12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баширова Умие Исмаиловна162
Я, Баширова Умие Исмаиловна, учитель технологии (высшей категории). Работаю в школе с 2008 года. Для проведения своих уроков по предмету технология, тщательно подбираю учебный материал, дополнительную литературу, наглядность. Во время проведения уроков ис
Россия, Крым респ., Алушта



Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа №3 им. А.Н. Крисанова» города Алушты

Конспект урока по технологии 6 класс

Тема урока: «Аппликация, как вид лоскутной пластики».



t1677010215aa.jpg

Составила: Баширова Умие Исмаиловна учитель технологи

Предмет: «Технология»

Класс: 6

Раздел программы: «Рукоделие. Художественные ремесла»

Тема: «Аппликация, как вид лоскутной пластики».

Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Лоскутной техникой»

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о «Лоскутной технике», как виде декоративно-прикладного творчества;

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;

Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

Планируемые результаты:

Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

Средства обучения: Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;

Презентация: «Лоскутная техника»;

Раздаточный материал:

- инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление эскиза лоскутного изделия»;

- цветовой круг;

- комплект геометрических фигур.

Учебник технологии 6 класс.

Ход урока:


1.Организационный момент:

Собирает нас звонок 
На замечательный урок! 
Подравнялись, тихо встали, 
Глазки на меня подняли! Садитесь! 
Слайд 1


Какой урок сейчас? 
-Проверяем готовность. 
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»(Ж.Ж.Руссо) Слайд 2

2.Актуализация знаний:

Учащимся предлагается повторить ранее изученный материал, разгадывая кроссворд. В кроссворде цветом выделено ключевое слово определения темы урока. Слайд 3

Разгадай кроссворд «Лоскуток» (на карточках)

1. Приспособление для скалывания.

2.Образец, по которому можно изготовить несколько одинаковых деталей.

3.Середина ткани, сложенной пополам.

4.Плотная бумага.

5.Электрический прибор для утюжения тканей, белья.

6.Тонко скрученная пряжа.

7.Инструмент для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток.

8.Размеры фигуры человека, полученные путем измерений.

"ЛОСКОТОК"

-  Как вы думаете, что это — мусор и его только выбросить или мы можем эти лоскутки каким-либо образом использовать?...... Ответы детей

Вы уже догадались, что я не зря принесла эти лоскутки. Слайд 4

-    Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (варианты предлагаются девочками)

- Что же такое «лоскутное шитьё»?   (ответы детей)- это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания. Слайд 5

-Хотите ли вы научиться выполнять такие изделия?

-Как вы думаете, что мы с вами должны узнать и чему научиться, для того чтобы сшить лоскутное изделие?( формулировка учащимися на основе ключевого слова цель сегодняшнего урока.)

1.Познакомиться с историей и традициями этой техники, с современными тенденциями.

2.Научиться подбирать материалы и инструменты для работы.

3.Ознакомиться с технологией шитья из лоскута.

4.Научиться разрабатывать эскиз изделий.

5.Научиться изготавливать шаблоны.

6.Разработать план пошива.

3.Фиксация цели урока: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами придумать узор в этой технике Слайд 6

4.Сообщение нового материала.

Чтобы выложить цветок

 Нужен яркий лоскуток

Из лоскутиков - картина

Где деревья и тропинки.

Современность, старина

В этой технике важна.

5.Рассказ учителя. История лоскутного шитья (Слайды 7-9)

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Сейчас внимательно прочитайте информацию и постарайтесь ответить на вопросы, представленные в листе самооценки:

 Работа в группе: найти материал, выделить главное и озвучить в виде плана.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши дорожки подушки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

(Слайд 10)

Лоскуточек к лоскутку,

Я чудесный квилт сошью,

Вот и нитка и иголка,

Не боюсь работы тонкой!

Вот так чудо! Вот так диво!

Разноцветное огниво!

Тканей сложное сплетенье…

Не пэчворк, а загляденье!

-Какие неизвестные слова вы встретили в этом стихотворении? (ответы учащихся)

-Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. Сегодня мы разберём один из видов лоскутного шитья.

