Методическая разработка практического занятия «Тригонометрические уравнения»

2
0
Материал опубликован 5 May

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


 

СОГЛАСОВАНО

протокол МЦК

от ______________2024 г. №

Председатель ЦМК

______________Смирнова З. М.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 2024 г.

 


 


 

Методическая разработка

практического занятия

Тема” Тригонометрические уравнения”


 

ОУД 07. Математика

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

курс I (база ООО)


 


 

Автор Тищенко Е.Ю.


 


 


 

Севастополь 2024 г.


 

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Математика» раздел: Основы тригонометрии, тема «Преобразование простейших тригонометрических выражений». Методическое Пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания: определение и свойства обратных тригонометрических функций: арксинус, арккосинус, арктангенс.

В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-

ориентированной технологий, здоровья сберегающей технологии.

Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральными

государственными требованиями к минимуму содержания и уровню

подготовки студента в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Освоение содержания учебной дисциплины «Математика», обеспечивает

достижение студентами следующих результатов:

личностных:

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

метапредметных:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

предметных:

сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

Характернстика основных видов деятельности студентов (на уровне

учебных действий):

- Решать по формулам и по тригонометрическому кругу простейшие тригонометрические уравнения.

- Применять общие методы решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений.

- Отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства»

Вид занятия: практическое занятие

Место проведения: кабинет для практических занятий

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать определение и свойства обратных тригонометрических функций, понятие тригонометрического круга, формулы для решения простейших тригонометрических уравнений и уметь решать по формулам и по тригонометрическому кругу простейшие тригонометрические уравнения, применять общие методы решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений, отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью.

3. Развивающая: Развитие интереса к учебному предмету, содействие активизации мышления обучающихся. Повышение интеллектуального уровня в процессе изучения математических понятий в ходе работы с различными источниками информации;

Совершенствовать способности организовывать сотрудничество

единомышленников, том числе с использованием современных

информационно-коммуникационных технологий.

Требования ГОС к уровню подготовки студента студент должен:

Студент должен уметь:

- решать по формулам и по тригонометрическому кругу простейшие тригонометрические уравнения.

- применять общие методы решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений.

- отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств;

Студент должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный

Материально-техническое обеспечение занятия: Ноутбук, проектор,

экран.

Методическое обеспечение занятий: учебники, электронная презентация, вопросы входного контроля, задачи и тесты.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Хронологическая карта занятия

Основные этапы занятия.

 

Время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

1.

Организационный момент.

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность.

Приложение №1.

2 мин

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудиторий и студентов к занятию.

2.

Мотивация учебной деятельности.

Целевая установка. Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей

профессии специалиста.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает

значимость, актуальность темы.

Определяет цели и план

занятия.

3.

Актуализация опорных знаний:

письменный опрос (тестирование).

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовленности к

занятию.

5 мин.

Индивидуальный тест-

контроль.

4.

Методические указания к проведению самостоятельной работы. Цель: подготовка

студентов к самостоятельной работе.

2 мин.

Преподаватель разъясняет цели, задачи и этапы выполнения

Самостоятельной работы (письменная инструкция).

5.

-Демонстрация презентации.

Самостоятельная работа студентов.

План: Самостоятельная работа с раздаточным материалом, Вопросы, тесты

Приложение №2,5

- Решение упражнений учебника

- Физ. Минутка. Цель: снятие напряжения с глаз.

- Подготовка к индивидуальному ответу по

контрольным вопросам, выполнение заданий в тестовой форме. Приложение №3,4.

 

48 мин.

Визуальный метод: демонстрация презентаций.

Индивидуально - групповая методика обучения.

Преподаватель

организует и контролирует

выполнение студентами

заданий направленных

на формирование

умений см. пояснительную записку.

Преподаватель

организует выполнение

комплекса физических

упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний. Цель: систематизировать и

закрепить полученные знания и умения.

Итоговый контроль по контрольным вопросам.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний. Цель: систематизировать и

закрепить полученные знания и умения.

Итоговый контроль по контрольным вопросам.

25 мин.

Индивидуальный устный и письменный контроль.

7.

Подведение итогов.

