Урок математики в 6 классе «Чудеса Ставропольского края в числах»
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Форма проведения урока: урок с элементами проектной деятельности
Цель: Закрепить знания и умения учащихся выполнять действия с дробями.
Задачи:
Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса.
Воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе, целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Личностные:
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Предметные:
Совершенствование умений учащихся в решении задач на нахождение числа по его дроби и дроби от числа
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
находить необходимую информацию в тексте;
анализировать информацию;
формулировать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
Регулятивные:
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные:
слышать, слушать и понимать собеседника;
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
Ресурсы: презентация.
Ход урока
Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой на урок.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Работа с буклетом |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу. Заинтересовать учащихся в восприятии материала урока. |
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Вначале урока мы выдвинем гипотезу: Гипотеза: «Математика – наука неинтересная. С помощью ее мы не можем ничего узнать» Обоснование гипотезы. И ее противоречие. На протяжении урока мы будем анализировать, как связана математика с жизнью. Какие темы вы прошли по математике за последнее время? (Умножение дробей, решение задач на нахождение числа от числа и числа по его дроби) О чем говорят иллюстрации на доске? (Иллюстрации животных, скалы, пещеры и др.) (Материал будет как-то связан с природой) На уроке мы повторим изученные ранее темы, будем учиться ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, преобразовывать информацию из одной формы в другую, проведем работу с материалами краеведческого характера. Результатом нашей работы Итак тема нашего урока: Открывается СЛАЙД № 1 Проект – исследование по теме: «Чудеса Ставропольского края в числах» Запишите тему нашего сегодняшнего урока в тетрадях. |
Включаются в деловой ритм урока. Выдвигают гипотезы, которые можно затем опровергнуть. Учащиеся вспоминают темы, с которыми они познакомились на предыдущих уроках. |
|||||||||||||||||||||||||
Основной этап. |
Воспитание любви к Родине |
- Ребята, мне хочется знать, любите ли вы свою Родину? Наша большая Родина – Россия, а наша малая родина – это Ставропольский край. - Знаете ли вы, какие есть чудеса в Ставропольском крае? Мы с вами поставим перед собой задачу, узнать, как можно больше о них с точки зрения математики. Перед вами лежат оценочные листы. Так, как на этом уроке мы будем повторять материал, изученный ранее, то вы сами в процессе урока будете оценивать свои умения, качество выполненных заданий. Внимательно ознакомьтесь с ним. СЛАЙД № 2 Ставрополье – необычный регион, его можно назвать музеем под открытым небом Выбрать наши чудеса – дело непростое, ибо в каждом уголке края есть своя достопримечательность, свое чудо В 2015 году с 17 августа по 18 сентября был объявлен конкурс «Чудеса Ставрополья» В конкурсе участвовало 15 претендентов. Проходило интернет-голосование, в котором участвовало более 317 тысяч человек. А вот победу одержал один объект, за который проголосовали почти 56 тысяч. Интересно, ли, вам имя победителя? |
Слушают учителя и смотрят на экран. Проводится с учащимися работа с оценочными листами. | |||||||||||||||||||||||||
А это мы узнаем, если выполним следующую работу. СЛАЙД № 3 Расположите дроби в порядке возрастания:
СЛАЙД № 4
СЛАЙД № 5 Согласно одной из них в древности у источника «богатырской воды нартов» – «Нарт-санэ» стоял столб с прикованным цепью ковшом, а на столбе были выбиты слова: «Путник, остановись и поклонись. Вода источника дает силу молодым, возвращает здоровье пожилым и красоту и любовь женщинам». Во многих языках у Нарзана есть собственное имя. Источник пользуется многовековой заслуженной славой. Именно Нарзан явился одним из основных центров формирования будущего города-курорта Кисловодска. Видео о Долине Нарзанов в Кисловодске (1 мин) |
Записывают в буклете, что Кисловодс кий нарзан стал победителем конкурса «Чудеса Ставрополья» | Выполняется упражнение в расположении дробных чисел в порядке возрастания. | ||||||||||||||||||||||||||
