Урок географии 6 класс «Полезные ископаемые Ставропольского края»
Урок 6 класс: Полезные ископаемые Ставропольского края.
Цель занятия: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Полезные ископаемые Ставропольского края». Формирование представлений учащихся о родном крае, изучение полезных ископаемых Ставропольского края, их свойств, состояний, месторождений и применение. Воспитание патриотических чувств гордости к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
Предметные УУД:
- Знать понятия «месторождения», «геолог», «полезные ископаемые», «тектоническая карта».
- Уметь: работать с административной и тектонической картой.
Метопредметные УУД:
Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог, формирование умений работать в группах и парах
Познавательные УУД:формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);формирование умений отличать полезные ископаемые края
Личностные УУД:Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Малую Родину.
Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, тектоническая и административная карта края для групп, таблицы для работы в парах, строительные и не металлические полезные ископаемые.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята. Прежде, чем мы начнем мероприятие, мне хотелось бы узнать ваше настроение. У вас на столах лежат смайлы разных цветов, вам необходимо выбрать смайл того цвета, который соответствует вашему настроению и прикрепить себе на блузку или кофту. Синий вам грустно, желтый вам безразлично, а красный – вы веселы и бодры.
- Хочу начать со стихотворения Геннадия Фатеева:
Люблю я русскую природу:
Березки в дымке голубой,
Стада, пасущиеся всюду,
И реки с чистою водой.
Люблю лесов благоуханье
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
- Мы с вами уже начали знакомиться с природой Ставропольского края, сегодня продолжим это знакомство.
- «Полезные ископаемые Ставропольского края» тема урока.
- Как вы считаете, чему мы будем учиться? (Задачи на слайде)
3. Изучение нового материала:
1. Подготовка к восприятию (беседа)
- Как можно по-другому назвать полезные ископаемые? (подземные богатства) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых.
-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).
-Почему полезные?(служат людям).
- Карта на которой указаны месторождения полезных ископаемых называется «Тектонической».
- Как вы понимаете слово «месторождение»? (Месторождение - место, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые).
- Как называются люди, которые отыскивают месторождение? (геологи)
- На тектонической карте СК есть условные обозначения – это значки с помощью которых, на карте обозначается месторождение полезных ископаемых
2. Работа в группах.
- Сейчас вам предстоит определить с помощью тектонической и административной карты в каких районах нашего края есть месторождения полезных ископаемых.
1 группа: Нефть и титано-циркониевые месторождения ;
2 группа: Нефтегазовые месторождения;
3 группа: Месторождение общераспространенных ископаемых и минеральных вод.
Микроитог.
3. Сообщения подготовленных обучающихся и работа в парах.
- Ваша задача по сообщениям ребят вместе с соседом по парте заполнять таблицу, которая лежит у вас на столе, в ней вы должны будете указать: состояние, свойство, месторождение и применение полезного ископаемого.
1. Нефть. В 1953 году недалеко от села Озек-Суат была найдена нефть, что дало возможность продолжить ее поиски. А в дальнейшем были обнаружены еще около 50 месторождений, самые крупные из которых Ачикулакское, Величаевское, Зимняя Ставка и Прасковейское. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество и богата парафином.
Состояние: жидкое.
Свойства: резкий запах, масляниста.
Месторождение: Нефтекумском и Будёновском районах.
Применение: изготовление керосина, бензина для автомобилей и дизельного топлива для тракторов, а так же сырьё, используемое в химической промышленности.
2. Горючий газ. На Ставрополье газ был открыт в 1910 году. Но разведка и разработка крупных газовых месторождений – на севере Ставропольского края – началась только в середине этого века. В настоящее время большинство месторождений газа в крае выработано.
Состояние: газообразное.
Свойства: бесцветен и не имеет запаха (в том случае, если не имеет в своём составе сероводорода), он легче воздуха, горюч и взрывоопасен.
Месторождение: Андроповском и Курском районах.
Применение: топливо используется в быту и на производстве.
3.Поваренная соль. Состояние: твердое.
Свойства: солоноватый вкус (при полнейшем отсутствии какого-либо запаха у нее) и характерный прозрачный или белый оттенок; также она имеет слабый стеклянный блеск.
Месторождение: В озёрах Довсун (Арзгирский район), Птичье (Изобильненский район) и Солёное (Красногвардейский район)
Применение: пищевая добавка.
Лечебные грязи: На территории Ставрополья очень много лечебных грязей. На дне озера Тамбукан, на границе Ставропольского и Кабардино-Балкарии находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи. Целебные свойства грязи придают разнообразные соли, газы и органические вещества, отложившиеся вместе с илом.
Состояние: твердое
Свойства: целебные
Месторождение: дноТамбуканского (Большого) озера
Применение: грязелечение улучшает функции эндокринных желез, способствует рассасыванию спаек, рубцов, сращению костей и помогает повышению подвижности больных суставов.
Минеральные воды. Край обладает уникальными запасами минеральных вод, в том числе широко известных во всем мире – «Нарзан», «Ессентуки».
При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 13,5 тыс. куб. метров в сутки, в настоящее время используется только около 11%
Состояние: жидкое
Свойства: целебное
Месторождение :КМВ
Применение: В санаториях и пансионатах Кавказских Минеральных Вод лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервную систему, кожные и другие заболевания.
ФИЗМИНУТКА
Закрепление изученного материала:
1. Беседа.
- Сейчас мы с вами проверим как вы заполнили таблицу полезных ископаемых. Назовите полезные ископаемые, которые имеют жидкое состояние?
- Где используется песок, гравий, гранит?
- Назовите месторождение минеральных вод?
2. Игра Филворд (слайды).
Правила разгадывания:
1. Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
2. Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.
3. Каждая буква может входить в состав только одного слова
Микроитог.
6. Итог занятия:
- Ребята, посмотри еще раз на задачи, которые мы определили в начале занятия. Чему вы научились?
- Молодцы, на все вопросы смогли ответить.
7. Рефлексия.
Приложение
Таблица «Полезные ископаемые»
Название |
Состояние |
Основные свойства |
Месторождение |
Где используются |
нефть |
Жидкое |
Горючесть коричневый легкое, масленичное |
Левокумском, Нефтекумском, Будёновском районах. |
Топливо, и в химическом производстве |
природный газ |
||||
Гравий, песок, мрамор, известняк, глина, гранит |
||||
поваренная соль |
||||
Кварцевый песок |
||||
Лечебные грязи |
||||
Титано- цирконивый песок |
||||
Гончарная глина |
||||
Минеральная вода |
||||
Горячие воды |