3 мин.

Обобщающее слово преподавателя. Выставление оценок с комментарием.

8.

Домашнее задание:

Учебная литература.

1. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Фёдорова Н. Е., Шабунин М. И. под научным руководством академика Тихонова А. Н. Алгебра и начала математического анализа 10 - 11кл. – М. Просвещение, 2011. №573,№591

2 мин.

Вербальный контакт.

 

Всего

90 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тригонометрические уравнения

Тригонометрическое уравнение — алгебраическое уравнение относительно тригонометрической функции неизвестного аргумента. Для решения тригонометрического уравнения, пользуясь различными соотношениями между тригонометрическими функциями, преобразуют уравнение к такому виду, чтобы можно было определить значения одной из тригонометрических функций искомого аргумента. После этого корни тригонометрического уравнения получаются с помощью обратных тригонометрических функций.

Под решением тригонометрического уравнения понимается такой набор чисел х, который при подстановке в уравнение обращает его в тождество.

Тригонометрические уравнения, в отличие от алгебраических, или имеют бесконечное множество решений (число n служит для обозначения этой «бесконечности»), или совсем не имеют решений.

Решение тригонометрических уравнений любой сложности сводится к решению простейших тригонометрических уравнений, решение которых записываются с помощью формул.

Простейшие тригонометрические уравнения - это уравнения вида: sin x = a, cos x= a,

tg x = a, ctg x = a. Каждое из таких уравнений решается по формулам:

 

Вид уравнения

Общий вид решения

Частные случаи

а = -1

а = 0

а = 1

sinx = a,

|a | ≤ 1

x = (-1)k arcsina + πk, t1714888401aa.gif

t1714888401ab.gif

t1714888401ac.gif

t1714888401aa.gif

t1714888401ad.gif

|a| > 1

корней нет

cos x= a

|a | ≤ 1

x= + arccos a+2πk,

t1714888401aa.gif

t1714888401ae.gif

t1714888401aa.gif

t1714888401af.gif

t1714888401aa.gif

t1714888401ag.gif

|a| > 1

корней нет

tg x = a

аt1714888401ah.gif

x = arctg a + πk,

t1714888401aa.gif

t1714888401ai.gif

t1714888401aa.gif

t1714888401aj.gif

t1714888401ak.gif

t1714888401aa.gif

ctgx=a at1714888401ah.gif

х = arcctga+kπ,

t1714888401aa.gif

t1714888401al.gif

t1714888401aa.gif

t1714888401af.gif

t1714888401aa.gif

t1714888401ak.gif

t1714888401aa.gif

Для синуса существует две равнозначные формы записи решения:

t1714888401am.gifsinx = a, |a | ≤ 1 x = (-1)k arcsina + πk, t1714888401aa.gif

или

t1714888401an.png

С помощью приставки «arc» в формулах записываются обратные тригонометрические функции:

arcsinα – угол, содержащийся в промежутке от - π/2 до π/2, синус которого равен α;

arccosα – угол, содержащийся в промежутке от 0 до π, косинус которого равен α;

arctgα – угол, содержащийся в промежутке от - π/2 до π/2, тангенс которого равен α;

arcctgα – угол, содержащийся в промежутке от 0 до π, котангенс которого равен α.

arcsin(-α) = - arcsinα;

arccos(-α) = π – arccosα;

arctg(-α) = - arctgα;

arcсtg(-α) = π – arсctgα.

Для решения простейших тригонометрических уравнений пользуются тригонометрическим кругом и определениями тригонометрических функций.

Уравнение вида t1714888401ao.gif решается по формуле: х =t1714888401ap.gif

Уравнение вида t1714888401aq.gif решается по формуле: х=t1714888401ar.gif

Уравнение вида t1714888401as.gif решается по формуле: х =t1714888401at.gif

Уравнение вида t1714888401au.gif решается по формуле: х=t1714888401av.gif

Для тригонометрических уравнений не существует единого метода решения. В каждом конкретном случае успех определяется, в частности, знанием тригонометрических формул и навыками решения задач.