Второе место в конкурсе занял Экспозиция скелетов двух ископаемых южных слонов в зале природы Ставропольского государственного музея-заповедника СЛАЙД № 6 Знаете ли вы, что в Ставрополе есть нечто, чего нельзя увидеть больше нигде в мире? А что представляется вам, когда вы слышите фразу «южные слоны»? Африканские слоны, индийские слоны, мамонты? Нет и еще раз нет. Древние гиганты Archidiskodon meridionalis Nesti, они же южные слоны, бродили по земле больше миллиона лет назад. В том числе обитали они на территории Ставропольского края, а в конце XIX века именно Ставрополь стал первым городом в мире, где нашли кости южного слона. В 1960 году в Ставропольском крае вновь обнаружили практически полный скелет – неподалеку от города Георгиевска – и с 1962 года слон поселился в Ставропольском музее-заповеднике. Но на этом наша «слоновья история» не заканчивается – XXI век подарил городу и музею новую находку. В 2007 году в Новоалександровском районе Ставропольского края был найден еще один почти полный скелет южного слона. Семь лет ушло на восстановление и реконструкцию, и вот, наконец, уже в 2015 году второй гигант присоединился к первому. Это громадные животные, крупнее мамонта А вы знаете, какова была масса взрослого мамонта? Решив цепочки примеров, вы назовете вес взрослого мамонта в тоннах, жившего в древности СЛАЙД № 7 Вес мамонта – 7 тонн |
||||||||||||||||||||||||||||
Тренировка памяти
Решение заданий творческого уровня |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
СЛАЙД № 8-12 Одним из удивительных уголков Ставрополья является Томузловская долина. Особый колорит долине предают скальные выветривания, похожие на рукотворные каменные скульптуры. Скала «Лягушка». Скала имеет высоту 6 метров и длину 10 метров. «Каменный замок». с абсолютной высотой 469 метров и относительной высотой 170 метров. «Черепаха». Скала Черепаха имеет длину 10 метров, ширину – 2,8 метра и высоту – 1,9 метра. «Дракон». Скала имеет 11 метров длину, а ширину и высоту – по 4 метра. «Слоны». По дороге от села Северного к Александровскому к востоку от дороги видны две скалы. Они являются как бы своеобразными воротами села, поэтому их часто называются Каменными воротами. Высота каждого из столбов 6 метров, а окружность в нижней части 10-12 метров. Во сколько раз скала «Лягушка» выше скалы «Дракон»? Работа в парах На столе у вас лежат буклеты. Давайте с ними ознакомимся. СЛАЙД №13 Вы должны записать данные, полученные при решении задач. Когда решите задачи, то узнаете интересные числовые данные о «Чудесах Ставрополья». Задачи Третье место в конкурсе заняло здание грязелечебницы им. Семашко в Ессентуках 1. Найдите произведение , числитель полученной дроби означает число разнорабочих, а знаменатель число каменьщиков, работавших на строительстве. Без тяжелой строительной техники все закончили за два года. Даже начавшаяся Первая мировая война ход работ не приостановила. В список чудес Ставрополья включен Биологический заказник «Стрижамент» расположен на одноименной горе высотой 831,8 м над уровнем моря на территории Кочубеевского и Шпаковского районов. 2. Назовите число, взаимно обратное числу . Такой высоты в метрах достигают буковые «великаны» биологического заказника. На территории заказника обитают пятнистые олени, хорь-перевязка, кот лесной, куница каменная и многочисленные растения, занесенные в Красную книгу. 3. Найдите произведение . …вида животных относятся к редким исчезающим видам, многие из них занесены в Красную книгу России. Еще одно «Чудо Ставропольского края» расположено на территории нашего района – это ветряная мельница в селе Манычском. В 1889 году в селе Киста свою мельницу открыл зажиточный крестьянин Иван Абрамович Платонов. Построил добротно – на века! 4. Найдите НОК чисел 1917 и 4. До этого года работала ветряная мельница. |
Записывают, высоту скал
Можно сотавить задачи по данным числам Самостоятельная работа |
Раскладывают полоски, потом сверяют с образцом. Решают устно пример, подбирая верное действие, отвечают | ||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов |
Заключение Результаты исследования Итак, гипотеза, которую мы выдвинули в начале нашего исследования, на практике не подтвердилась. Следовательно, предположение о том, что математика - это второстепенная наука, неверно. Мы можем сделать вывод о том, что без знания математики вся современная жизнь невозможна. Математика - часть мира, в котором мы живём. Математика - это жизнь! |
|||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Сдайте листы самоконтроля Оцените свою работу на уроке с помощью фраз: - Сегодня на уроке я понял, что еще ... - Мне нужно повторить …. - Я стал лучше…. - Я сегодня ставлю себе оценку ... Д.з. Еженедельно на Земле исчезает по одному виду растений. Сколько видов растений исчезнет за 2 года? (В году 52 недели). За день божья коровка может съесть 200 тлей, а её личинка вдвое прожорливее. Сколько тлей съедает личинка за день, 2 дня? |
Оценка своей деятельности на уроке |
Литература
Выбери "Чудо Ставрополья"!, [электронный ресурс],- режим доступа http://pobeda26.ru/novosti/vyibiraj-chudo-stavropolya
Иксанова Т. А. Проектная деятельность на уроках математики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015, [электронный ресурс], - режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7521/