12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парфирова Вероника Александровна18
учитель начальных классов
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
2

Тема урока: Орфограммы корня (сопоставление правил о написании безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова)


t1609323242aa.gif


t1609323242ab.gif




ПАРФИРОВА ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель начальных классов

высшая категория

МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А.Туполева»

г.УЛЬЯНОВСК

2020-2021 учебный год






Тема: «Орфограммы корня»

(сопоставление правил о написании безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова)

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Педагогические цели: создать условия для формирования умения сопоставлять правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков; решать орфографические задачи в корне слова; способствовать развитию навыка правописания слов на основе трёх орфограмм; воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: применяют ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, парных по глухости - звонкости и непроизносимых согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; проверяют написанное; находят и исправляют орфографические ошибки.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, удовлетворение от осознания своих достижений.

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и выполняют действия для её решения, контролируют и оценивают процесс и результаты своей и чужой работы.

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение средств языка, делают выводы, обобщают изученные тайны русского языка.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении вопросов, высказывают свою точку зрения, аргументируют её, слушают мнения других, соблюдают правила речевого поведения.

Формы, методы: работа в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.

Задания-измерители - списывание с объяснением для детей с ОВЗ, запись предложений под диктовку с последующей проверкой с эталоном, работа по карточкам.

Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация.




Прозвенел звонок,

А это, значит, начинается наш урок…урок русского языка

- Ребята! В этот зимний день так хочется тепла! А что может подарить тепло? (Солнышко) Ваши улыбки –как солнышко. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу! А теперь повернитесь ко мне и подарите ваши улыбки. Ведь улыбка украшает человека, дарит окружающим доброе настроение. Только такое настроение нам понадобится для нашего урока.

(запись числа, работа в нём с интересными словами и орфограммами в них)

Высказывают свои мысли, создают себе ситуацию комфорта

(обращение к гостям)

- Мы рады приветствовать вас в нашем классе…

Оформляют тетради, отвечают на вопросы учителя

Личностные УУД : проявляют интерес к познанию русского языка



2.

Актуализация опорных знаний.


Цель: возникновение вопроса, на разрешение которого направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.


Мозговой штурм.

-Как называется общая часть однокоренных слов? (корень)

-Как называется гласный, на который падает ударение? В сильной или слабой позиции он? (ударный, в сильной позиции)

-Как называется гласный, на который не падает ударение? В сильной или слабой позиции он? (безударный, в слабой позиции)

- Что происходит в словах с парными согласными? (оглушение, озвончение)

- Как называются согласные, которые мы не слышим, но в словах пишем? (непроизносимые)

- Как называется опасное место в слове? (орфограмма, орфографическая задача)

- Ваши ответы на вопросы пригодятся нам сегодня на уроке и помогут сформулировать тему урока.

Высказывают свои мысли.


Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.


.



Личностные УУД : осмысление, мотивация к изучению учебного материала

Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий


Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли


3.

Самоопределение к деятельности.


Цель: развитие навыка совместной работы,  исследовательских, коммуникативных умений, подготовка сообщения и выступления перед классом.


Работа в парах.

- Для каждого ряда я приготовила слова, которые лежат в конвертах, одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое и почему?

1 ряд: снеговик, радостный, снежинка

2ряд: гладкий, скользкий, снега

3ряд: сердце, шубка, солнце

- Какое слово лишнее? Почему?

1 ряд: лишнее слово «радостный», потому что 2 слова на орфограмму безударная гласная;

2 ряд: лишнее слово «снега», так как 2 других - это орфограмма парные согласные;

3 ряд: лишнее слово «шубка», так как 2 слова на орфограмму непроизносимые согласные.

- Названные вами орфограммы где пишутся? (в корне слова)

- Запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы и выделите корень.

Проверка задания.


Организовывают свою

деятельность.


Работают в парах.


Проводят мини-исследование для


решения проблемной

ситуации.


Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.


Записывают в тетрадь разобранные слова.


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: исследование, выделение и отбор необходимой информации.



Регулятивные УУД:


саморегуляция как способность к преодолению препятствий


Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли




4. Физкультминутка.


Игра «Снежинка, льдинка, сугроб»

Выполняют физически

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

5.

Постановка проблемы. Целеполагание.


Цель: поиск и отбор фактов для обоснования исследования всем классом.

Фронтальное исследование.

( на доске) БГ ПС НС

- Ребята, как вы полагаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать эти орфограммы?

1. Написание безударных гласных в корне слова.

Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

2. Написание парных по глухости – звонкости согласных в корне слова.

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный звук.

3. Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.

- Ребята, но мы умеем применять правила и проверять эти орфограммы.

Я предлагаю СОПОСТАВИТЬ ОРФОГРАММЫ КОРНЯ, Т.Е. ПРОВЕСТИ МИНИ - ИССЛЕДОВАНИЕ «Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Нельзя ли попробовать найти одно общее правило для всех трёх случаев?»

Итак, сформулируйте тему урока («Орфограммы корня»)

- Сегодня мы попытаемся создать общее правило для всех трёх случаев.