 

Лист – помощник

Основное тригонометрическое тождество:

t1714888401aw.pngt1714888401ax.gift1714888401ay.gif

t1714888401az.gif

Дополнительные тригонометрические формулы

Тригонометрические формулы сложения.

 

Простейшие следствия из основного тригонометрического тождества:

t1714888401ba.png

t1714888401bb.png

Синус суммы:

t1714888401bc.png

Синус разности:

t1714888401bd.png

Косинус суммы:

t1714888401be.png

Косинус разности:

t1714888401bf.png

Тангенс суммы:

t1714888401bg.png

Тангенс разности:

t1714888401bh.png

Котангенс суммы:

t1714888401bi.png

Котангенс разности:

t1714888401bj.png

 

Формулы двойного угла.

Синус двойного угла:

t1714888401bk.png

Косинус двойного угла:

t1714888401bl.gif

или

t1714888401bm.gif

или

t1714888401bn.gif

Тангенс двойного угла: t1714888401bo.png

Котангенс двойного угла:

t1714888401bp.png

Формулы половинного угла.

Формула половинного угла для тангенса:

t1714888401bq.png

Формула половинного угла для котангенса:

t1714888401br.png

 

Тригонометрические формулы преобразования суммы в произведение. Сумма синусов:

t1714888401bs.png

Разность синусов:

t1714888401bt.png

Сумма косинусов:

t1714888401bu.png

Разность косинусов:

t1714888401bv.png

Сумма тангенсов:

t1714888401bw.png

Разность тангенсов:

t1714888401bx.png

Сумма котангенсов:

t1714888401by.png

Разность котангенсов:

t1714888401bz.png

Формулы понижения степени.

Формула понижения степени для синуса:

t1714888401ca.png

Формула понижения степени для косинуса:

t1714888401cb.png

Формула понижения степени для тангенса:

t1714888401cc.png

Формула понижения степени для котангенса:

t1714888401cd.png

Тригонометрические формулы преобразования произведения в сумму.

Произведение синусов:

t1714888401ce.png

Произведение синуса и косинуса:

t1714888401cf.png

Произведение косинусов:

t1714888401cg.png

Формулы приведения:

t1714888401ch.png

 

 

Методы решения тригонометрических уравнений.

Основные методы решения тригонометрических уравнений.

I. Метод – алгебраический.

Алгоритм применения метода:

1) Привести уравнение к алгебраическому виду относительно одной из тригонометрических функций. Обозначить полученную функцию переменной t (если необходимо, ввести ограничения на t).

2) Записать и решить полученное алгебраическое уравнение.

3) Сделать обратную замену.

4) Решить простейшее тригонометрическое уравнение.

5) Записать ответ.

Решить уравнения:

1)t1714888401ci.gifРешение:

t1714888401cj.gif

Раскроем скобки

t1714888401ck.gif

t1714888401ay.gif

t1714888401cl.gif

 

t1714888401cm.gif

 

t1714888401cn.gif

Сделаем замену: t1714888401co.gif, |t| ≤ 1, получим уравнение:

3t2 + 7 t + 4 =0

 

t1 = - 1 t2 = - 4/3 – не явл. корнем

 

t1714888401cp.gif

Вернёмся к замене:

х = t1714888401cq.gif Z

 

 

2) tg2 x + 2tg x – 3 = 0

Решение:

tg2 x + 2tg x – 3 = 0

Сделаем замену: t1714888401cr.gif, , получим уравнение:

t2 + 2 t - 3 = 0

 

t1 = 1 t2 = -3

Вернёмся к замене:

t1714888401cs.gif

 

t1714888401ct.gif

 

Ответ: t1714888401cu.gif; t1714888401cv.gif

 

Задания для самостоятельного решения.

а) Решите уравнение;

б) Найдите все корни принадлежащие промежутку.

