Урок технологии в 5 классе «Фартук в национальном костюме Ставропольского края»
Фартук в национальном костюме Ставропольского края.
Цели урока:
· Обучающая:
· расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке;
· Развивающая:
· Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
· Научить определять положение этих линий;
· Воспитательная:
· Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок).
· приобщать учащихся к работе в коллективе.
· Методическая:
· Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Тип урока:
· Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
· Формы работы:
· фронтальная, парная.
· Методы обучения:
· Объяснительно-иллюстративный, наглядный (демонстрация слайдов), инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
· Межпредметные связи: история (краеведение), математика.
· Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
· Музыкальная терапия, физкультминутка.
· Средства обучения:
· Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), магнитофон, компьютер, экран, проектор.
· Наглядные пособия:
· образцы фартуков; манекен; презентация; фото фартука в национальном костюме.
· Инструменты и приспособления:
· сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь.
Ход урока
Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачев
Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России — крестьянства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.
Слайд №2
Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь.
Каким же он был, русский национальным костюм?
Слайд №3
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Слайд №4
Это собирательный образ женского костюма. А так выглядела одежда разных губерний
Слайд №5
Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или красному полю, со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная — «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения — «гаруси» (у мужчин — «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными полосами и туфли — «коты»).
Слайд №6
Женский Южнорусский костюм
Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом
Слайды №7,8,9,10
Ставрополье – край многонациональный, издавна являющийся этноконтактной зоной народов Евразии. Некогда по территории края проходили версии Великого Шелкового Пути, пересекавшиеся в средневековом городе Маджары, размещенного в среднем течении реки Кумы. Ставропольский край, расположенный в центральной части Северного Кавказа, является одним из интереснейших в природном и историко-культурном отношении регионов России. Особый интерес представляют восточные районы края, заселенные разными народами с их национальными культурами – традиционными (ногайцы, туркмены), относительно новыми этническими группами (татары, даргинцы, аварцы), субэтнической культурой терских казаков, традициями русского этноса и культурой, относительно недавно вернувшихся в Россию казаков-некрасовцев. Самобытная культура этих народов, национальные праздники, фольклор, промыслы и ремесла, национальная кухня вызывают интерес у туристов.
Русский народный костюм-источник вдохновения для художников-модельеров. Основой этого костюма является фартук или завеса. Форма этих фартуков повторяется и в современном костюме. Фартуки в народных костюмах богато украшались, декорировались и являлись дополнением к костюму.
Слайд № 11,12
Происхождение слова Фартук
Ò С 1626 г. отмечается в письменности нагрудник — кухонный передник. Это значение у слова сохраняется в архангельских, вологодских, новгородских и смоленских говорах до сих пор.
Ò Все остальные названия передников имеют иноязычное происхождение. Фартук упоминается в русских текстах с 1663 г., а в польском известно с 1498 года. Через польский это наименование и пришло к нам из немецкого языка. Как и все остальные названия передников, фартук в значении 'завеса' изредка употреблялся в русских источниках XVI в. Значение 'передник' отмечено первоначально в западнорусских текстах. В Москву слово проникает в 80-х годах XVII в. и первоначально употребляется мало.
Фартуки и передники
Ò Фартуки, или передники, знакомы едва ли не каждому человеку. При работе он и — надежные защитники от грязи. К тому же это хорошее украшение женского наряда, а рабочие передники входили в комплект профессиональной одежды.
Ò Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Большая часть наименований возникла на русской почве. Значение 'передник' сочетается со значениями 'завеса, занавес', 'разновидность одежды; деталь одежды', 'пояс'.
Запаска
Ò Вероятно, фартук отличался от русского запона своим покроем и чаще использовался в одежде иностранцев. С XVIII в. слово фартук употребляется повсеместно, что говорит о распространении и самого предмета.
Ò В Белозерске с древних времен рыбаки имели специальные кожаные фартуки — хамгла, хамла. Названия заимствованы из финского языка. С конца XVII в. В воронежских местах закрепилось польское по происхождению обозначение передника — запаска. Запаски носили также в украинских и белорусских селах.
Значение слова «запинати»
От общеславянского глагола запинати 'закрывать, задерживать' возникло название запон, которое в актах Кирилло-Белозерского монастыря с 1601 г. обозначает закрытый передник. Запоны использовали в хлебнях, на рыбных промыслах, в кузницах. Тор есть это были рабочие мужские передники.
Значение слова передовик
Рыбацкие передники называли также занавесками: «Велено послать в Соколове 7 кож телятинных на занавески рыбным ловцам» — отмечено в расходных книгах московских приказов за 1673 г. Занавеска и позднее используется в ряде народных говоров. Иногда кожаный рабочий передник называли завеска.
Другие названия: нагрудник, передовик и передник. Слово передовик впервые отмечено в белозерской письменности и, судя по историческим данным, это было местное слово. А вот слово передник лишь однажды употреблено в тексте 1675 г. Причем при описании иноземного платья актеров в первом русском театре: «15 пар чулков немецких розных же цветов киндячных, 10 передников розных же». Но уже в XVIII в. слово передник приобретает большую популярность и теснит название запон.
А сейчас мы выполним практическую работу Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма (вырезать).
Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё разукрашенный фартук. Свои работу повесить на доску
Проявите свою фантазию, индивидуальность
Слайд №13
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские, детские, мужские.
Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, утилитарность, эстетичность.
Слайд №14
Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.
Когда мы говорим о фартуке, с чем у Вас ассоциируется (парикмахерами, бабушкой)….
Таня - а у меня, когда мама готовит пироги, я знаю много пословиц…
Угощением мы заканчиваем урок, Вы будите сейчас в роли радушных хозяек.
Слайд №15,16
Слова Вики
Хороша земля Кавказа,
Как раздольна, широка,
Многонациональна, а в особом,
Гостеприимством славится она!
Встречайте, русские идут!
И блины с собой несут!
Армянский народ на Кавказе живет,
Песни распевает, к столу всех приглашает!
Пахлава
Осетинские пироги
Ешьте на здоровье!
Угощайтесь