, что для этого нужно сделать? Как называется черновой вариант рисунка перед перенесением его на изделие? Правильно. Эскиз – это черновой зарисовок перед готовым оформлением предмета. Поэтому нам нужно сначала сделать эскиз. Для этого наше начальство выделило нам вот такие материалы. Клейкую цветную ленту и по 4 разных элемента. Ваша задача разложить их так, чтобы получился орнамент и презентовать его классу. (Все условия организации работы написаны каждой группе на листе) А презентовать таким способом. Сначала вы выкладываете каждый элемент на ленту, но не приклеиваете его, а за тем, вам нужно каждый элемент озвучить. 4 человека из команды выбирают по одному элементу и назначаю ему какое-то музыкальное сопровождение. Кто-то стучит, кто-то хлопает и т.д. То есть это должно буде выглядеть так (показывает пример) Приступаем.
Ждем, пока хотя бы 2 команды были готовы. Дети делают свою презентацию. Ребята, мы сейчас послушали музыкальное сопровождение всех групп, у всех групп получилась музыка? А теперь, я прошу вас определить связь меду орнаментом и исполненными нами мелодиями? И почему у нас получилась музыка? (и если у кого-то не получилось, то почему у одной команды не получилось)
Правильно. А что такое ритм, ребята?
Какой самый главный принцип построения ленточного орнамента? Молодцы, ребята. Теперь нам нужно перенести ваши эскизы непосредственно на горшочки. Для начала приклейте все элементы так, как вы их выложили. Потом постепенно приклейте всю ленту орнамента на горшок. Ребята, поднимите ваши горшочки. Вам нравятся Ваши изделия? Теперь скажите, какой вид ленточного орнамента у кого получился? Молодцы. У кого вышел орнамент, а у кого не получился, и почему? (это если кто-то сделал не правильно).
|
Приклеить элементы. Орнамент.
Нам нужно придумать орнамент для горшков.
Ленточный.
Придумать узор на черновике.
Эскиз
Потому что для выполнения орнамента, как и исполнения музыки необходим ритм.
Ритм – это постоянно повторяющиеся звуки или элементы в композиции.
РИТМ
Да Растительный, зооморфный, антропоморфный, геометрический.
Потому что был/не был соблюден ритм. |
Слайд 13 |
|
Ребята, давайте теперь ответим на несколько вопросов:
Что нового для себя вы вынесли из урока? Как в жизни, кроме оформления керамики, вы могли применить свои знания об орнаменте? Молодцы, ребята. Хорошо поработали сегодня.
Конец занятия. |
|