1 а) t1714888401cw.gif; б) [0;2π]

2. а) t1714888401cx.gif б) [-π;π]

3. а) t1714888401cy.gif; б) [0;π]

4. а) t1714888401cz.gif; б) [-π ;0]

5. а) t1714888401da.gif; б) [0;π]

6. а) t1714888401db.gif б) [π;t1714888401dc.gif]

7. а) t1714888401dd.gif; б) [0;2π]

8. а) t1714888401de.gif; б) [-π;t1714888401df.gif]

9. а) t1714888401dg.gif б) [0;t1714888401df.gif]

10. а) t1714888401dh.gif; б) [π;3π]

11. а) t1714888401di.gif; б) [- t1714888401dj.gif;-2π]

12. а) t1714888401dk.gif; б) [t1714888401dl.gif; 4π]

13. а) t1714888401dm.gif б) [-2π; -π]

 

 

 

 

Ответы

1. t1714888401dn.gif

2. t1714888401do.gif

3. t1714888401dp.gif; t1714888401dq.gif

4.t1714888401dr.gif; t1714888401ds.gif

5. t1714888401dt.gif

б) t1714888401du.gif

6. t1714888401dv.gif 7. t1714888401dw.gif

8. t1714888401dx.gif 9. t1714888401dy.gif.

10. t1714888401dz.gif 11.t1714888401ea.gif.

12. t1714888401eb.gif

13. t1714888401ec.gif

 

II. Метод - разложение на множители.

Алгоритм:

1) С помощью формул, преобразовать уравнение.

2) Вынести за скобки общий множитель.

3) Решить простейшие тригонометрические уравнения.

4) Записать ответ.

При решении уравнений такого типа необходимо пользоваться известным правилом: произведение нескольких множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а остальные при этом имеют смысл.

Решить уравнения:

1)t1714888401ax.gif4sin хcos х – 2cos х + 2sin х - 1 = 0

Решение:

4sin хcos х – 2cos х + 2sin х - 1 = 0

 

t1714888401ed.gif

Разложим на множители:

t1714888401ee.gif

 

t1714888401ef.gifили t1714888401eg.gif

 

t1714888401eh.gif, t1714888401ei.gif, х = t1714888401ej.gif Z,

x = t1714888401ek.gif

Решим первое уравнение:

t1714888401el.gif

Решим второе уравнение:

Ответ: t1714888401ej.gif Z, t1714888401ek.gif, t1714888401em.gif

 

2) 3tg2 х – 2tg х = 0

Решение:

3tg2х – 2tg х = 0

 

tg х (3tg х – 2) = 0

 

tg х = 0 или 3 tg х – 2 = 0

 

 

t1714888401en.gif

 

t1714888401eo.gif

 

Ответ: t1714888401ep.gif; t1714888401eq.gif.

 

Задания для самостоятельного решения.

а) Решите уравнение;

б) Найдите все корни принадлежащие промежутку.

14. а) t1714888401er.gif б) [- t1714888401dl.gif;- π]

15. а) t1714888401es.gif б) [ t1714888401dc.gif; 3π]

16. а) t1714888401et.gif б) [2π;t1714888401dj.gif]

17. а) t1714888401eu.gif; б) [2π;t1714888401dj.gif]

18. а) t1714888401ev.gif; б) [-2π;t1714888401ew.gif]

19. а) t1714888401ex.gif б) [0;t1714888401df.gif]

20. t1714888401ey.gif б) [2π;3π]

21.t1714888401ez.gif б) [3π;4π]

 

Ответы

 

14. t1714888401fa.gif

15. t1714888401fb.gif

16.t1714888401fc.gif; 17. t1714888401fd.gif

18. t1714888401fe.gif

19. t1714888401ff.gif.

20. t1714888401fg.gif.

21. t1714888401fh.gif

 

III. Метод - приведение к однородному уравнению.

Уравнения вида: a sin x + b cos x = 0; a sin2x + b sin x cos x + c cos2x = 0 называются однородными относительно sin x и cos x.

Алгоритм применения метода:

1) Разделить обе части уравнения на: cos x ≠ 0; или cos2x ≠ 0.

2) Получить уравнение относительно tgx: tgx +а = 0 или atg2x+btgx+c=0

3) Решить уравнение известными способами.

