12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Кухарь24

Тема: Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Учебник: УМЦ под ред. В.В.Бабайцевой.

Цель: осознание учащимися практической значимости материала по теме «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» и ценности совместной деятельности.

Задачи урока:

образовательные:

- расширить представления о лексике как науке о языке;

- знать о существовании в языке слов общеупотребительных и ограниченных в употреблении и научиться определять стилистическую окраску слова;

- уметь пользоваться толковым словарём и читать специальные пометки, указывающие на особенности употребления слова;

- научиться определять роль диалектных и профессиональных слов в художественном тексте;

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; формулировать собственную точку зрения и аргументировать её;

воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку и ценностному отношению к слову;

- поощрять уважительное отношение к иному мнению, умение вести дискуссию в рамках этических норм.

Планируемые результаты.

Личностные:

- развивать интерес к родному языку и разным пластам лексики;

- стремиться к развитию речи, обогащению словаря.

Предметные:

- расширить представления о лексике как науке о языке;

- научиться разграничивать слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении, определять роль последних в художественном тексте.

Метапредметные:

- прогнозировать свой результат;

- строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование.

Учебники теории и практики из УМК под ред. В.В.Бабайцевой.

Презентация «Профессиональные слова»

Школьный толковый словарь русского языка под ред. М.С.Лапатухина (по 1 книге на парту).

Ход урока.

Оргмомент.

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель. Друзья, мы начнём наш сегодняшний урок с повторения. Нас ждёт лексический диктант. Давайте вспомним технику его проведения…

Ученики. В диктанте надо по лексическому значению слова определить, о каком понятии идёт речь. Например, вечнозелёное хвойное дерево с прямым стволом, шишками и длинной хвоей – это сосна.

Учитель. Кто готов пойти к доске? (Ученики вызываются по желанию; есть возможность спросить трёх учеников, которые могу работать независимо друг от друга на разных частях доски; проверка и обсуждение в классе идут после записи каждого понятия). Итак, готовы?

Текст лексического диктанта

Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав (лексика), основная единица языка (слово), то, что обозначает слово (лексическое значение), слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные слова), слова, имеющие два и более лексических значений (многозначные слова), слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы), слова одной и той же части речи, близкие по своему лексическому значению (синонимы), слова, заменяющие друг друга только в данном тексте (текстовые синонимы), слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению (омонимы), слова, которые употребляются представителями той или иной профессии…

Выявление затруднения. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Ребята, почему у нас возникло затруднение с определением последнего понятия?

Ученики. Мы ещё незнакомы с такими словами.

Учитель. Правильно. Это особая группа слов, которой мы посвятим сегодня урок. Давайте запишем тему: «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении». Что в формулировке темы является сложным для понимания?

Ученики. Тема звучит понятно. Лексика – раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Общеупотребительные слова – слова, которые употребляются всеми носителями языка независимо от места их проживания, образования, профессии и т.д. Например, добро, мама, родина. Слова, ограниченные в употреблении, - это слова, значение которых понятно не всем.

Учитель. Как вы думаете, почему?

Ученики. Например, в формулировке лексического диктанта это слова, которые употребляются представителями той или иной профессии. Т.е. представителям других профессий они могут быть неизвестны. Например, тубус – футляр для хранения чертежей инженеров. Или стетоскоп – прибор, используемый в медицине для выслушивания шумов в организме человека.

Учитель. Могут ли к лексике, ограниченной в употреблении, относиться слова, ограничение которых не связано с профессией? Могут быть другие критерии ограничения?

Ученики. Да. Ограничением может быть возраст, образование, социальное положение, место проживания, хобби, спорт и т.д.

Учитель. Давайте в соответствии с вашими открытиями сформулируем цель и задачи нашего урока (ученики с помощью учителя формулируют цель и задачи).



Открытие нового знания. Профессионализмы.

Работа с презентацией.

Учитель. Внимание на экран. (Предложение «Ловким движением токарь закрепляет резец на суппорте»). Прочитайте предложение самостоятельно и выпишите из него слова общеупотребительные. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте себя в парах. Какие слова вы выписали?

Ученики. Ловким, движением, токарь, закрепляет.

Учитель. Какие слова остались незаписанными?

Ученики. Резец, суппорт.

Учитель. Всем ли понятно значение слова «токарь»? Нам могут помочь мальчики, которые на уроке технологии знакомились с этой профессией. (Ответы мальчиков, обобщающее слово учителя). Внимание на экран. (Слайд 2. Фотография. Предложение «Токарь – рабочий-станочник, который на станке режущим инструментом обрабатывает металлические или деревянные детали»). Можете ли вы, пользуясь данным определением, самостоятельно объяснить значение слова «резец»?

Ученики. Резец – режущий инструмент на станке токаря (токарном станке).

Работа со Школьным толковым словарём русского языка под ред. М.С.Лапатухина и др.

Учитель. Как узнать значение слова «суппорт»?

Ученики. Можно воспользоваться толковым словарём.

Учитель. Найдите самостоятельно значение этого слова в Толковом словаре русского языка под ред. М.С.Лапатухина. Обратите внимание на пометку рядом с ним.

Ученики. Суппорт – спец. Приспособление на металлорежущем станке для крепления резца.

Учитель (Слайд 3. Фотография станка и суппорта). Как вы думаете, что может означать пометка «спец».?

Ученики. Это слово специальное. Связано с какой-то специальностью.

Учитель. Да. Слова, употребляемые представителями той или иной профессии, называются специальными или профессиональными. Найдите в словаре другие специальные, или профессиональные, слова. (Ученики приводят примеры).

4.3.Закрепление. Работа с учебником.

Учитель. Откройте у. 754 на с.216.

4.4. Открытие нового знания. Диалектизмы.