1.Узнаем – есть ли взаимосвязь ( сопоставим…) РЕШИМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ

2.Научимся применять эти правила…

3.Будем учиться проверять написанное; находить и исправлять орфографические ошибки.

Рассказывают правила решения орфографических задач


Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.







Высказывают свои мысли.


Формулируют с учителем цель и задачи мини -исследования.



Личностные УУД : осмысление, мотивация к изучению учебного материала



Познавательные УУД: осуществляют анализ, синтез, сравнение средств языка, делают выводы, обобщают изученные тайны русского языка



Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий




Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.



6.

Поиски решения поставленной орфографической задачи. Первичное осмысление и закрепление.


Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.

Определяем, каким правилом воспользоваться, чтобы правильно написать буквы в словах:

Рябина.

Я люблю это в [и] твистое дер [и] вце. Его з [и] лёные л [и] сточки ш [и] лестят даже при лё [х] ком в [и] т [и] рке. Это радо [сн] ое дер [и] во всем улыбается. (По И. Соколову-Микитову)

В большинстве слов есть орфограмма «безударные гласные в корне слова». Способ проверки..(Надо подобрать проверочное слово. Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным) БУКВА…..СПОСОБ ПРОВЕРКИ ……

В остальных словах проверяем написание парных по глухости-звонкости согласных и непроизносимых согласных (чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно, чтобы после него следовал гласный звук)

БУКВА…..СПОСОБ ПРОВЕРКИ ……

Запись предложений в тетрадь с проверкой.

- Ребята, КАКОЕ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ помогло проверить все эти разные орфограммы? ( В каждом СЛУЧАЕ нужно подобрать проверочное слово)

Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью ОДНОКОРЕННЫХ слов ИЛИ ФОРМЫ СЛОВА. Учат правописанию корня.

- Вспомним цель нашего исследования. Какую орфографическую задачу мы решали? (Создать общее правило для трёх случаев)

- Как оно будет звучать? (чтобы решить орфографические задачи, нужно подобрать проверочные однокоренные слова)

- Чем эти правила отличаются? (Тем как мы проверяем орфограммы)

(НА ДОСКУ) Как проверяем…

Запись текста под диктовку с последующей проверкой.

Cписывание с объяснением для детей с ОВЗ.



Высказывают свои мысли.



Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.





Анализируют варианты проверочных слов.


Формулируют результаты деятельности в виде правила.







Записывают под диктовку предложения в тетрадь с последующей проверкой по эталону

РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: моделирование


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.










РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий


7. Обобщение Повторение и закрепление изученного.


Цель: формулирование заключения о доказанности исследования на основании оценённых и систематизированных ранее данных


Коллективная работа.

( определяем, какие орфограммы есть в корнях слов,  и объясняем их)

Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На небе яркое солнце.

ТАКОЕ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВА ПОМОГАЕТ ПИСАТЬ БЕЗОШИБОЧНО ДИКТАНТЫ…, ВИДЕТЬ ОШИБКИ В СЛОВАХ.



Высказывают свои мысли.


Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.


Формулируют результаты деятель­ности в виде правила.

Записывают в тетрадь разобранные предложения.


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: способы

решения задач


Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли


РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения

8. Подведение итогов, рефлексия

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.


На уроке вы узнали, что, …….(когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом)

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

t1609323242ac.png

- Ребята, пришло время подвести итог урока.

- Что нового каждый из вас взял в свой багаж знаний?

- Какие трудности возникли?

- Кто сможет ещё раз повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, парной и непроизносимой согласной в корне слова?

- Молодцы! Спасибо за труд. Вы были активны, дружно работали, помогали друг другу.


Анализируют варианты проверочных слов, предложенных ими в начале урока.


Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.



Памятка- таблица в подарок.

Личностные УУД: осмысление



Познавательные УУД: логические: наблюдение , сравнение, умозаключение.



Регулятивные УУД: оценка успешности усвоения



Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли


9.

Домашнее задание

Распределите слова в три группы по орфограммам. Запишите слова в столбики, решая орфографические задачи.
Гиган?ский, выш . вка, блу . ка, капус?ный, уд . лить, шеф?ство, в . шнёвый, зале . , про . ьба, побе . , ш . лун, повис?нуть, каме . ки, чудес . ный, выр . зать.

Прочитайте текст. Решите орфографические задачи, устно доказывая выбор букв.

Заботливая барсучиха.

Выт . щила барсучиха из н . ры св . их м . лышей. Сча  сл'  ивые барсучата нач . ли играть на з . лёной тра . ке, радуясь тёплому солнцу. Мать с . дела рядом, ст . рожила д . тишек. Вот хру  сн ула ве . ка. Барсучиха осм . трелась. Она явно почу ств овала опа  сн ость.


Решите орфографические задачи в тексте.

Октябрь был х . лодный и нена [сн] ый. Тесовые крыши поч . рнели. Тр . ва в саду пол . гла. Над лугами т . щились рыхлые тучи. Сыпал до .. ь. П . стухи перестали г . нять в луга стадо. До в . сны затих п . стуший р . жок. (К. Паустовский)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.