Решить уравнения:

1) sin2 x + 2 sin(π– x) cos x – 3cos2 (2π – x) = 0

t1714888401ax.gifРешение:

sin2 x + 2 sin(π– x) cos x – 3cos2 (2π – x) = 0

Преобразуем уравнение, применяя формулы приведения;

sin2 x + 2 sinx cos x – 3cos2 x = 0

Разделим уравнение на cos2 x, cos2x ≠ 0

tg2 x + 2tg x – 3 = 0

Введём новую переменную и решим квадратное уравнение:

t2 + 2 t - 3 = 0

 

t1 = 1 t2 = -3

Вернёмся к замене:

t1714888401cs.gif

 

t1714888401ct.gif

 

Ответ: t1714888401cu.gif; t1714888401cv.gif

 

2) 3sin 2 3x - t1714888401fi.gif 3 sin3xcos3x + 5cos2 3x = 2

Решение:

3sin 2 3x - t1714888401fi.gif sin3xcos3x + 5cos2 3x = 2

Преобразуем правую часть уравнения:

3sin 2 3x - t1714888401fi.gif sin3xcos3x + 5cos2 3x =

= 2sin 2 3x + 2 cos2 3x

Привести подобные и получится уравнение:

sin 2 3x - t1714888401fi.gifsin3xcos3x + 3cos2 3x = 0

Разделим уравнение на cos2 x, cos2x ≠ 0 и получим уравнение:

tg2 3x – 2t1714888401fj.giftg3x + 3 = 0

Введём новую переменную и решим квадратное уравнение

tg 3x = t1714888401fj.gif

 

3х = t1714888401fk.gif

 

х = t1714888401fl.gif

 

 

Задания для самостоятельного решения.

а) Решите уравнение;

б) Найдите все корни принадлежащие промежутку.

22.a) t1714888401fm.gif б) [ t1714888401fn.gif;6π]

23. a) t1714888401fo.gif б) [- t1714888401df.gif;0]

24. а) t1714888401fp.gif б) [-3π;-2π].

25. а) t1714888401fq.gif б) [-3π;-2π].

26. а) t1714888401fr.gif ; б) [3π;4π].

27. а) t1714888401fs.gif б) [0;π].

28. а) t1714888401ft.gif б) [-3π;-2π].

29. а) t1714888401fu.gif б) [2π;3 π]

30. а) t1714888401fv.gif б) [ t1714888401fw.gif; -2π]

31.а) t1714888401fx.gif б) [π;t1714888401fy.gif

Ответы

22. t1714888401fz.gif

23. t1714888401ga.gif.

24. t1714888401gb.gif

25. t1714888401gc.gif

26. t1714888401gd.gif

27.t1714888401ge.gif

28.t1714888401gf.gif

29.t1714888401gg.gif

30.t1714888401gh.gif

31.t1714888401gi.gif.

 

IV. Метод - переход к половинному углу.

Решение уравнений основано на применении формул удвоенного аргумента.

t1714888401gj.gif

t1714888401gk.gif

Решить уравнение: t1714888401gl.gif.

Решение:

t1714888401gl.gif

Преобразуем левую и правую части уравнения, используя формулы синуса и косинуса двойного угла и приём с приписыванием единичного множителя:

t1714888401gm.gif

Привести подобные и получится уравнение:

t1714888401gn.gif

Разделим уравнение на cos2 x, cos2x ≠ 0 и получим уравнение:

tg2 x – 6 tgx + 9 = 0

Введём новую переменную и решим квадратное уравнение:

tg x = t1714888401go.gif

 

х = t1714888401ax.gif

 

Ответ: t1714888401gp.gif

 

 

Задания для самостоятельного решения.

а) Решите уравнение;

б) Найдите все корни принадлежащие промежутку.

32. а) sin2x +2cosx =0; б) [-π;t1714888401gq.gif

33. а) 2sin4 x +3cos2x + 1 = 0; б) [π;t1714888401gr.gif

34. а) cos2 x – 0,5sin2x +cosx =sinx; б) [t1714888401df.gif;2π]

35. а) 0,5sin2x+sin2 x-sinx =cosx; б) [- t1714888401gs.gif;t1714888401ew.gif]

36. а) cos2x -3cosx +2 =0; б) [- t1714888401gt.gif;-t1714888401dl.gif]

Ответы

32. t1714888401gu.gif 33. t1714888401gv.gif

34. t1714888401gw.gif

35. t1714888401gx.gif.

