Первый урок для обучающихся 10–11 классов «Как найти себя в жизни»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа №6»
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Первый урок для обучающихся 11-Б класса к дню знаний:
«Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание Человек –
Стоит, друзья, учиться!
Э. Асадов
Тема урока: «Как найти себя в жизни»
Цели:
развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учебе;
формирование положительной мотивации к самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации в информационном пространстве, сплочение коллектива, умение отстаивать свою точку зрения;
формирование социально-трудовых образовательных компетенций (владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения);
усовершенствование умение аргументировать свою точку зрения, развитие активной жизненной, гражданской позиции.
Задачи:
воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, её социализации, культурного созидания;
воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость;
стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;
способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека.
Тип урока: урок коммуникативной направленности
Форма организации урока: интерактивный урок
Оборудование и оформление: мини-плакаты с тезисами, интерактивная доска, флипчарт, презентация, статистические данные по занятости населения в родном городе, районе.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие участников дебатов.
Ребята, вот и закончились летние каникулы, последние летние каникулы вашей беззаботной жизни, наступил новый учебный год и я поздравляю вас с днем знаний.
Создание позитивной атмосферы.
Объявление темы и целей урока
Урок-дебаты: «Как найти себя в жизни»
Вступительное слово классного руководителя. Показ презентации.
Учитель: Такая тема первого урока выбрана неспроста. В вашей жизни наступает время самоопределения, время выбора жизненного пути, а это побуждает вас задуматься над тем «летать» вам или нет, стремиться к познаниям или просто отсидеться еще один год. Вам предстоит расставить приоритеты в будущей жизни.
Каким будет этот год для вас, зависит только от вас, от вашего стремления получить новые знания, навыки, умения их применить. Трудно не согласиться со словами поэта Саади: «Ученик, который учится без желания,- это птица без крыльев». Возможно некоторые зададут себе вопрос: «А как же это сделать?». Очень хорошо сказал об этом Эдуард Асадов в стихотворении «Учитесь!»:
«Как в спорте, как в музыке, как в труде
Тренаж нужен людям везде-везде,
Вот так и берут высоты»
Библиотекарь: Поиск себя в жизни – задача не из простых. От её решения зависит, как сложится ваша жизнь в будущем, сможете ли вы само реализоваться, будете ли вы счастливы. Поэтому сегодня мы и предлагаем вам поразмышлять на тему: «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите» и ответить на ряд вопросов, которые возможно помогут вам разобраться в себе и, в нужный момент, сделать правильный выбор.
Древнему мыслителю и философу Китая Конфуцию принадлежат слова: «Выбери профессию, которую ты любишь, — и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни».
Как вы думаете, что имел ввиду древний мудрец? (предлагается ответить нескольким обучающимся)
Вступление к первому вопросу
Библиотекарь: Получать деньги – удовольствие. Заниматься любимым делом - радость. Получать деньги за занятие любимым делом – счастье
Александр Николаевич Махнёв
Учитель: Чем больше человек забывает себя, предаваясь любимому делу или другому человеку, тем в большей степени он становится человеком. Виктор Франкл
Библиотекарь: Благословен тот человек, который занят любимым делом, работой, в которую он может вложить всю свою душу и которая позволяет полностью воплотить в жизнь весь потенциал, заложенный в этом человеке. Джон Бэрроуз
Учитель: Наивысшая свобода - это занятость любимым делом. Леонид Сухоруков
Библиотекарь: Мы озвучили вам взгляды и суждения разных людей на один и тот же вопрос. А как считаете вы: Дело должно быть модным или любимым? (Ответы обучающихся)
Подготовка ко второму вопросу
Учитель: Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности. Люк де Клапье Вовенарг
Библиотекарь: Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. Владимир Васильевич Стасов
Учитель: Профессионал – это тот, кто может выполнить свою работу на самом высочайшем уровне, даже если ему сейчас и не хочется этим заниматься. ~ Алистер Кук
Библиотекарь: Профессионализм - это состояние ума (Автор неизвестен)
Учитель: И снова, сколько людей – столько и мнений. Хотелось бы услышать ваше мнение Может ли профессионал не быть талантливым? (Выступление нескольких обучающихся за и против)
Подготовка обучающихся к третьему вопросу
Библиотекарь: залог вашего успешного будущего - правильный выбор профессии, где немаловажным фактором является выбор учебного заведения. Как вы считаете, где можно получить достойное профессиональное образование? Нужно ли для этого ехать учиться за границу?
