Технологическая карта урока письма и развития речи по теме «Предлоги» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Автор: Чабанова Светлана Новомировна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СО «Школа АОП № 6 г. Саратова»
Технологическая карта урока письма и развития речи 4 класс
Тема урока. |
«Предлоги». |
Цель урока. |
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о предлогах. |
Задачи урока. |
Образовательные задачи. Учить отличать предлоги от других слов; учить применять правила о предлогах при написании, упражнять в правильном подборе предлогов при составлении предложений. учить полно и правильно отвечать на вопросы. Коррекционно – развивающие задачи. Коррекция и развитие внимания, мышления путем понимания словесной инструкции, при работе с наглядностью; развитие памяти память при работе с правилами, развитие устной и письменной речи при работе с текстом; развитие общей и мелкой моторики Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к учебе, предмету. Воспитывать самостоятельность. Воспитывать нравственные качества личности: взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности в работе. |
Тип урока |
повторно-обобщающий |
Педагогические технологии. |
Технология разноуровневого обучения; - информационно-коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии; - технология проблемного обучения. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся. |
Индивидуальная, фронтальная, групповая. творческое задание. |
Методы. |
Словесные, наглядные, практические. |
Планируемые результаты. |
Метапредметные. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Личностные - формирование положительного отношение к учёбе, развитие творческого воображения. Познавательные УУД - раскрывать значение понятия «предлог» – умение анализировать, находить ответ на проблемный вопрос. Коммуникативные УУД – умение слушать собеседника и вступать в диалог, правильно говорить, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оказывать взаимопомощь. Предметные УУД -знание правила о раздельном написании предлогов с другими словами; - умение применять знания в жизненных ситуациях. |
Оборудование. |
Учебник Аксенова, Галунчикова: Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ (VIII вида). Презентация. Карточки с заданием. Раздаточный материал. |
Образовательные ресурсы. |
https://www.google.ru/search?q http://zagadka.pro/team-5.html http://www.prozagadki.ru/190-zagadki-pro-buratino.html https://www.google.ru/search?q http://dicktanty.ru |
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учеников. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов. |
|
Организационный момент. |
Ребята, успокойтесь, настройтесь на урок письма. Внимание! Проверь, дружок, |
Проверка рабочих мест. |
СЛАЙД |
|
Проверка домашнего задания. |
Все выполнили домашнее задание? Откройте, пожалуйста тетради. (Проверка домашнего задания и сбор тетрадей) |
Да! |
||
Чистописание. |
- Ребята, посмотрите на доску. Что здесь записано – отдельные буквы или слова? - Какие это слова? - Правильно, здесь записаны предлоги. Сегодня на минутке чистописания мы пропишем предлоги в данной последовательности, столько сколько уместится на строчке. Илья, Слава, Наташа, Антон пропишут их один раз. Но прежде проведем разминку для рук. Скрестив пальцы в «замок» На двери висит замок. Дыхательная гимнастика. – Подуйте на свои ладошки. (Зрительная гимнастика.) - Пошевелите большим пальцем левой руки и найдите его глазами. А теперь пошевелите большим пальцем правой руки и также найдите его глазами. Молодцы! - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - А теперь минутка чистописания. Сядьте все ровно, выпрямите спинку, чтобы вам было удобно. - Записываем число, Классная работа. Старайтесь писать красиво и аккуратно. - Молодцы. |
На доске записаны слова. Это предлоги. Дети выполняют. Дата. Классная работа. в на по из к за с |
в на по из к за с
СЛАЙД (Плакат о правильной посадке) |
|
Словарная работа |
- А сейчас, мы с вами проведем словарный диктант. Приготовились. Автобус, минута, лестница, метро, трамвай. - Как напишет это слово….). - Давайте с одним из слов составим предложение, Пусть это будет слово – автобус. Запишите это предложение в тетради. – Ребята, скажите, есть ли в этом предложении предлог? Назовите его. - Молодцы! |
Дети пишут под диктовку. Названные ученики комментируют написание слов, проставляют ударение) Дети составляют предложение. – Ребята едут в автобусе. Да. Это предлог «в». |
||
Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний. |
- Наверное вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Правильно, и тема нашего урока так и называется: «Предлоги». Мы с вами поговорим о предлогах, вспомним для чего они служат, как пишутся с другими словами, какие бывают предлоги. Над этой темой работаем уже не один день. - Итак, что же такое предлоги? - Какие вы знаете предлоги? Назовите их. |
Мы будем говорить о предлогах. Предлоги это слова. (Дети называют знакомые предлоги.) |
||
Работа по теме. |
- В русском языке существует множество и других предлогов. Прочитайте предлоги. - Что изображено на картинке? Давайте ответим на вопросы и запишем ответ. (Записываю на доске.) Запишите предложение в тетрадь. - Какой предлог мы использовали?
- Как пишутся предлоги с другими словами? Давайте вспомним правило. 2.Сейчас мы выполним следующее задание. - Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Чего не хватает в предложениях? Давайте вставим предлоги в предложения. - Молодцы! - А теперь запишите эти предложения в тетрадь. Илья, Данил, Слава, Наташа, Антон и Маша запишут только первое предложение. а все остальные ребята запишут все 3. - Все уже записали? - Положите ручки, сядьте ровно. Посмотрите, здесь записаны 2 варианта теста. (1 вариант - без предлогов, 2 - с предлогами) - Ребята, посмотрите на тексты. Сравните их. Попытайтесь прочитать текст слева с пропущенными словами. И текст справа с вставленными предлогами. - Какой текст читать легче. -Тогда давайте сделаем вывод. Какую роль выполняют предлоги? Для чего они служат? - Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. |
Дети читают. Вишня лежит на тарелке. Предлог «на». Предлоги с другими словами пишутся раздельно. Нет, не связаны. В предложениях не хватает предлогов. (Дети по одному выходят к доске, вставляют предлоги читают предложение). (Дети записывают в тетрадях). Да. Дети читают. Дети читают. Тот текст, где есть предлоги. Предлоги помогают делать предложение понятным, связать слова в предложения. |
СЛАЙД В, на, о, об, с, из, без, над, под, от, до, у. СЛАЙД (Тарелка с вишней.)