36.t1714888401gy.gif.

 

V. Метод - введение вспомогательного угла.

Одним из способов решения уравнений вида t1714888401gz.gif является введение вспомогательного угла. Разделим обе части уравнения на t1714888401ha.gif. Полученное уравнение решить известными способами.

Решите уравнение: 12cos x – 5sin x + 13 = 0.

Решение:

12cos x – 5sin x + 13 = 0.

t1714888401hb.gif

t1714888401hc.gif.

t1714888401hd.gifcos x – t1714888401he.gifsin x + 1 = 0.

Пусть t1714888401hf.gif, тогда записываем уравнение:

t1714888401hg.gif

Применяем формулу косинус суммы:

t1714888401hh.gif

 

t1714888401hi.gif= t1714888401hj.gif

 

t1714888401hk.gif= t1714888401hl.gif

x = t1714888401hm.gif

Где t1714888401hn.gif = t1714888401ho.gif

Ответ: t1714888401hm.gif

 

 

Задания для самостоятельного решения.

а) Решите уравнение;

б) Найдите все корни принадлежащие промежутку.

37. a) t1714888401hp.gif б) [- t1714888401dl.gif;t1714888401ew.gif]

38. a) t1714888401hq.gif б) [t1714888401hr.gif;π]

39.а) t1714888401hs.gif б) [π;t1714888401ht.gif

40. а) t1714888401hu.gif б) [π;t1714888401gr.gif

 

Ответы

37. t1714888401hv.gif

38. t1714888401hw.gif

39.t1714888401hx.gif

40.t1714888401hy.gif

 

VI. Метод - преобразование произведения в сумму.

С помощью формул (приложение 1) уравнение преобразовывается из произведения в сумму. Решить полученное уравнение известными способами.

Решите уравнение:

t1714888401hz.gif

Решение:

t1714888401hz.gif

С помощью формул уравнение преобразовывается из произведения в сумму:

t1714888401ia.gif

 

t1714888401ib.gif

 

t1714888401ic.gif

 

2 t1714888401id.gif

 

t1714888401ie.gif; 5х = t1714888401if.gif

 

t1714888401ig.gif

t1714888401ih.gif

 

Ответ: t1714888401ii.gif; t1714888401ij.gif

 

Задания для самостоятельного решения.

Решите уравнение:

41. t1714888401ik.gif (Ответ: t1714888401il.gif)

 

VII. Метод - универсальная подстановка.

Используется универсальная тригонометрическая подстановка:

t1714888401im.gif, которая позволяет все тригонометрические функции аргумента х выразить рационально относительно t1714888401in.gif. Получим следующие формулы:

t1714888401io.gif

С помощью универсальной подстановки можно любое уравнение вида t1714888401ip.gif свести к алгебраическому уравнению.

Важно при этом помнить, что, делая замену, можно потерять те корни исходного уравнения, для которых t1714888401iq.gif не определён, то есть значения t1714888401ir.gif их нужно проверять отдельно.

Необходимо подчеркнуть, данные методы могут быть ещё значительно расширены. При этом, как правило, в процессе решения тригонометрического уравнения приходится использовать не один, а несколько из указанных выше методов, их комбинацию.

Решите уравнение:

Решение:

sin x+ cos x=1

С помощью универсальной подстановки можно уравнение сведём к алгебраическому уравнению.

 

t1714888401is.gif

t1714888401it.gif

t1714888401iu.gif+ 1 - t1714888401iv.gif = t1714888401iw.gif

 

t1714888401ix.gif

 

t1714888401iy.gif

 

t1714888401iz.gif

 

t1714888401ja.gif= t1714888401jb.gif

Ответ: t1714888401jc.gif; t1714888401jd.gif

 

Задания для самостоятельного решения.

Решите уравнение:

42. 5sin x – 5 cos x = 7

(Ответ: 2 arcсtg 3 + 2πn, n Є Z; 2arctg 2 + 2πk, k Є Z)

 

 

 

 

Образец оформления решения заданий по материалам ЕГЭ

а). Решите уравнение cos2x + 3sin2x=1,25.

б). Найдите корни, принадлежащие отрезку [π;t1714888401dl.gif].

