Эссе на тему «Как найти себя?»

6
0
Материал опубликован 25 December 2017 в группе
Как найти себя? Или трудности профориентационного самоопределения для всей семьи.

Каждый человек сталкивается в своей жизни с тем, что ему трудно сделать выбор или определиться, чем хочется заниматься всю свою жизнь. Особенно это трудно в подростковом возрасте, когда через 2 или 1 год нужно определиться с тем, куда пойти учиться после школы. Этот процесс самоопределения довольно мучителен для всей семьи, поскольку на диагностику профориентации приходят родители с подростками, они переживают за будущее детей. Сам подросток с трудом может понять, куда пойти после школы, чем хочет заниматься во взрослой жизни, какой институт выбрать, какую профессию освоить. Почему это так трудно?

Подростковый возраст сам по себе предполагает, что человек в этом возрасте только начинает себя искать, экспериментировать с внешностью, образами, поведением (подростки часто меняют имидж, чтобы понять, что ему нравится или подходит, а также для удовлетворения своих потребностей во внимании, чтобы другие заметили, понравится). Они ищут себя в разных подростковых группах, для того, чтобы найти что-то, что ближе к их личностным убеждениям, мнению, поведению, где их смогут понять, одобрить и поддержать, чтобы они раскрылись. А значит, первая трудность в профессиональном выборе связана с нормо-типичным развитием подросткового возраста – недостаток знаний о себе и поиск себя. Подросток еще не достаточно знает себя, свои сильные и слабые стороны, свои способности и возможности. Нет, он, конечно, знает, к примеру, что точно не умеет рисовать и на архитектора не пойдет, но этих знаний и желаний не достаточно для выбора из такого многообразия профессий.

В такой ситуации, есть много вариантов помощи в самоопределении:

  • Психологические тестирования, которые помогают не только определить мотивы и желания подростка, но и его склонности, способности, сильные и слабые стороны, темперамент и то, как он действует в конфликтных ситуациях. Тестирование проходит в разных форматах: печатном, на компьютере, с помощью профориентационных карточек и беседы. Тесты можно найти в рабочих тетрадях Резапкиной Г.В.
  • Психологические группы и тренинги. Посещение психологических групп поможет подростку в доверительной спокойной обстановке узнать себя со всех сторон. А также психологу удобно наблюдать за всеми процессами, чем «дышит, живет» подросток, чем увлекается, о чем думает, размышляет, как в реальности общается с другими людьми, какое место занимает в группе, как разрешает конфликты и другое, для того чтобы вернуть эти наблюдения подростку и его семье при выборе той или иной профессии. Как правило, это уникальная и бесценная информация для самого подростка и его семьи, ведь мы не всегда объективно воспринимаем сами себя, или нашего ребенка. Психолог сможет помочь подростку найти его сильные стороны, заметить их и развивать слабые стороны тоже.

А что же подросток с семьей может сделать сидя дома?

  • Вспомнить и проанализировать свои любимые игры в дошкольном и младшем школьном возрасте, кружки, секции и занятия которые посещал.
  • Завести тетрадку или попросить кого-то замечать, как он общается в коллективе, прислушаться к себе, где ему комфортно: с меньшим количеством людей или в большом коллективе?
  • Подумать какие школьные предметы нравятся и почему? Какие предметы даются с трудом?
  • Подумать, проанализировать и выбрать наиболее подходящие подростку предмет труда, цели, средства, условия и особенности труда в разных категориях профессий (категории профессий: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-природа, человек-художественный образ) по Пряжникову Н.С. (в модификации Резапкиной Г.В.).

И так, подросток может пройти профориентационную диагностику (скачать с родителями в Интернете или придти на консультацию к психологу), посещать психологические группы и тренинги, а также постараться разобраться дома, ответив на вопросы, предложенные ранее.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.