(Ответы обучающихся за и против)
Переход к четвертому вопросу
Учитель: Билл Гейтс, Дональд Трамп, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Дэвид Бэкхем, Михаэль Шумахер, Майкл Джордан – этот список можно продолжать достаточно долго. Как вы думаете, что объединяет этих, на первый взгляд, абсолютно разных людей?
(Ответы детей)
Библиотекарь: О славе, богатстве и счастье мечтают многие. Однако достичь чего-то в жизни получается не у каждого. Тысячи мыслителей, ученых и простых людей пытаются создать универсальный путь к победам. Одни считают, что достичь поставленной цели в жизни можно только благодаря усердному труду. Другие уверены - "билет" от фортуны люди получают с рождения Третьи убеждены, что личность становится великой только благодаря таланту.
Так в чем же секрет успеха : в трудолюбии или таланте?
(Ответы обучающихся за и против)
Пятый вопрос
По ситуации (зависит от ответов детей.)
Учитель: Перед вами люди, открытия которых кардинально изменили мир.
(Показ слайдов )
Так что же стало ключевым в результате их деятельности: трудолюбие или талант?
(Ответы обучающихся за и против)
Школьник (учитель читает стихотворение)
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Библиотекарь: как вы думаете: о ком идет речь в стихотворении Никола́я Алексе́евича Некра́сова «Школьник»?
Ответы детей.
Показать на доске портрет Ломоносова и его достижения в разных областях.
Рассказ о Ломоносове.
Библиотекарь: Ломоносов – один из немногих деятелей мировой науки и истории, который был талантлив не в одной, а сразу в нескольких сферах. Причем не только науки, но и культуры. Он занимался химией, физикой, астрономией, писал прекрасные, хоть и кажущиеся нам сегодня слишком «тяжеловесными» стихи, а в свободное от всех этих дел время складывал мозаичные картины…
Учитель: Ломоносов мечтал о процветании родины и своими научными трудами как только мог способствовал этому. Выдающийся ученый, человек гениального ума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, был неутомимым экспериментатором.
Библиотекарь: Достаточно сказать, что при изготовлении цветных стекол для мозаичных работ он провел 2184 опыта в стеклянной печи. Им было создано несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина «Полтавская баталия». Мастерство ее отделки остается непревзойденным.
Учитель: Столь же настойчив был и в других изысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизни своей ради науки.
«Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
Отрада вся, когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь
И радости в одном мечтании ищу».
Такое признание сделал Ломоносов о себе в одном частном послании 1750 года.
Библиотекарь: Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития отечественного просвещения. 26 апреля 1755 года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманом русской науки.
Ломоносов, желая помочь соотечественникам овладеть искусством слова, создает в 1755 году первую «Российскую грамматику», в которой систематически и глубоко разрабатывает важнейшие грамматические категории родного языка.
Круг научных открытий ученого необычайно широк. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Учитель: Интересны факты из жизни Ломоносова: За хвалебную и полную комплиментов оду в честь коронации Елизаветы, Ломоносов получил солидный гонорар – 2000 рублей. Но так как никаких других денег, кроме медных, в России той поры не выпускалось, вознаграждение было выдано Михаилу Васильевичу звонкой монетой. Ее доставили два груженых доверху воза.
Библиотекарь: Современный русский язык страдает от засилья аббревиатур. А ведь ввел их в обиход Ломоносов. Именно ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а ББ объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда, в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела всеми красками…
Учитель: Астрономические открытия Ломоносова поистине удивительны. Так, понаблюдав за Венерой в небольшой телескоп невысокой оптической мощности, он уверенно заявил, что на планете есть атмосфера. И, как выяснилось намного позже, был абсолютно прав. Точно так же поражают и географические открытия ученого. Он предположил существование Антарктиды задолго до ее обнаружения.
