12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Урок развития речи по теме «Зима».

(Творческая мастерская)

4 класс УМК «Школа 2100»

Составила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

г. Лахденпохья

2016/2017

Тема: Урок развития речи по теме «Зима». (Творческая мастерская).

Цели урока:

1. Обучающая:

2. Развивающая:

-способствовать  развитию речи  учащихся;

-способствовать   развитию  творческого  воображения  детей, их  чувств  и  эмоций;

- способствовать развитию логических способностей;

-развивать  коммуникативные  навыки, умение  работать  в  команде;

3. Воспитательная:

-воспитывать  любовь  к  природе;

-воспитывать  интерес  к творчеству.

Оборудование: карточки, маршрутный лист, презентация.

Ход урока.

Организационный момент «Поздороваемся глазами».

Предложить учащимся поздороваться глазами с гостями, улыбнуться им, посмотреть друг на друга, пожелать успехов творческих и сил, чтоб на уроке каждый себя проявил.

У  нас  урок  развития  речи. Тему урока вы узнаете, написав буквенный диктант.

Основная часть

1. Буквенный диктант.

а) Назовите звонкий парный звуку с З

б) Жи –ши - пиши с буквой…. И

в) Что стоит посредине земли? М

г) Вторая буква в слове пальто. А

- Какое получилось слово? Зима.

- Кто догадался, о чём будем вести сегодня разговор на уроке по развитию речи (о зиме)?

Итогом  нашей  работы  будет  творческая работа, в которой вы  сможете  выразить  свое    отношение к зиме, поделиться  с  нами  своими  впечатлениями о зиме.

2. Интеллектуальная разминка.

Проведём разминку. Я буду загадывать загадки, отгадки записывайте в тетради. На доске записывают отгадки, указать орфограммы.

Если он зимой ударит,

Спрятать всех носы заставит. (мороз)

Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся. (сугроб)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (снегири)


Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад)

 

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (
кормушка)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружиться?

Стелет белую постель?

Это – снежная ….. (метель)

2 слайд. Показать слайд с этими явлениями природы.

- Назовите синонимы к слову метель (вьюга, пурга, снежный ураган, буран)

Метель, вьюга, буран, пурга - слова синонимы, имеют одинаковое значение. Представляют они собой перенос снега высоким порывом ветра.

- Составьте предложение с любым из этих слов. (Буран бушевал всю ночь. Метель замела все стежки-дорожки. На дворе разыгралась настоящая зимняя вьюга. Сильная пурга заставила друзей остаться дома.)

3 слайд. 3. Логически-поисковая задача.

Записать название зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Проверить написание слов.

Что общего в этих словах?

- Все зимние месяца.

- В конце ь.

- 2 слога.

- Второй слог ударный.

- Одинаковое количество звуков.

4. Гибкость мышления. Записать ответы цифрами.

- Сколько сторон у треугольника? (3)

- Из 100 вычесть 99. (1)

- Цифра, которая похожа на букву з. (3)

- На какое число нужно разделить 27, чтобы получить 27? (1)

- На какое число надо умножить 5, чтобы получить 10? (2)

- Количество сторон квадрата увеличить на 5. (9)

- Объедините парами записанные цифры по порядку. 31, 31, 29.

- Как эти числа связаны с нашей темой «Зима»?

Декабрь и январь – 31 день, 29 дней – в феврале.

- Как называется год, в котором 29 дней (високосный)?

- 2016 год – високосный (да)?

- Назовите следующий високосный год (2020).

5. Какого цвета зима? Отвечать одним словом.

- Бим, у которого чёрное ухо. (белый)

- Иней, который лёг на провода. (синий)

- Козлёнок, живший у бабушки. (серый)

- Кузнечик, сидевший в траве. (зелёный)

- Вагон, который бежит, качается (голубой)

- Что бы вы раскрасили на зимней картинке этими цветами?

4 слайд. Предложить на слайде посмотреть картины художников

К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Зимний пейзаж» и И. Грабаря «Февральская лазурь»

- Какой цвет обозначает лазурь? Лазурь — один из оттенков голубого цвета).

6. Предложить отрывки из стихов.

