Методическая разработка учебного занятия «Решение тригонометрических уравнений»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГАПОУ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Методическая разработка
открытого учебного занятия
по дисциплине ОУД.04 Математика
тема: «Решение тригонометрических уравнений»
Разработала Биктимерова Динара Ильдаровна,
преподаватель математики
высшей категории
Стерлитамак, 2020
Аннотация
Методическая разработка «Решение тригонометрических уравнений» –учебное занятие из раздела «Основы тригонометрии», изучаемое в рамках дисциплины ОУД. 04 Математика. Учебное занятие обладает большим потенциалом как для преподавателя, так и для обучающегося. Преподавателю дает возможность в полной мере проконтролировать уровень теоретических знаний, умений, навыков обучающихся, заинтересовать обучающихся, активизировать процесс обучения, повысить качество образования. Обучающемуся – восполнить «пробелы», продемонстрировать полученные знания, умения, навыки как во время занятия, так и в практической деятельности при решении задач с профессиональной направленностью. С целью достижения поставленных целей и задач используется сочетание активных методов, приемов, педагогических технологий. Материал разработан с учетом дифференцированных заданий на достижение целей, указанных в рабочей программе:
обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач,
используются элементы проблемного обучения.
Методическая разработка предназначена для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих.
Автор разработки Биктимерова Динара Ильдаровна – преподаватель математики высшей квалификационной категории государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакского колледжа строительства и профессиональных технологий.
Карта учебного занятия
Тема учебного занятия: «Решение тригонометрических уравнений»
Цель учебного занятия: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) и умений решать тригонометрические уравнения.
Задачи учебного занятия:
Образовательные:
проверить уровень усвоения теоретических знаний свойств тригонометрических функций, тригонометрических формул;
закрепить умение применять вычислительные навыки действий с числами через решение тригонометрических уравнений.
Развивающие:
развивать умения применять полученные знания по тригонометрии на практике;
формировать умения анализировать и обобщать знания в процессе решения тригонометрических уравнений;
формировать умения выполнять различные вычисления, связанные с решением уравнений;
развивать умения логически мыслить, аргументировать, доказывать доводы;
развивать умение конкретизировать знания при использовании формул.
Воспитательные:
продолжить развитие навыков самоконтроля и умения работать с учетом заданного времени при выполнении самостоятельной работы;
продолжить формирование коммуникативных навыков при работе в группах;
создавать условия для воспитания старательности, аккуратности и внимательности при записи формул;
продолжить воспитание осознанной потребности в знаниях;
продолжить воспитание познавательного интереса к предмету и умения видеть красоту окружающего мира.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование логического мышления, наблюдательности, интуиции, упорства, воли при достижения цели, самостоятельности;
формирование умения обобщать, конкретизировать материал.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
формирование умения выстраивать речевые высказывания;
формирование умений работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
формирование чувства коллективизма;
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
обучение способам применения формул при решении тригонометрических уравнений;
совершенствование вычислительных навыков;
изучение методов решения тригонометрических уравнений;
обучение способам применения формул для решения тригонометрических уравнений.
Тип учебного занятия: адаптивный комбинированный.
Методы обучения: работа в парах, практическая работа, эвристическая беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, устный счет, выполнение тренировочных упражнений, элементы проблемного обучения.
Оборудование и наглядные пособия: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, презентация опережающего задания, карточки для рефлексии, раздаточный материал.
План учебного занятия:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 5 мин.
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению
нового материала 8 мин.
4. Изучение нового материала 15 мин.
5. Закрепление нового материала 8 мин.
6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия 7 мин.
7. Домашнее задание 1 мин.
Технологическая карта с дидактической структурой учебного занятия
Дидактическая структура учебного занятия* | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | ||||||||||||
Организационный момент | Приветствие. Получение от дежурных кратких письменных сведений об отсутствующих | ||||||||||||||
Проверка домашнего задания | 3 студентов работают у доски по вызову преподаватели и 1 студент показывает решение уравнения из д/з. Остальные студенты в малых группах по 2 человека выполняют задания, указанные на слайде. | Выдает задания для выполнения и контролирует их выполнение |
| ||||||||||||
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Работа в больших группах по 6 человек – 4 группы, которые решают уравнения, применяя основные тригонометрические тождества, формулы приведения и т.д. 1 представитель из группы показывает решение на доске | Контроль выполнения задания. Все вышерассмот-ренные уравнения – это тригоно-метрические уравнения, а по виду? - простейшие | |||||||||||||
1 студент дает определение философии; 2 студент раскрывает понятие дедуктивного метода исследования; 3 студент раскрывает понятие индуктивного метода исследования Ребята называют тему урока, записывают его в тетрадь, а также план изучаемого материала | Задает наводящие вопросы | ||||||||||||||
Изучение нового материала | Ребята конспектируют | Преподаватель рассказывает об алгебраическом методе решения тригонометрических уравнений и показывает решение уравнения на данный метод | |||||||||||||
Закрепление нового материала | Ребята решают уравнения на выбор: 3 чел. у доски, остальные в тетрадях 1 студент представляет индивидуальный проект на тему: «Тригонометрия в профессии «Сварщик» (Приложение 2) | Задает дифференцированные задания | |||||||||||||
Изучение нового материала | Ребята конспектируют | Преподаватель рассказывает о методе разложения на множителе решения тригонометрических уравнений | |||||||||||||
Закрепление нового материала | Ребята делятся на 3 варианта и по одному чел. из каждого варианта решают у доски, остальные – в тетрадях 1 студент представляет презентацию на тему: «Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека» (Приложение 3) | Задает и контролирует выполнения задания Обращает внимание на дополнительные условия при решении уравнений и показывает пример решения уравнения с учетом этих условий | |||||||||||||
Подведение итогов Контроль Коррекция | Отвечают на вопросы | Задает вопросы. Оценка работы обучающихся на уроке | |||||||||||||
Рефлексия | Отвечают на вопросы | Предлагает обучающимся ответить на вопросы по теме. | Карточки для рефлексии: ФИО, № группы
Подчеркните выбранный ответ | ||||||||||||
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | Выдача домашнего задания, в том числе опережающего |
Литература
1. Башмаков М.И.Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – 5-е изд., исправ. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
2. Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для
учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.
3. Профессия – учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной
ориентации и профильного обучения школьников / А. С. Роботова, И. Г.
Шапошникова, В. А. Родионова и др.; под ред. А. С. Роботовой. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.]; под ред.
В. А. Сластёнина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2013.
6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб.
пособие. М.: Гардарики, 2004.
Интернет ресурсы.
1. http://festival.1september.ru
3. www.mathematics.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Раздаточный материал - карточки для рефлексии
ФИО, № группы
Подчеркните выбранный ответ.
1. Задачи, поставленные для совместной работы ты понял | сразу/после дополнительного объяснения |
2. На занятии я работал | активно/пассивно |
3. Своей работой я доволен | доволен/не доволен |
4. Занятие показалось мне | коротким/длинным |
5.Материал урока мне был | понятен/не понятен; полезен/бесполезен |
6. Моя самооценка | повысилась/понизилась |