Библиотекарь: Ломоносов был настоящим полиглотом: 12 языков он знал как родной, еще на 19 свободно разговаривал. Ломоносов – ученый, поэт, философ – один из тех великих деятелей, которым благодарные потомки ставят памятники, но главным памятником для него стал памятник нерукотворный – это его дела, свершения на благо отечества и человека. Потому что Ломоносов сыграл важную роль в жизни каждого из нас, дав нам во владения свои великие открытия.
Подведение итогов
Учитель: Верность своему делу, трудолюбие, стремление постичь новое – вот те нравственные ориентиры, к которым должен стремиться каждый из нас.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игорь Иванович Сикорский – авиаконструктор
"Русский витязь" был настоящим гигантом — размах его верхнего крыла составлял 27 метров, нижнего — 20, их общая площадь равнялась 125 квадратным метрам. Аппарат мог нести 737 килограммов груза и летать со скоростью 77 километров в час, разгоняясь до 90 км в час. Затем был создан «Илья Муромец». Потом вертолет.
Лазер
Кто изобрел: Александр Прохоров (1916 - 2002) и его ученик Николай Басов (1922-2001)
История создания: Прохоров появился на свет в Австралии - туда из сибирской ссылки сбежали его родители-революционеры. После окончания Гражданской войны семья вернулась в Россию.... Работал в одном институте с отцом водородной бомбы Сахаровым. Денег на лазерные разработки не жалели, поскольку военные с помощью лазера собирались сбивать ракеты противника. Но эти исследования зашли в тупик. Зато лазер неожиданно нашел широкое применение в мирной жизни. Лазерные принтеры и проигрыватели компакт-дисков, бескровные скальпели и интернет-связь - это далеко не полный перечень сфер использования этой технологии.
Телевидение
Кто изобрел: Владимир Зворыкин (1888 - 1982), Лев Розинг (1869 - 1933)
История создания: Первым сформулировал принципы современного телевидения Лев Розинг. В 1910 году он зарегистрировал патент на «Способ электрической передачи изображений на расстояние». Спустя год с помощью кинескопа собственной конструкции осуществил первую в мире телевизионную передачу сигнала - на экране появлялись простые геометрические фигуры. Но развить технологию Розингу не удалось - в 1931 году он был арестован по надуманному обвинению, отправлен в ссылку и вскоре умер. Реализовать идею на практике удалось Владимиру Зворыкину, который после Гражданской войны эмигрировал в Штаты. В 1933 году на конференции Американского общества радиоинженеров Зворыкин доложил о разработке электронной телевизионной системы. Спустя еще шесть лет Зворыкин при организационном и финансовом содействии еще одного русского эмигранта Давида Сарнова запустил первое регулярное телевещание в США. А в 1940 году Зворыкин сделал телевидение цветным.
Электросварка
Николай Бернардос(1842-1905)
Метод сварки под названием «Электрогефест» Бернардос впервые продемонстрировал в Париже в 1881 году. Он принес ему мировую славу.
Интересная деталь: Женщины должны боготворить Бернардоса, как создателя прототипа стиральной машины. У себя в усадьбе он устроил механическую прачечную собственного изобретения и оставил прачек без работы.
Видеомагнитофон
Кто изобрел: Александр Понятов (1892 - 1980)
История создания: Отец изобретателя был из крестьян, занялся лесоторговлей, разбогател и стал купцом первой гильдии. Александр получил великолепное техническое образование и увлекся авиацией. В Первую мировую служил летчиком военного гидроплана. Был ранен. В Гражданскую войну сражался на стороне белых. Эмигрировал в США. Работал инженером в научно-исследовательском отделе компании General Electric. Параллельно вел собственные эксперименты у себя в гараже. В 1944 году учредил компанию Ampex. Занимался разработкой магнитофонов. В его лаборатории работал 16-летний Рэй Долби, впоследствии разработчик знаменитых аудиосистем Dolby, которыми оборудованы современные кинотеатры. В 1956 году в Чикаго Понятов представил первый в мире коммерческий видеомагнитофон. Долгое время его компания была ведущим производителем этой техники.
Интересная деталь: У фирмы Ampex были представительства во многих странах мира. По распоряжению Понятова у входа в офисы высаживались березы, которые напоминали о русском происхождении владельца компании.
Используемые ресурсы:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/add_material?section=2688&type=2693;