- Какие краски используют поэты при написании стихотворений о зиме.

 

Подчеркнуть цвета, которые встречаются в стихотворениях поэтов. Социоконструкция (работа  в  группе).

(Пурпур – между красным и фиолетовым. На цветовом круге пурпурные оттенки занимают место между красным и фиолетовым. Алый - яркий оттенок красного цвета).

7. Поговорки, пословицы.

Не только поэты и писатели, но и русский народ посвятил свои произведения зимней теме.

Соедините части пословиц о зиме. Работа в группе.

Мороз не велик,

больше хлеба.

Готовь сани летом,

зиме – середина.

Январь – году начало,

да стоять не велит.

Больше снега,

а телегу зимой.

Сугроб да вьюга -

что летом припасено.

Зима спросит,

два друга.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Январь – году начало, зиме – середина.

Больше снега, больше хлеба.

Сугроб да вьюга - два друга.

Зима спросит, что летом припасено.

5 слайд.

7. Прочитайте шифровку и узнайте, какая зима. Работа в парах. (Внимание, быстрота, реакция).

 

е

и

л

В

м

н

з

!

ц

и

а

а

о

б

ш

 
 

 

5

8

3

1

13

7

11

15

9

12

14

10

2

6

4

 
                   

-

         

Волшебница - зима!

6 слайд.

8. Творческая работа. «Волшебница-зима» = это есть тема вашей творческой работы. Можно написать текст в виде повествования, описания или рассуждения. Можно воспользоваться опорными словами:

Мне нравится…

Я доволен …

Я благодарен…

Я восхищён…

Меня удивляет…

Мне приятно…

Я согласен…

Учащимся с ОВЗ дать задание: составить связный текст из неполных предложений

Тихо в _________________ лесу. Снегопад замёл __________________ следы. Вот из сосняка раздался ______________________перестук. Это __________________ дятел трудится над ________________ шишкой. _______________ умелец загнал шишку в расщелину _______________ сосны. Дятел _________________ разбивал шишку клювом и доставал _________________ семена.

Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.

Тихо в зимнем лесу. Снегопад замёл лесные следы. Вот из сосняка раздался знакомый перестук. Это красногрудый дятел трудится над сухой шишкой. Пёстрый умелец загнал шишку в расщелину сухой сосны. Дятел старательно разбивал шишку клювом и доставал вкусные семена.

9. Афиширование.

- Кто  желает  прочитать  вслух  свою  работу? (2-3 ученика).

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Однажды ясным зимним днём…»

Итог урока.

- Вам понравился урок?

-А мне понравилось, как вы работали.

 

Стихи о зиме

Зимнее утро

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

 

А.С. Пушкин


 

Синее и белое

Белая зима. Все в инее.
Снежная баба от стужи синяя.
Ни обеда не ест, ни ужина.
Снежная баба, ты простужена?
— Что ты, чудак, тепла мне не нужно.
С синею стужей живу я дружно.
Что может быть лучше мороза да инея?
Земля белая. Небо — синее.

Ф.Грубин

Встреча зимы

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

И.С. Никитин

Зимушка-зима

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.

А. Прокофьев

Зимние краски

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
блестки серебристые.

В. Фетисов

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

И. Бунин.

Зима-рукодельница

Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!

Е. Явецкая

Зимняя радость

Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.

Г. Ладонщиков

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Степаненко Валентина Ивановна, 20.12.16 в 19:48 1Ответить Пожаловаться
Уважаемая, Наталья Алексеевна! Спасибо, что отметили мой урок! Давала его сегодня для молодых коллег района! На уроке была моя бывшая ученица, теперь коллега. Услышала тёплые слова в свой адрес. Есть стимул работать дальше!
Евгений Алексеевич, 20.12.16 в 20:03 2Ответить Пожаловаться
Только вперед! Удачи, душа неугомонная.....
Степаненко Валентина Ивановна, 20.12.16 в 21:23 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Мне уже 64 года. Переживаю, что осталось работать мало! Вот и стараюсь! Дети и муж ругаются со мной, что я работаю. говорят, что стыдно им! А я отвечаю, что радуйтесь, что я полна творческих сил!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.