Урок «Критерии жизни» для уроков биологии в 11 классе
Пояснительная записка к презентации
Проект урока биологии 11 класс
Разработала Степушева Наталья Олеговна учитель биологии и химии
МОУ «Тоншаевская В(с)Ш»
Тоншаевского муниципального района Нижегородской области
тема «Биология как наука. Методы познания » 4 часа
Урок № 4 Тема урока « Критерии жизни »
Тип урока: Урок систематизации знаний
Метод : частично- поисковый
Форма проведения : урок-игра
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : активизация познавательной деятельности уч-ся на уроке биология , создание проблемной ситуации, повышение работоспособности уч-ся ч/з соревнование.
Задачи урока: - Образовательные : систематизировать ранее полученные знания о признаках жизни и получить новые, изучить новые биологические термины, познакомиться с некоторыми определениями понятия «жизнь» - Развивающие : формировать умения и навыки применять знания в нестандартной ситуации, развивать речь, обогащая ее новыми терминами, развивать мышление - сравнивать, анализировать, доказывать, формулировать выводы. - Воспитательные : формировать интеллектуальные и коммуникативные умения, высказывая свое мнение и задавая вопросы . Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Систематизация знаний о признаках жизни. Наслаивание научной информации на ранее полученные знания, приведет к более глубокому усвоению темы «критерии жизни», которая изучалась на уроках биологии в 6-9 классах. |
- Умеют применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации - Ориентироваться при поиске информации в учебнике. - Развитие навыков самооценки и самоанализа. - Умение анализировать биологическую информацию, -умение работать с понятийным аппаратом, - проявлять активность при решении познавательных задач в группе - Формулировать свое мнение и задавать вопросы оппонентам |
Проявление эмоционально позитивного отношения к учебно-познавательной деятельности на уроке биологии. Позитивный настрой по отношению к предмету. Формирование ответственного отношения к учению, формирование интеллектуальных и коммуникативных умений. Повышают свою самооценку |
Виды используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютер, ММП, Компьютерная презентация по теме урока. |
|
УМК |
« Биология 10-11 класс». В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2012. |
Структура урока
Э т а п урока |
Содержание и обоснование этапа
|
Деятельность |
Результат и форма диагностики |
|||
Учителя |
ученика |
|||||
1… Мотивационно- ориентировачная часть |
||||||
1. Орг. момент 2.Актуализация Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. 3 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение темы «Биолог как наука. Методы познания » КАДР № 1 Сначала к вам несколько вопросов: - Наша планета Земля похожа на многие другие планеты космоса, но что-то в ней есть особенное , чем она значительно отличается от других, ЧЕМ ? - Где на нашей планете сосредоточена ЖИЗНЬ ? КАДР № 2 - Кто является носителем ЖИЗНИ? - А что такое ЖИЗНЬ? КАДР № 3 Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть, что же это за явление - ЖИЗНЬ? В чем ее проявление и как можно сформулировать это понятие . Итак, тема нашего урока « Критерии жизни» и главный вопрос урока: Чем живое отличается от неживого , и что такое ЖИЗНЬ? КАДР № 4, 5 Мы проведем урок в форме игры, где будут соревноваться 2 команды. Игра будет проходить в 3 тура, после чего будут подсчитаны баллы, команд и баллы личного зачета. Если вы убедительно опровергните ответ соперника, его балл перейдет вашей команде. |
1. Приветствует учащихся, настраивает на работу. 2. Включает компьютерную презентацию темы 3. Говорит вступительные слова 4.Создание проблемной ситуации и формулирует главный вопрос урока. 5. Называет тему урока, предлагает провести урок в форме игры 6. Рассказывает правила игры |
1. Отвечают на приветствие учителя 2. Настраиваются на интересный урок и получение новых знаний. 3. Просматривая слайды, отвечают на вопрос учителя и начинают понимать, что вопрос прост и понятен , но ответ тяжело сформулировать. 4. Соглашаются на урок- игру , испы-тывают позитивный эмоциональный подъем. |
|||
2… операционно - познавательная часть |
||||||
4 . Организация и самоорганизация уч-ся в ходе повторения ранее полученных знаний и усвоения нового материала, который ими найден самостоятельно и озвучен. Цель: применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации - Ориентироваться при поиске информации в учебнике. - Развитие навыков самооценки и самоанализа. - Умение анализировать биологическую информацию, преобразовывать ее в разные виды( устное слово- написанное слово-рисунок- схема) |
В курсе биологии 6-9 класса неоднократно рассматривался вопрос признаки жизни, вспоминайте то что вы знаете , можно заглядывать в учебник. Свой ответ надо аргументировать, иначе соперник опровергнет вашу мысль и получит за вас балл. КАДР № 6 I ТУР « Назови признаки жизни » Уч – ся нажимая на сигнальную кнопку / кто быстрей/ называют признак и объясняют его суть. Оппоненты если могут, опровергают этот ответ , если нет, то ответ принимается. КАДР № 7 , 8 II ТУР « Угадай признаки жизни » Просмотр кадров презентации с рисуночным, схематичным, диаграммным изображением одного из признаков. Учащиеся называют признак. Если, кадр вызывает затруднение, то можно посмотреть ответы на доске, выбрать и прочитать. КАДР № 9 – 22, 23 III ТУР « Что такое жизнь» У кого-то возникли мысли , что такое жизнь, можете их сформулировать. |
Учитель начинает и ведет турнир, сопровождая его кадрами презентаций, ведет учет заработанных баллов.
Ответы учитель выписывает в столбик на доске. Должно быть не менее 10-12 ответов. |
Ученики участвуют в турнире, обсуждают варианты ответов, выискивают в учебнике что-то новенькое, выдвигают кандидатуру того, кто будет отвечать за всю команду. Оппонируют команде – противника , стараясь разбить их доводы. |
|||
3… Рефлексивно – оценачная часть |
||||||
Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
КАДР № 24 Главным вопросом нашего урока был : Чем живое отличается от неживого , и что такое ЖИЗНЬ? КАДР № 25, 26 Вывод : Живые объекты отличаются совокупностью признаков жизни , в отличие от неживые объектов, которым присущи только некоторые отдельные признаки. Не расстраивайтесь, что вы не смогли дать четкого ответа на вопрос, даже великие ученые не могут точно сформулировать это определение. КАДР 27 Подсчитаем результаты. Итог урока: цели достигнуты. Победила команда ….. Победили все вместе ! |
1..Учитель предлагает вспомнить тему и главный вопрос урока 2..Предлагает выслушать ответы. 3.. Совместно с учащимися делает вывод 4.. подводятся результаты командные и индивидуальные 4.. Оценивает работу учащихся |
1..Отвечают на вопросы , делают выводы. Излагают своими словами понятие «жизнь» 2.. Эмоциональ- но реагируют на собственные достигнутые результаты. 3.. Урок заканчивается на позитиве, уч-ся довольны собой. |
Подсчет баллов за 1,2,3тур командные и индивидуальные достижения Цели и успехи класса в достижении целей « победили мы все !» |
Презентация сопровождение урока "Критерии жизни" урок-турнир
PPTX / 10.03 Мб
Степушева Наталья Олеговна