а). Решение:

cos2x + 3sin2x=1,25.

Используя формулу cos2x = cos2xsin2x, получим:

cos2x – sin2x+3sin2x=1,25; cos2x +2sin2x=1,25; (cos2x +sin2x) + sin2x =1,25;

Используя основное тригонометрическое тождество, получим:

1 + sin2x = 1,25, sin2x = 0,25, sinx = t1714888401je.gif.

Если sinx = 0,5 то x=(-1)nt1714888401jf.gif+πn, nt1714888401jg.gifZ. Если sinx =t1714888401jh.gif, то x=(-1)к+1t1714888401jf.gif+πк, кt1714888401jg.gifZ.

б). Проведём отбор корней на интервале [π;t1714888401dl.gif] с помощью числовой окружностью.

t1714888401ji.gif
х1= t1714888401jj.gif,

х2= t1714888401jk.gif

х3 = t1714888401jl.gif

 

 

 

Ответ: а) (-1)nt1714888401jf.gifn, nt1714888401jg.gifZ;

(-1)к+1t1714888401jf.gif+πк, кt1714888401jg.gifZ;

б) t1714888401jm.gif, t1714888401jn.gif t1714888401jo.gif

 

 

2. a) Решите уравнение sin2x = sin (t1714888401df.gif+x).

б) Найдите корни, принадлежащие отрезку [-t1714888401dj.gif; -2,5π]

Решение:

Используя формулу sin2x =2sinxcosx, за­пи­шем ис­ход­ное урав­не­ние в виде:

2sinxcosx = cosx,  sinxcosx - cosx = 0 , cosx (2sinx – 1) = 0. Значит, cosx = 0, откуда х = t1714888401jd.gif или 2sinx -1 = 0, sinx = 0,5, откуда

х = =(-1)к t1714888401jf.gif+πк, кt1714888401jg.gifZ.

б). Отберём корни из отрезка [-t1714888401dj.gif; -2,5π].

Для уравнения cosx = 0 - это -t1714888401dj.gif;. -2,5π

Для уравнения sinx = t1714888401jp.gif: t1714888401jq.gif

Найдём k из формулы t1714888401jr.gif.

t1714888401js.gif

 

t1714888401jt.gift1714888401ju.gif, t1714888401jv.gift1714888401jw.gif, t1714888401jx.gif,

 

t1714888401jy.gif, t1714888401jz.gif t1714888401ka.gif.

На данном промежутке целых значений k нет.

Найдём k из формулы t1714888401kb.gif.

t1714888401kc.gif

t1714888401kd.gift1714888401ju.gif, t1714888401ke.gift1714888401kf.gif, t1714888401kg.gif, t1714888401kh.gif t1714888401ki.gif, k = -2, x = t1714888401kj.gif.

Ответ: а). t1714888401kk.gif t1714888401kl.gif б). -t1714888401dj.gif;. -t1714888401dl.gif; t1714888401kj.gif

 

3. а) Решите уравнение t1714888401km.gif

б) Найдите все корни этого уравнения,

Решение.

Запишем исходное уравнение в виде:

t1714888401kn.gif

t1714888401ko.gif;

t1714888401kp.gif

t1714888401kq.gif

t1714888401kr.gif

t1714888401ks.gif

б) Отберём корни, принадлежащие отрезку [- t1714888401dj.gif;t1714888401kt.gif]

1. Найдём к из формулы t1714888401ku.gif.

t1714888401kv.gift1714888401kw.gif

На данном промежутке два целых значений к: к = -3 и к = -2. Следовательно, х1 = -3π,

х2 = -2π.

2. Найдём n из формулы t1714888401kx.gif

а) t1714888401ky.gif

t1714888401kz.gift1714888401la.gift1714888401lb.gif

На данном промежутке целых значений t1714888401lc.gif нет.

б) t1714888401ld.gif

t1714888401le.gift1714888401lf.gift1714888401lg.gif

На данном промежутке n = -1. Следовательно, х = t1714888401lh.gif,

Ответ: а) t1714888401li.gif; t1714888401lj.gif; б) -3π, -2π; t1714888401lk.gif.