Ограниченная в употреблении лексика

диалектные слова. Это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, на юге петуха называют кочет, на севере – пеун.

дом ( общеупотребит слово) изба –северорусское. Хата – южнорусское = синонимы

Ученики. Это слова, ограниченные в употреблении. Их значение понятно жителям только одной местности.

4.5. Работа с Толковым словариком учебника.

Учитель. Найдите в Толковом словарике учебника значение диалектного слова «мшара». Какая пометка отличает диалектные слова?

Ученики. Мшара – мшистое болото. Рядом есть пометка «обл.», т.е. областное.

Профессионализмы- спец. слова

4.6. Работа с учебником.

Учитель. Выполните устно задание у. 757 Итоги урока.

Выставление мотивированных оценок.

Домашнее задание: теория у. 756.1







t1594187128aa.jpg









Историзмы, архаизмы. неологизмы



– В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

– Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово.

В русском языке есть слова. Которые мы сейчас совсем не употребляем в своей речи. Они употреблялись в далеком прошлом.

Давайте посмотрим, как это было раньше. Попробуйте вспомнить из литературных произведений старинные названия частей тела.

шt1594187128ab.gif ея - выя

глаза - очи

щеки – ланиты

лоб – чело

палец-перст

плечи- рАмена

правая рука – десница

левая рука - шуйцА



. Такие слова вышли из активного употребления.

Устаревшими называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.


Давайте посмотрим, как бы выглядела фраза, если общеупотребительные слова в ней заменить их устаревшими синонимами.


Модник идет из цирка в театр по бульвару в галошах и с зонтиком.

Хорошилище грядет из ристалища на позорище по гульбищу в мокроступах и с растопыркой.


Давайте рассмотрим, в чем же отличие историзмов и архаизмов.


Схема:





Устаревшие слова



Архаизмы- слова, вышедшие из активного употребления, из за того, что их вытеснили более современные синонимы.

Историзмы- слова, вышедшие из активного употребления, из за того, что исчезли называемые ими понятия. У этих слов нет современных синонимов в

русском языке



Вспомним описание Гарасима из произведения Тургенева « Муму»


t1594187128ac.jpg

Вершок - это старинное слово, название не существующей в наше время меры длины.

Был равен ширине двух пальцев ( указательного и среднего и составлял 4,44см) Название этой меры длины происходит от слова вверх, т.е росток, стебелек, пробивающийся из- под земли.

Получается рост Герасима составлял 53, 28 см. Неужели этот литературный герой был карликом? Нет.

Историческая справка:

В 19 веке рост часто определялся в верщках, свыше обязательных для нормального человека 2х аршин , равнявшихся 142 см. Получается точный рост Герасима 2 аршина 12 вершков =1м.95 см.


Каждый год в русском языке возникают новые слова. Такие новые слова называют неологизмами.

Неологизм- новое, недавно появившееся слово в русском языке.

Во многих странах проводится конкурс слово года. В 2009 году самыми популярными стали: зомбоящик- телевизор, брехлама- реклама, которая всегда обманывает, гуглик- единица интернета, вампьютер- вампир- компьютер по отношению к человеку., впавшему в компьютерную независимость.

Неологизмами 2010 года стали слова: лыбик- смайлик, музоль- надоевший музыкальный хит.

Продолжительность жизни этих слов невелика, т.к. они очень быстро становятся общеупотребительными. Например, слово - детектив, Его придумал Марк Твен



В 13 веке известный путешественник Марк Поло посетил Китай и был поражен богатствами этой страны. Чтобы передать свое восхищение он придумал слово миллион. Милли - по итальянски означает тысяча,

а конечное оне - соответствует русскому суффиксу ищ,

Чешский ученый подсчитал. Что 90% неологизмов составляют термины.


М.В Ломоносовым в нашу речь были введены следующие слова:

Кислород. Водород. Предмет, опыт.


Среди научных терминов, которые когда0то воспринимались как неологизмы , можно отыскать одно из самых длинных слов в русском языке, состоящее изи44 букв:

Метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакредин

Это название химического вещества.


Давайте придумаем неологизм, состоящий из 7корней и 31 буквы.

Как вы думаете. Как можно назвать человека, который ремонтирует все эти предметы:

Машины, мотоциклы. Велосипеды ,фотоаппараты, телевизоры, радиоприемники

Автомотовелофототелерадиомонтер


Задание: выписать из текста устаревшие слова, определить их тип и объяснить значение.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…(Тургенев И.С. «Муму»).


Антресоль – в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками – историзм.

Барыня – человек из привилегированных классов – историзм.

Дворней – при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме – историзм.

Челядь – дворовые слуги помещика – историзм.

Вершок – 4,5 см. Герасим – 196 см – историзм.

Избушка – деревянный крестьянский дом – историзм.

Тягловый – государственная повинность крестьян в России XIX века – историзм.

Пахал – взрыхлять землю (при помощи сохи) – архаизм.

Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли – историзм.

Дело спорилось – удавалось, протекала успешно – историзм.

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, мы познакомились с устаревшими словами.

Дайте определение терминам «историзмы» и «архаизмы».

Где мы можем узнать значения устаревших слов?

Где мы можем встретить такие слова? С какой целью их употребляют?

– Действительно, уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам казались нужными. Может быть, наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, понятных нам слов.

Старый словарь где-нибудь откопают.

В споре сойдутся ученые мира:

Что означает лентяй и задира?

Что значит неряха, завистник, болтун?

Куда они делись – на Марс, на Нептун?

(В. Коркин «Откуда берутся лентяи?»)

– Какие слова, по вашему мнению, должны бы исчезнуть обязательно?

(Лентяй, задира, неряха, завистник, болтун).

Домашнее задание.

Теория упр 763, 767 - устно







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.