1. Аппликация (от лат. – «прикладывание») – способ создания орнаментов, изображений путем наклеивания или нашивания на ткань разноцветных кусочков материи. Разновидности аппликации: сплошная, контурная, машинная, клеевая, объемная, съемная, витражная.(Слайд 11)

Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия нужны лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме, и самые обыкновенные инструменты и приспособления: ножницы, иглы, наперсток, портновский мел, линейка, булавки, швейная машинка, утюг.

Физминутка. (Слайд 12)

Какая же ткань подходит для лоскутного шитья, как ее подготовить, какие техники соединить лоскута бывают .

- Откройте учебник на странице 213.

Учащиеся 1-го ряда находят в тексте материал как подготовить ткань к раскрою;

Учащиеся 2-го -ряда– требования, предъявляемые к раскрою;

Учащиеся 3-его- ряда найдут информацию о том, какие техники лоскутного шитья бывают. (Проверка выполненного.)

- Техника шитья из лоскутков много. Особо выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов. (Слайд 13)

- Для того чтобы создать красивый орнамент необходимо правильно подобрать лоскутки по цвету. Давайте поиграем в игру

«Я знаю цветовую грамоту». (Слайд 14)

(На слайдах выходят вопросы и рисунки, на которые следует ответить).


-Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.

- Хроматические (цветные, окрашенные) – все цвета и оттенки спектра (Основные - красный, желтый, синий);

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление их условно. Теплые цвета  связываются с представлением об огне, свете – это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные – с представлением о воде – синий, голубой, зелено – голубой.



- Ахроматические (бесцветные) – белый, черный и все переходы серого.

-Оттого, как грамотно вы научитесь работать с цветом, от этого будут зависеть, насколько интересные узоры вы выполните. И всегда следует помнить, наш главный учитель в подборе цветов, это наша природа, будьте внимательны к окружающей вас природе, смотрите, наблюдайте и вырабатывайте свой вкус.

6.Первичное закрепление знаний учащихся

Самостоятельная работа

- Сегодня мы попробуете отработать навыки сборки узоров из геометрических фигур. Отработав приёмы сбора , вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент.

Практическая работа составить узоры из геометрических фигур. Деление на команды. Каждая команда получает свое задание: (Слайд 15)

Группа № 1 – изготовление изделий из квадратиков.

Группа № 2 – изготовление изделий из треугольников.

Группа № 3 – изготовление изделий из полосок.

7.Техника безопасности (Слайд 16)

При выполнении ручных работ:

a)хранить иголки в специально отведенном месте – ______________________

b)шить _____________, чтобы ________ палец;

c)ножницы ________________________ класть справа кольцами к себе;

d) передавать ножницы____________

Ответы. Проверка техники безопасности.

хранить иголки в специально отведённом месте- подушечке, игольнице;

шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

передавать ножницы кольцами вперёд.

8. Формирование новых умений:

Анализ выполнения практической работы учащимися; ( Дать возможность сделать самооценку своих работ, выявить типичные ошибки при выполнении работы)

9. Заключительная часть (Слайд 17)

Вопросы для закрепления нового материала.

-Для чего люди занимаются прикладным творчеством?

-Какие материалы используют для лоскутной пластики?

-Какие изделия можно выполнить в технике лоскутной пластики?

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( Слайд 18)

-Продолжите фразу

-Сегодня я узнала…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я выполнила задания…

-Теперь я могу…

-Я приобрела…

-Я научилась…

-У меня получилось…

-Меня удивило…

-Мне захотелось…

Выставление оценок

11. Домашнее задание (Слайд 19)

Продумать эскиз изделия

Выбрать технику лоскутного шитья для выполнения прихватки. Подготовить х/б ткань: 2 цветов по 30*30 см., синтепон 20*20, нитки.

12. Уборка рабочих мест и помещения.



Опубликовано


Комментарии (2)

Куликова Ирина Геннадьевна, 22.02.23 в 00:01 0Ответить Пожаловаться
Дожно быть, заявленная презентация так же хороша...
Ирина Владимировна Казарцева, 22.02.23 в 04:47 0Ответить Пожаловаться
Да, ссылки есть на презентацию, а она отсутствует..
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.