Урок «Критерии жизни» для уроков биологии в 11 классе

3
1
Материал опубликован 20 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Проект урока биологии 11 класс

Разработала Степушева Наталья Олеговна учитель биологии и химии

МОУ «Тоншаевская В(с)Ш»

Тоншаевского муниципального района Нижегородской области

тема «Биология как наука. Методы познания » 4 часа

Урок № 4 Тема урока « Критерии жизни »

Тип урока: Урок систематизации знаний

Метод : частично- поисковый

Форма проведения : урок-игра

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : активизация познавательной деятельности уч-ся на уроке биология , создание проблемной ситуации, повышение работоспособности уч-ся ч/з соревнование.

Задачи урока:

- Образовательные : систематизировать ранее полученные знания о признаках жизни и получить новые, изучить новые биологические термины, познакомиться с некоторыми определениями понятия «жизнь»

 - Развивающие : формировать умения и навыки применять знания в нестандартной ситуации, развивать речь, обогащая ее новыми терминами, развивать мышление - сравнивать, анализировать, доказывать, формулировать выводы.

- Воспитательные : формировать интеллектуальные и коммуникативные умения, высказывая свое мнение и задавая вопросы .

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Систематизация знаний о признаках жизни. Наслаивание научной информации на ранее полученные знания, приведет к более глубокому усвоению темы «критерии жизни», которая изучалась на уроках биологии в 6-9 классах.

- Умеют применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации

- Ориентироваться при поиске информации в учебнике.

- Развитие навыков самооценки и самоанализа.

- Умение анализировать биологическую информацию,

-умение работать с понятийным аппаратом,

- проявлять активность при решении познавательных задач в группе

- Формулировать свое мнение и задавать вопросы оппонентам

Проявление эмоционально позитивного отношения к учебно-познавательной деятельности на уроке биологии.

Позитивный настрой по отношению к предмету.

Формирование ответственного отношения к учению, формирование интеллектуальных и коммуникативных умений.

Повышают свою самооценку

Виды используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, ММП, Компьютерная презентация по теме урока.

УМК

« Биология 10-11 класс». В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2012.

Структура урока

Э т а п урока

Содержание и обоснование этапа

 

Деятельность

Результат и форма диагностики

Учителя

ученика

1… Мотивационно- ориентировачная часть

1. Орг. момент

2.Актуализация

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

3 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Здравствуйте!

Сегодня мы продолжим изучение темы «Биолог как наука. Методы познания »

КАДР № 1

Сначала к вам несколько вопросов: - Наша планета Земля похожа на многие другие планеты космоса, но что-то в ней есть особенное , чем она значительно отличается от других, ЧЕМ ? - Где на нашей планете сосредоточена ЖИЗНЬ ?

КАДР № 2

- Кто является носителем ЖИЗНИ? - А что такое ЖИЗНЬ?

КАДР № 3

Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть, что же это за явление - ЖИЗНЬ? В чем ее проявление и как можно сформулировать это понятие .

Итак, тема нашего урока « Критерии жизни» и главный вопрос урока: Чем живое отличается от неживого , и что такое ЖИЗНЬ?

КАДР № 4, 5

Мы проведем урок в форме игры, где будут соревноваться 2 команды. Игра будет проходить в 3 тура, после чего будут подсчитаны баллы, команд и баллы личного зачета. Если вы убедительно опровергните ответ соперника, его балл перейдет вашей команде.

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

2. Включает компьютерную презентацию темы

3. Говорит вступительные слова

4.Создание проблемной ситуации и формулирует главный вопрос урока.

5. Называет тему урока, предлагает провести урок в форме игры

6. Рассказывает правила игры

1. Отвечают на приветствие учителя

2. Настраиваются на интересный урок и получение новых знаний.

3. Просматривая слайды, отвечают на вопрос учителя и начинают понимать, что вопрос прост и понятен , но ответ тяжело сформулировать.

4. Соглашаются на урок- игру , испы-тывают позитивный эмоциональный подъем.

 

2… операционно - познавательная часть

4 . Организация и самоорганизация уч-ся в ходе повторения ранее полученных знаний и усвоения нового материала, который ими найден самостоятельно и озвучен.

Цель: применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации

- Ориентироваться при поиске информации в учебнике.

- Развитие навыков самооценки и самоанализа.

- Умение анализировать биологическую информацию, преобразовывать ее в разные виды( устное слово- написанное слово-рисунок- схема)

В курсе биологии 6-9 класса неоднократно рассматривался вопрос признаки жизни, вспоминайте то что вы знаете , можно заглядывать в учебник. Свой ответ надо аргументировать, иначе соперник опровергнет вашу мысль и получит за вас балл.

КАДР № 6

I ТУР

« Назови признаки жизни »

Уч – ся нажимая на сигнальную кнопку / кто быстрей/ называют признак и объясняют его суть. Оппоненты если могут, опровергают этот ответ , если нет, то ответ принимается.

КАДР № 7 , 8

II ТУР

« Угадай признаки жизни »

Просмотр кадров презентации с рисуночным, схематичным, диаграммным изображением одного из признаков. Учащиеся называют признак. Если, кадр вызывает затруднение, то можно посмотреть ответы на доске, выбрать и прочитать.

КАДР № 9 – 22, 23

III ТУР

« Что такое жизнь»

У кого-то возникли мысли , что такое жизнь, можете их сформулировать.

Учитель начинает и ведет турнир, сопровождая его кадрами презентаций, ведет учет заработанных баллов.


 


 

Ответы учитель выписывает в столбик на доске. Должно быть не менее 10-12 ответов.