 

 

Задания для самостоятельного решения.

1. а) Решите уравнение t1714888401ll.gif.

б) Укажите корни, принадлежащие отрезку t1714888401lm.gif.

Ответ:

t1714888401ln.gif

2. а) Решите уравнение t1714888401lo.gif.

б) Укажите корни, принадлежащие отрезку t1714888401lp.gif.

Ответ:

t1714888401lq.gif

3. а) Решить уравнение: 6cos2x – 7cosx – 5 = 0.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401lr.gif.

Ответ:

t1714888401ls.gif

Ответ: t1714888401lt.gif

4. а) Решить уравнение t1714888401lu.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401lv.gif.

Ответ: t1714888401lw.gif

5. а) Решить уравнение t1714888401lx.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401ly.gif.

Ответ: t1714888401lz.gif

6. а) Решить уравнение t1714888401ma.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mb.gif.

Ответ:

t1714888401mc.gif

7. а) Решить уравнение t1714888401md.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401me.gif.

Ответ: t1714888401mf.gif

8. а) Решить уравнение t1714888401mg.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mh.gif

Ответ: t1714888401mi.gif

9. а) Решить уравнение t1714888401mj.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mk.gif.

Ответ:

t1714888401ml.gif

10. а) Решить уравнение t1714888401mm.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mn.gif.

Ответ:

t1714888401mo.gif

11. а) Решить уравнениеt1714888401mp.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mq.gif.

Ответ:

t1714888401mr.gif

12. а) Решить уравнение t1714888401ms.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mt.gif.

Ответ:

t1714888401mu.gif

13. а) Решить уравнение t1714888401mv.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mw.gif.

Ответ:

t1714888401mx.gif

14. а) Решить уравнение t1714888401my.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезку t1714888401mz.gif.

Ответ:

t1714888401na.gif

15. а) Решить уравнение t1714888401nb.gif.

б) Укажите его корни, принадлежащие отрезкуt1714888401nc.gif

Ответ:

t1714888401nd.gif

Тест

Вариант 1

 

1. Решите уравнение t1714888401ne.gif.

2. Решите уравнение t1714888401nf.gif.

3. Решите уравнение t1714888401ng.gif.

4. Решите уравнение t1714888401nh.gif.

5. Решите уравнение t1714888401ni.gif.

Вариант 2

 

1. Решите уравнение t1714888401nj.gif.

2. Решите уравнение t1714888401nk.gif.

3. Решите уравнение t1714888401nl.gif.

4. Решите уравнение t1714888401nm.gif.

5. Решите уравнение t1714888401nn.gif.

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов тестов

 

Вариант 1

Вариант 2

п/п

верные ответы

п/п

верные ответы

1.

t1714888401no.gif

1.

t1714888401np.gif

2.

 

t1714888401nq.gif

2.

 

t1714888401nr.gif

3.

t1714888401ns.gif

t1714888401np.gif

3.

 

t1714888401nt.gif

4.

t1714888401nu.gif

4.

t1714888401nv.gif

5.

t1714888401nw.gif

5.

t1714888401nx.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

Эталоны решения задач

t1714888401ny.png

t1714888401nz.jpg

t1714888401oa.jpgt1714888401ob.jpg

t1714888401oc.jpg

t1714888401od.jpg

t1714888401oe.jpg

t1714888401of.jpg

t1714888401og.jpg

t1714888401oh.jpg

t1714888401oi.jpg

 

ЛИТЕРАТУРА

С.А. Шестаков, П.И. Захаров. ЕГЭ. Математика. Уравнения и системы. М. : МНЦМО, 2011 – 120 с.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2020 года по математике. Профильный уровень.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2021 года по математике. Профильный уровень.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2022 года по математике. Профильный уровень.

ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под. Редакцией И.В. Ященко. – М. «Национальное образование», 2022 – 224 с. – (ЕГЭ. ФИПИ - школе).

ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под. Редакцией И.В. Ященко. – М. «Национальное образование», 2021 – 224 с. – (ЕГЭ. ФИПИ - школе).

https://math100.ru/ege-profil2022

http://www.webmath.ru/poleznoe/trig_formules.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.