СЛАЙД
СЛАЙД … дубом лежат жёлуди. Хитрая лиса подкралась … норе. (Тексты на доске и дублируются в презентации.) СЛАЙД Наступили весенние каникулы. Мы поехали .. деревню .. бабушке. Мама и папа помогали бабушке .. саду. А я отправился гулять .. лес. Наступили весенние каникулы. Мы поехали в деревню к бабушке. Мама и папа помогали бабушке в саду. А я отправился гулять в лес. |
|
Работа с учебником. |
- Ребята, откройте учебник на стр. 119 упражнение 2. Прочитайте задание. Что нужно выполнить? - Мы с вами выполним первый столбик. К доске пойдет … , (остальные ребята записывают в тетрадях). Илья, Данил, Слава, Наташа, Антон и Маша запишут первое и второе предложения. Молодцы! |
В предложения вставить подходящие по смыслу предлоги. (Дети выполняют задание на доске и в тетрадях.) |
||
Физминутка |
А сейчас мы с вами немного отдохнём – физминутку проведем. Мы предлогов много знаем. (Шаг на месте) Мы их все запоминаем: (руки на поясе) На лугу, у дома, в поле, (повороты в стороны) С классом, от подруги, к школе, (наклоны в стороны с поднятой рукой) По тропинке, из берлоги – (присели, встали) Отдельно пишутся предлоги (шаг на месте). Всем спасибо, продолжаем нашу работу. |
Дети выполняют движения. |
||
Самостоятельная работа. |
- А сейчас вы поработаете самостоятельно. Я раздам вам карточки. В карточках записаны предложения, в которые вы должны вставить подходящие по смыслу предлоги изменив слово в скобках– это задание выполнят Полина, Диана, Ирина, Ангелина (1 группа) - Антон, Никита, Маша, Наташа спишут предложения в тетрадь, вставят предлоги, раскрывая скобки. (2 группа) - Илья, Данил, Антон Шишкин спишут предложения и подчеркнут предлоги. (3 группа) -Задание понятно? Приступаем. (Прохожу между рядами, отдельным ученикам оказываю помощь в выполнении задания, слежу за правильной посадкой обучающихся.) Проверка задания. - Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Закройте тетради. |
Да. Дети выполняют задания. Дети проверяют выполненную работу. |
СЛАЙД (Приложение) СЛАЙД (Приложение) СЛАЙД (Приложение) СЛАЙД |
|
Закрепление полученных знаний. |
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. У каждого на столе лежат карточки с предлогами. Работать будем в парах. Я буду читать вам стихотворение – вы внимательно слушать. Услышав знакомые предлоги, вы должны найти и поднять карточку, соответствующую этим предлогам. Задание понятно? - Разложите карточки на столе. Готовы? Тогда начали! 1.Осторожно ветер Из калитки вышел, 2.У дороги кот сидит. - Молодцы! |
Понятно! Готовы! Дети поднимают карточки с предлогами. |
Карточки с предлогами. |
|
Домашнее задание. |
- Сегодня у нас пятница, и поэтому письменное домашнее задание я задавать не буду, а устно повторите предлоги, правило в учебнике на странице 122. - Всем понятно задание? |
Да. |
СЛАЙД |
|
Итог урока. Рефлексия. |
- А теперь скажите: - Какая была тема нашего урока? - Назовите знакомые предлоги. - Для чего нужны предлоги? - Как пишутся предлоги с другими словами? -Чем мы занимались на уроке? - Понравился вам урок ? Что особенно понравилось? -Все ли хорошо работали на уроке? - У вас на партах лежат карточки с оценками 5,4,3,2. Оцените свою работу на уроке. |
- Предлоги. Дети называют. Предлоги нужны для связи слов в предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно. - Чистописанием, писали словарный диктант, работали с текстом, составляли предложения, играли в предлоги). Дети отвечают. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети поднимают карточки. |
СЛАЙД |
|
16. Оценка работы учащихся на уроке. |
- На самом деле сегодня на уроке все ребята принимали участие. Но особенно я хочу выделить ребят, которые работали у доски. .. (Выставление отметок). На этом урок окончен. Всем спасибо. |
Приложение.
Карточка 1. Спиши, вставляя я предлоги, раскрой скобки, изменив слово). Лодка отплыла … (берег). Солнце зашло … (туча). … (конверт) написали адрес. … (дорога) побежали ручейки. Слова для справок: от за по на |
Карточка 2. Спиши, раскрывая скобки. Лодка отплыла (от) берега. Солнце зашло (за) тучу. (На) конверте написали адрес. |
Карточка 3. Спиши. Подчеркни предлоги. Лодка отплыла от берега. Солнце зашло за тучу. |
Ильина Оксана Геннадьевна
Чабанова Светлана Новомировна
Белавина Виталина Николаевна
Чабанова Светлана Новомировна
Юсупова Т. И.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Чабанова Светлана Новомировна