Ученики участвуют в турнире, обсуждают варианты ответов, выискивают в учебнике что-то новенькое, выдвигают кандидатуру того, кто будет отвечать за всю команду. Оппонируют команде – противника , стараясь разбить их доводы.

 

3… Рефлексивно – оценачная часть

Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

КАДР № 24

Главным вопросом нашего урока был : Чем живое отличается от неживого , и что такое ЖИЗНЬ?

КАДР № 25, 26

Вывод : Живые объекты отличаются совокупностью признаков жизни , в отличие от неживые объектов, которым присущи только некоторые отдельные признаки.

Не расстраивайтесь, что вы не смогли дать четкого ответа на вопрос, даже великие ученые не могут точно сформулировать это определение.

КАДР 27

Подсчитаем результаты.

Итог урока: цели достигнуты. Победила команда ….. Победили все вместе !

1..Учитель предлагает вспомнить тему и главный вопрос урока

2..Предлагает выслушать ответы.

3.. Совместно с учащимися делает вывод

4.. подводятся результаты командные и индивидуальные 4.. Оценивает работу учащихся

1..Отвечают на вопросы , делают выводы. Излагают своими словами понятие «жизнь»

2.. Эмоциональ- но реагируют на собственные достигнутые результаты.

3.. Урок заканчивается на позитиве, уч-ся довольны собой.

Подсчет баллов за 1,2,3тур командные и индивидуальные достижения

Цели и успехи класса в достижении целей « победили мы все !»


 


Презентация сопровождение урока "Критерии жизни" урок-турнир
PPTX / 10.03 Мб

Предварительный просмотр презентации

Критерии жизни Или чем живое отличается от неживого? Урок биологии 11 класс МОУ « Тоншаевская В(с)Ш» Буреполомский УКП - 2015г Учитель биологии и химии: Степушева Наталья Олеговна

Наша планета Земля уникальна ! Чем она отличается от всех других планет вселенной?

Куда бы ни проник Куда бы ни проник взгляд испытателя природы – всюду жизнь или зародыш жизни А. Гумбальдт

Явление жизни основной объект изучения науки биологии. Явление жизни основной объект изучения науки биологии. Так что же такое ЖИЗНЬ? Жизнь как явление природы – величайшая загадка, которую человечество пытается решить уже многие тысячи лет. Но до сих пор не существует точной формулировки этого явления. Аристотель предложил существование внутренней силы жизни. Фридрих Энгельс утверждал : « Жизнь есть способ существования белковых тел, способных к обмену веществ с окружающей внешней природой ». Сложно дать четкое однозначное определение жизни.

Критерии жизни Или чем живое отличается от неживого?

Чем же организмы отличаются от неживых тел природы ?

I Т У Р

Жизнь характеризуется целым комплексом свойств и признаков. Так каковы же признаки жизни? 1. Питание, дыхание, выделение- ОБМЕН ВЕЩЕСТВ 2. Движение, рост, развитие. 3. Особый химический состав. 4. Единство биохимического состава. 5. Клеточный состав организмов. 6. Дискретность и целостность. 7. Размножение 8. Открытость. 9. Саморегуляция . 10. Наследственность и изменчивость. 11. Раздражимость . 12. Ритмичность

I I Т У Р

Особый химический состав

Единство биохимического состава. Только в живых организмах и там где они жили можно найти особую группу веществ – органические вещества : -Белки -Жиры -Углеводы -Нуклеиновые кислоты

Единая структурная организация жизни – К Л Е Т К А Без клетки жизни нет.

Дискретность и целостность Любой организм делим, состоит из отдельных частиц (клеток, тканей, органов), но представ- ляет собой целостную функцио- нальную структуру.

Обмен веществ

Саморегуляция Организмы могут сохранять постоянство химического состава, направления и силу процессов, т.е. под- держивать ГОМЕОСТАЗ

Открытость Все живые системы открыты, т.к. обмен веществ происходит только при условии поступления в организм веществ и энергии извне и выделения веществ и энергии из оганизма в окружающую природу.

Размножение

Наследственность и изменчивость Наследственность свойство организмов передавать признаки вида, свойства и особенности развития из поколения в поколение, от родителей потомству.

Изменчивость- свойство организмов существовать в различных формах, приобретать новые признаки, отличные от качеств других особей того же вида. Изменчивость- свойство организмов существовать в различных формах, приобретать новые признаки, отличные от качеств других особей того же вида.

Рост и развитие Онтогенез- индивидуальное развитие организма, от зарождения до смерти.

Историческое развитие вида - филогенез Филогенез лошади

Раздражимость Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители

Движение

Гелиотропизм, геотропизм Особая форма раздражимости и движения растений

Ритмичность Суточные и сезонные ритмы

Чем же организмы отличаются от неживых тел природы ?

I I I Т У Р

Жизнь характеризуется целым комплексом свойств и признаков. Так каковы же признаки жизни? 1. Питание, дыхание, выделение- ОБМЕН ВЕЩЕСТВ 2. Движение, рост, развитие. 3. Особый химический состав. 4. Единство биохимического состава. 5. Клеточный состав организмов. 6. Дискретность и целостность. 7. Размножение 8. Открытость. 9. Саморегуляция . 10. Наследственность и изменчивость. 11. Раздражимость . 12. Ритмичность

Многие объекты неживой природы обладают такими же признаками: Многие объекты неживой природы обладают такими же признаками: Планеты - движутся ритмично, Кристаллы - растут, Волны в море –движутся, Вулкан – выбрасывает газы и лаву, И т д ………………. НО !!! Только живые объекты обладают совокупностью перечисленных признаков – КРИТЕРИИ ЖИЗНИ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Это мое первое участие на сайте, не судите строго, я только учусь работать с публикациями .

20 October 2017